ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФАКТОР
АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ
Неустроева И.А.
Современное дошкольное образовательное учреждение - сложная развивающая система, которая требует грамотного управления.
Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность, а, следовательно, и ответственность руководителей за результаты. Сегодня можно с уверенностью сказать о выходе большинства ДОУ в режим поиска, являющийся промежуточным этапом на пути к режиму развития.
А.А. Майер считает, что к признакам деятельности в режиме развития можно отнести:
- актуальность поиска решения проблемы, имеющей существенное значение для дошкольного образования;
- участие в работе большинства педагогов, инновационный потенциал коллектива, удовлетворенность каждого результатами деятельности;
- характеристики результатов развития: эффективность (определяется по соотношению идеального и реального итогов), оптимальность (устанавливается при сравнении затрат и полученных результатов);
-показатели инновационного развития: устойчивость и воспроизводимость, повторяемость и стабильность высоких, качественно отличных от прежних результатов;- улучшение всей системы ДОУ в целом и каждого ее элемента
Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления процессом обучения - это педагогический менеджмент, т.е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества. Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует руководителя на удовлетворение потребностей рынка, постоянное повышение эффективности производства, свободу принятия решений, разработку стратегических целей и программ и их корректировку в зависимости от запросов потребителя. Новые социально-экономические условия ставят образовательное учреждение перед множеством проблем, к решению которых многие руководители не достаточно подготовлены. В современных условиях в сфере образования стало нормой получать второе образование именно по специальности «Менеджер организации». Дошкольные образовательные учреждения включились в этот процесс, сегодня уже есть заведующие нового поколения, для которых является нормой управлять по-новому, используя приобретенные знания. И закономерно, что образовательные учреждения, которыми они руководят, получают статус высшей квалификации. Крайне необходимо обеспечить сферу образования подготовленными кадрами в области инновационного менеджмента, т.е. менеджерами, способными отвечать запросам рынка, эффективно и быстро проходить путь от выдвижения научной идеи до ее практической реализации.
Проблема управления образовательным учреждением является одной из самых давних и сложных в теории и практике образования. С утверждением нового поколения государственных образовательных стандартов возникла актуальная потребность в создании эффективного инструментария управления инновационным образовательным учреждением как развивающей средой на всех уровнях.
Закрепление в педагогической науке понятия «управление», а на данном этапе развития образования и понятия «педагогический менеджмент», связано, прежде всего, со становлением управления как самостоятельной области знания. Потребность изучения теории менеджмента в педагогике и практике продиктована жизнью, ростом запросов общества к качеству образовательных услуг.
В современных условиях особая роль уделяется управленческому мастерству. Основные аспекты этой деятельности руководителя основываются на позициях классического менеджмента. Остановимся на определении и соотношении ключевых понятий, какими являются «менеджмент» и «управление».Менеджмент – особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления. Менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия. Менеджмент – процесс постановки и достижения целей организации посредством использования и координации человеческих, технических и финансовых ресурсов в условиях взаимодействия со средой. Управление – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для постановки и достижения целей организации. При этом следует отметить, что в определениях оба процесса имеют общие характеристики:
- направленность на постановку и достижение целей;
- следование интересам организации;
- использование ресурсов организации.
Педагогический менеджмент – организация совместной деятельности ДОУ с культурно-образовательными учреждениями в целях удовлетворения запросов детей и их родителей; обеспечение полноценного развития детей с учетом современных требований общества к личности. Нам представляется, что педагогический менеджмент в дошкольном образовательном учреждении – это управление людьми и педагогическим процессом с целью создания благоприятной среды для выполнения целей и задач. Модернизация систем управления строится и формируется на основных принципах педагогического менеджмента:
‒ целеполагание как основа планирования, организации и контроля;
‒ целенаправленность управления (умение ставить цели с учетом реальности,социальной значимости и перспективности);
‒ кооперация и разделение управленческого труда, т.е. опора наколлективное творчество и разум;
‒ систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента;
‒ единоначалие и коллегиальность в управлении;
‒ рациональное сочетание прав, обязанностей, ответственности в управлении
и самоконтроле;
‒ сочетание гибкости, динамичности управления всей системой ДОУ и его
отдельными связями
В основе педагогического менеджмента лежат маркетинговая деятельность
и мониторинг.
Маркетинг образовательной деятельности – это действия в целях распространения образовательных услуг образовательного учреждения или какого-либо предприятия и улучшения образовательного климата внутри предприятия. В этом случае маркетинг рассматривается как управленческая концепция, в основе которой лежит логика последовательной реализации обобщенных функций управления: планирование. организация, руководство, контроль.
Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. По мнению ученых, педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей ОУ и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.
Согласно механизму управления современным ДОУ, порождающему принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса, структура этих отношений может быть представлена следующим образом: «детский сад – внешняя среда; «администрация -общественность; руководитель – подчиненный; педагог – педагог; педагог –родители; педагог – дети; ребенок – ребенок.» Таким образом, расширенный объект управления предполагает учет всех связей и отношений, которые складываются внутри детского сада и с окружающей средой.
Педагогический мониторинг предполагает диагностирование, прогнозирование, планирование, стимулирование, контроль на различных уровнях дошкольного образования. Модернизация систем управления нашего дошкольного учреждения сформирована на основных принципах педагогического менеджмента:
-  оптимальное соотношение централизации и децентрализации в управлении;—  единство единоначалия и коллегиальности в управлении;—  рациональное сочетание прав, обязанностей, ответственности в управлении и самоконтроля;
- осуществление научного подхода в управлении, преодоление формализма;  сочетание гибкости, динамичности управления всей системой ДОУ и его отдельными связями;—  сочетание государственных и общественных начал, расширение самоуправления;  опора на достижения научной организации труда. Только грамотный современный руководитель целенаправленно осуществляет свои управленческие функции, принимает эффективные решения в реальной жизни, оказывает непосредственную поддержку педагогическому коллективу в повышении педагогического мастерства и профессиональной подготовки. Такой руководитель создает оптимальные условия для каждого участника образовательного процесса в системе: педагог - ребенок - родители.
Основными компонентами системы управления являются директор, его заместители, педагоги, родители. Доминирующая роль в системе управления
принадлежит руководителю. Любая работа начинается с определения и постановки задач, которые находят свое отражение в планировании.
Цель планирования в нашем дошкольном образовательном учреждении заключается в выработке единства действий административного и педагогического коллектива, с одной стороны, и преемственности работы ДОУ со школой, семьей, культурно- образовательными учреждениями — с другой.
Основные задачи планирования:
1.  Обеспечение выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
2.  Выявление главных вопросов в деятельности педагогическогоколлектива.
3.  Определение конкретных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей.
Для успешной реализации цели и задач планирования необходимо руководствоваться принципами научности, оптимальности, комплексного подхода, перспективности, систематического подхода и коллегиальности.
В практике работы ДОУ используются перспективные (годовые,) и оперативные (месячные, ежедневные, календарные) планы. На сегодняшний момент апробированы разнообразные формы планирования: графическая, схематично-блочная, комплексная, циклограммно-сетевая, текстовая и комбинированная.
Наше ДОУ придерживается следующей технологии планирования работы
учреждения на год.
1.  Педагогический анализ деятельности ДОУ за предыдущий год
2. Определение достигнутого уровня развития коллектива ДОУ, формулирование целей и задач на новый период.
3.  Выявление путей решения поставленных задач и направлений дальнейшего развития коллектива.
4.  Корректировка структурной формы плана и определение ответственных за
составление каждого раздела.
5.  Комплектование творческих групп по разработке разделов плана; инструктаж участников творческих групп;
6.  Обсуждение проекта плана.
7.  Координация плана руководителем ДОУ
8.  Утверждение плана работы ДОУ на заседании педагогического совета.
Как показывает практика, квалифицированное составление плана — одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.
Особенности переходной экономики, заключающиеся в усилении нестабильности выбора старой, и зарождающейся экономической системы, усиливают необходимость разработки стратегии развития дошкольного образования, как эффективного инструмента для принятия управленческих решений.При системной реорганизации муниципального управления нужно исходить из прогноза социокультурных и экономических интересов и возможностей дошкольных учреждений всех типов, родителей, учитывая при этом тенденции изменения ситуации в нашем регионе. Считаем, что для нашего города наиболее эффективна с экономической точки зрения модель, которая учитывает социально-экономические условия развития региона.
Успех работы дошкольного учреждения в немалой степени зависит от внедрения в практику идей педагогического, кадрового, финансового менеджмента, который включает совокупность принципов, средств, форм и методов управления педагогическим процессом в целях удовлетворения запросов детей и их родителей.
Модернизация системы управления дошкольного образовательного учреждения – это не только педагогическая, но и социальная задача, т. к. от ее решения зависит качество образовательной системы и эффективность педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса
Литература
Майер А.А. ,Давыдова О.И. основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие.- СПб.: ООО Издательство «ДЕТСВО – ПРЕСС»,2011
Ксендзова Г.Ф. Менеджмент в ДОУ: теория и практика: методические рекомендации /Якутск: изд. ГУ РОНПО РС(Я),2003
Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Тайм – менеджмент в работе образовательных учреждений. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2012