Урок комплексного применения знаний и способов действий.


6 класс
Урок комплексного применения знаний и способов действий.
Форма. Интеллектуальная игра.
Тема: «Это что невидаль : Вечера на хуторе близ Диканьки? Что это за вечера?»
Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная без жеманства, без чопорности. А.С.Пушкин
Цель. 1. Учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры.
2.Развивать навыки самостоятельной работы учащихся по анализу произведения в группах.
3.Воспитывать заинтересованность в осознании чтении произведений писателя.
Оборудование. Портрет Н.В.Гоголя; выставка книг «Вечера на хуторе близ Диканьки» в различных изданиях; карточки с заранее подготовленными вопросами для работы в группах.
Подготовка урока
На проведение занятия отводится 2 часа. Учащимся было дано заранее прочитать повести Н.В.Гоголя: « Сорочинская ярмарка» , « Вечер накануне Ивана Купала», « Заколдованное место». Все перечитали « Предисловие» к циклам повестей.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сегодня у нас необычный урок. Тема нашего урока также своеобразная: «Вечера на хуторе близ Диканьки. Что это за вечера?»
-Откуда эти строки Н.В.Гоголя? Как вы понимаете тему урока?
( Ответы учащихся, пояснения учителя)
В теме урока уже звучат вопросы, на которые мы должны дать ответ. «Это что за невидаль?». Что за вечера?» Иначе говоря, в чем же своеобразие гоголевских «Вечеров…»
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Форма урока тоже необычайная. Наш урок - соревнование между командами, своего рода интеллектуальное состязание на лучшее знание повестей Николая Васильевича Гоголя из цикла « Вечеров…» и их художественного своеобразия.
Целью урока является не только умение применять знания о повестях Гоголя в ситуации соревнования, но и умение работать в группах, учиться распределять обязанности в группе, учиться красиво общаться во время урока. Только в этом случае возможна победа всей команды.
Итак, первый вопрос для всех. Нужно прослушать мой рассказ и продолжить его, связав с эпиграфом урока и с именем автора, которому принадлежат слова эпиграфа. Прочитайте эпиграф. А теперь послушайте мой рассказ.
20 мая 1831 года состоялось долгожданное знакомство Гоголя с Пушкиным. Летом 1831 года оба они жили в Царском Селе и часто встречались. Пушкин работал над своими сказками, Гоголь заканчивал первую часть «Вечеров…»
Впоследствии Н.В.Гоголь рассказывал: «Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я»
(Далее дети продолжают)
Побеждает та команда, представитель которой первым правильно восстановит события, расскажет о взаимоотношениях Пушкина и Гоголя, об отзыве Пушкина на первое издание «Вечеров…». Ответивший получает цветную карточку - жетон , по количеству которых будут выставляться оценки в конце занятия.
Затем работа идет по командам(рядам). В каждой команде-2-3 группы(в зависимости от количества учеников в классе). Они получают задание написать по памяти названия из повестей из цикла» Вечеров»
-Первая группа- из первой части цикла.
-Вторая часть- из второй части.
-Третья группа- по выбору. Должна получиться следующая запись:
1-я группа
Предисловие.
«Сорочинская ярмарка»
«Вечер накануне Ивана Купала»
«Майская ночь, или Утопленница»
«Пропавшая грамота»
2-я группа
Предисловие.
« Ночь перед Рождеством»
«Страшная месть»
«Иван Федорович Шпонько и его тетушка»
Заколдованное место»
Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.
Следующий этап урока. Анализ прочитанных повестей Гоголя по командам.
Цель работы на этом этапе- определение художественных особенностей повести, прочитанной дома.
Работа внутри команд распределяется по группам.
Каждая группа получает задание-карточку, на которую готовит ответ. Учитель выполняет роль консультанта, при необходимости показывая , что сделать, чтобы правильно ответить на вопросы карточки.
Всем команды получают одинаковые вопросы, но к разным произведениям( 1-й ряд- «Сорочинская ярмарка», 2-й ряд-«Вечер накануне Ивана Купала», 3-й ряд-«Заколдованное место»)
В каждой карточке сначала дается информация для размышления,- сами вопросы.
1-ая группа
1.Вслед за названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» есть подзаголовок: «Повести, изданные пасечником Рудым Паньком», (Рудый- значит рыжий, Пасечник- это пчеловод).
Перед первой и второй частями «Вечеров…» есть предисловие, которое ведется от лица этого пчеловода.
Он же предлагает словари.
Вопрос о том, почему именно этому» пасечнику» доверяет Гоголь самый первый разговор с читателями, волновал многих. Другие думали, что в этом отражена близость к народному творчеству.
-Кто из них прав? Обоснуйте свое мнение примерами из прочитанной вами повести.
2.Перечитайте еще раз эпиграф урока. Найдите в прочитанной вами к уроку повести подтверждения этой пушкинской фразы.
Что именно вызывает смех в найденном вами эпизоде? События или то, каким языком они переданы?
2-ая группа.
Один из современников Гоголя, прочитав повесть, сказал: «Никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка…»
В письмах к матери И.В.Гоголь прочит написать ему «об Иване Купале, о русалках… Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий…»
–Какие из них Гоголь использовал в прочитанной вами повести?
3-я группа
1.Николай Васильевич Гоголь очень любил использовать гиперболы и сравнения, как это часто бывает в народных произведениях. Его гиперболы: «Редкая птица долетит до середины Днепра», «Миллион козацких шапок высыпал на площадь…». Сравнение: «Козаки наши ехали бы, может, и далее, если бы не обволокло всего неба ночью, словно черным рядном, и в поле стало так же темно, как под овчинном тулупом»-Найдите в прочитанной вами к уроку повести еще примеры гипербол и сравнений. Определите их роль в тексте
После обсуждения вопросов и подготовки ответов команды начинают отвечать. Отвечающего по каждому конкретному вопросу выбирают все члены группы(4человека). При ответе учитывается правильность информации, выразительность речи. В зависимости от этого отвечающий может получить для себя и всей команды от одного до трех жетонов
Представители других команд могут задавать вопросы любому отвечающему, если им что-то покажется непонятным.
Победителем интеллектуальной игры становится команда, набравшая наибольшее количество карточек- жетонов за ответы. Выбирается ученик- главный» знаток» повестей Гоголя.
Итог урока. Это, во-первых, итог игры. Во- вторых, это ответ учащихся на вопрос о художественном своеобразии повестей И.В.Гоголя. В каждом ряду учащиеся по цепочке делают запись:» Своеобразие художественного мира повести Гоголя- это…»
Собрав тетради, учитель уточняет и дополняет ответы шестиклассников. Словесно поощряет самых активных участников игры. Оценки выставляются в зависимости от набранных жетонов.
Домашнее задание.
1Составить кроссворд по словарю Гоголя или по одной из повестей цикла ( по выбору).
2.Если не все повести из цикла «Вечеров…» прочитаны, то прочитать их.
Кроссворд№1 по словарю И.В.Гоголя
По горизонтали:3 пчеловод. 4.Каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов.8.Управитель уездного города. 9.Шапка с ушами.11.Чиновник, исполняющий полицейские функции 12.Золотая или серебряная тесьма. 15.Сумка кавалериста. 16.Окрестные селения. 17. Повар. 18.Хлопчатобумажная ткань, похожая на шерстяную. 19.Кусочки текста, сваренные в воде или молоке.,По вертикали:1.Трубка для курения. 2.Вареная водка с пряностями.3.Судья по делам размежевания земельных владений. 5.Сорт хлопчатобумажной ткани.6.Род шерстяного передника у женщин. 7.Весельчак. 10.Щеки. 13.Небольшой хлеб, несколько плоский. 14.Прислужник в церкви. 20.Письменный договор, включающий обязательства обеих заключающих его сторон.
Ответы.
По горизонтали: 3.Пасечник 4.Кутья.8.Городничий .9.Капелюха.11.Комиссар.12.Галун.15.Ладунка.16.Околодок .17.Кухмистр.18.Гарус.19.Галушки.
По вертикали: 1 . Люлька 2.Варенуха. 3.Подкоморий. 5.Китайка. 6. Запаска. 7. Шибеник. 10 .Ланяты. 13Паляница. 14.Пономарь. 20.Контракт