Лад и тональность. Лад и его значение. Устойчивые и не устойчивые звуки. Тоника. Субдоминанта, доминанта. Медианты.


КОНСПЕКТ УРОКА
Дисциплина: ЭТМ, гармония
Тема: Лад и тональность. Лад и его значение. Устойчивые и не устойчивые звуки. Тоника. Субдоминанта, доминанта. Медианты.

Требования к освоению дисциплины общеобразовательного цикла
(Выписка из ФГОС СПО по специальности 53.02.01)
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их.
ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях.
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.
ПК 2.1. Определять цели и задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки.
ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательном учреждении.
ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.
ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.
ПК 3.5. Импровизировать в определенных музыкальных жанрах и стилях.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины (Выписка из рабочей программы)
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;
анализировать аккордовую структуру в произведениях разных стилей, определять стилевые особенности в гармоническом  языке произведения;
построить заданный аккорд или аккордовую последовательность в учебном четырехголосии;
анализировать аккордовые построения в учебной и музыкально – художественной литературе;
играть однотональные и модулирующие аккордовые построения  в виде аккордовых последовательностей в форме периодов.    
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные исторические периоды развития музыкальной культуры; особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки;
принципы формообразования и гармонии;
особенности ладовых систем;
основы функциональной гармонии;
типы строения различных аккордов;
функциональную принадлежность аккордов, их обращения и разрешения
Тема: Лад и тональность. Лад и его значение. Устойчивые и не устойчивые звуки. Додекафония. Тоника. Субдоминанта, доминанта. Медианты.
Требования программы: освоение и накопление навыков построения и анализа аккордов, их обращений и разрешения.
Цель: дать сведения о тональностях – мажор и минор, устойчивых и неустойчивых звуках. Освоение и закрепление навыков работы с основными ступенями лад. Использование накопленных знаний на практике.
1. Обучающая:
Расширить представление о ладе и его значении, на каких ступенях строятся основные трезвучия лада.
Применение технических формул в сочетании с работой над художественным  исполнением. (ОК.4, ПК 3.1., ПК 3.5.)
2. Развивающая:
Развивать слуховое восприятие музыки. Развивать мышление,  умение анализировать, самостоятельность в работе.
(ОК.4, ПК 2.5.)
3. Воспитательная:
Овладение навыками сотрудничества, взаимопомощи, отзывчивости. (ПК 1.3., ПК 2.2.)
Осуществление профессиональной направленности при анализе урока. (ОК.1, ПК 1.3., ПК 1.4.)
Формировать систематичность приобретения профессиональных навыков. Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом.
Тип урока: получение и закрепление новых навыков
Форма урока: групповая
Оборудование: Рабочие места по количеству обучающихся, Рабочее место преподавателя, Комплект учебно-методических материалов. Наглядные пособия (схемы, таблицы). Технические средства обучения: фортепиано,  ноты, рабочая  тетрадь ученика.
Структура урока:
оргмомент (2 мин)
проверка домашнего задания, повторение ранее изученного (мотивационный) (10 мин)
закрепление знаний (23 мин)
домашнее задание (3 мин)
итог урока (2 мин)
Планируемые результаты:
Личностные: учащийся должен понимать социальную значимость приобретаемых знаний, уметь организовать собственную учебную деятельность и нести ответственность за приобретенные знания.Межпредметные: уметь организовать, определить и контролировать способы решения профессиональных задач, овладеть профессиональными навыками и логическими действиями анализа.
Предметные: продолжить обучение музыкальным навыкам, умению анализировать и применять полученные навыки.
Литература:
Дубовский И. Учебник элементарной теории музыки [Текст] / И. Дубовский. – М.: Музыка, 2011 г. - 438с.
Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки [Текст] / В. Хвостенко. – М.: Музыка, 1964.- 284 с.
http://www.partita.ru/http://www.mosconsv.ru/http://www.conservatory.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/http://forum.myflute.ru/http://notoboz.ru/instrumets/Ход урока:
Этап урока Цель этапа Деятельность педагога Деятельность ученика Результат
1.Оргмомен. 2.Проверка домашнего задания. (мотиваци-онный)
Выявление и ликвидация пробелов в знаниях студентки по предыдущему и мотивация на изучение нового.
ОК.1, ОК.4 Приветствие,  диалог об успеваемости студентов.
Урок начинается с беседы о том, что было пройденного на прошлом уроке.
Педагог проверяет домашнее задание из сборника Хвостенко. Выясняет спорные моменты, при выполнении заданий. Выставляет оценки за проделанную работу. - Анализируют, делают выводы,
- Самостоятельно определяют цель изучения нового материала, план урока. Домашнее задание проверено. Проводят рефлексию.
Умело нашли правильный ответ, умеют формулировать задачи.
3.Закрепление знаний
Способствовать отработке навыков, организовать самостоятельную работу учащейся
ОК.1 ОК.4
В продолжении беседы педагог, просит студентов рассказать, что такое лад и тональность, одинаковые это понятия?
Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады.
Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Мажорный лад состоит из семи звуков. Начальная, самая устойчивая ступень лада называется тоникой. Расположение звуков в порядке увеличения высоты называется гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Ступени обозначаются римскими цифрами. Ступени мажорной гаммы (лада) образуют последовательность секунд: 6.2, 6.2, м.2, 6.2, 6.2, 6.2, м.2.
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень — тоника (Т);
II ступень — нисходящий вводный звук;
III ступень — медианта;
IV ступень — субдоминанта (S);
V ступень — доминанта (D);
VI ступень — субмедианта;
VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие - основу лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада — неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням.
Наиболее острые тяготения — полутоновые.

Высота, на которой расположен лад, называется тональность. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: До мажор, Фа минор и т. д.
Медиа́нта (от лат. media — средняя) в мажоро-минорной системе ладов название ступеней, находящихся между тоникой и одной из доминант.
Верхняя медианта — III ступень, находящаяся между I и V ступенями, то есть между тоникой и доминантой.
Нижняя медианта — VI ступень, находящаяся между IV и I ступенями, то есть между субдоминантой и тоникой.
Трезвучие, построенное на одной из медиант, заключает в себе два общих звука с тоническим трезвучием, поэтому помимо своей основной функции (доминанты для трезвучия III ступени или субдоминанты для трезвучия VI ступени) может нести и тоническую.
На ступенях каждого семиступенного лада мы можем построить семь различных трезвучий. Чтобы применять эти трезвучия, нужно познакомиться с их функциями. Трезвучию каждой ступени каждого лада соответствует определенная функция.
Начнем с трех основных функций, без которых немыслима европейская классическая музыка и все основанные на ней жанры.
Первая, самая важная функция соответствует, как можно догадаться, I ступени лада. Трезвучие этой ступени называется тоническим трезвучием или тоникой (аналогично названию самой ступени). Наклонение этого трезвучия (мажор или минор) всегда совпадает с наклонением тональности. Тоника символизирует спокойствие, статику, завершенность (то, что в музыке называют «устоем»).
Вторая по важности функция соответствует трезвучию V ступени и называется доминантой. В натуральном и гармоническом мажорах, а также в гармоническом и мелодическом минорах доминанта является мажорным трезвучием. Доминанта — неустойчивый аккорд лада, символизирует стремление в тонику. Вслед за аккордом доминанты чаще всего идет именно тоника, и предпоследним аккордом произведения (перед заключительной тоникой) часто бывает доминанта.
Наконец, третья из основных ладовых функций представлена трезвучием IV ступени и называется субдоминантой. Субдоминанта более устойчива, нежели доминанта, но не столь устойчива, как тоника. Она символизирует собой «отдаленный», «альтернативный» устой, противопоставляя себя тонике. Субдоминанта как бы сообщает слушателю, что вдали от тоники тоже существуют спокойствие и статика, но они не столь совершенны, как сама тоника.
Педагог предлагает построить от заданных звуков мажорную и минорную тональности и определить – тонику, субдоминанту, доминанту. -Отвечают на вопросы.
-Обсуждают и предлагают варианты ответов.
- Наблюдают за учителем, анализируют собственные действия.
- Самостоятельно анализируют Применяют полученные знания,
Используют данные музыкального анализа в самостоятельной работе,
Умеют находить способы действий.
4. Домашнее задание Задать домашнее задание.
Напомнить о порядке выполнения домашнего задания.
ОК.1, ОК.4 После задания студенты сами оценивает свою работу на уроке, далее преподаватель делает выводы, насколько эффективной была работа студентов на уроке. Напоминает о порядке выполнения домашнего задания. В качестве домашнего задания, студентам предлагается выполнить упражнения из сборника Хвостенко, тема «Лад, тональность». Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы Проводят рефлексию. Вспоминали порядок выполнения домашнего задания.
5. Итог урока Подвести итоги работы по теме.
Учить умению самостоятельно оценивать собственные достижения, выяснению причин затруднений.
ОК.8 Обобщить урок. Дать возможность студентам самим сформулировать тему урока, подвести итоги и отметить уровень овладения и применения новыми знаниями.
Итак, результат нашей совместной работы на уроке будет виден в последствие. Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы. Подвели итоги работы на уроке.
Учились проводить рефлексию.