Эссе Мотивация персонала: что, кроме денег


Мотивация персонала: что, кроме денег
Герасимова И. А., директор МБОУ «Старосаврушская ООШ»
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.
Что мы обычно делаем в качестве руководителя, чтобы создать условия, которые "заставляют" подчиненных работать? Да, многие руководители придерживаются мнения, что главный инструмент воздействия на мотивацию персонала – это деньги. На первый взгляд, на это трудно возразить. Кто же будет работать без денег? Деньги призваны стимулировать людей к напряженному труду. В большинстве случаях руководитель, для того, чтобы наилучшим образом воздействовать на трудовую мотивацию и поведение подчиненных, ограничивается использованием преимущественно административных рычагов (приказы, распоряжения, контроль, наказания и поощрения). Но на вопрос, что же, кроме поощрения и наказания, можно использовать, мотивируя подчиненных к хорошей работе, как и многие руководители я не сразу нашла ответ.
Любому руководителю как опытному, так и начинающему, прежде чем требовать, чтобы люди вкладывали в работу свой потенциал, трудились с энтузиазмом, искали новых способов и методов обучения, делали больше оплачиваемого, необходимо выяснить, зачем они приходят на работу. Да, для многих учителей также как и для людей других профессий деньги являются главным фактором существования. Деньги призваны стимулировать людей к напряженному труду. Но разве все вкалывают исключительно ради хрустящих купюр? Нет, для большинства людей деньги не являются ведущим мотивом их трудовой деятельности. Т.е. зарплата им необходима только в качестве гигиенического фактора, позволяющего удовлетворить потребности существования. Как только ежемесячных поступлений хватает на покрытие подобных расходов, деньги для таких людей перестают быть предметом страстного желания.  Например, обеспеченная всеми материальными благами женщина идет на работу не ради денег, а общаться с коллегами, детьми и их родителями, слышать от них благодарность, быть полезной, видеть результат своих усилий, ей все это нравится значительно больше, чем бесконечная стирка, уборка, готовка и глажка. Оказывается, само содержание труда и теплые отношения в коллективе, а отнюдь не высокая зарплата, способны долгое время мотивировать и удерживать наших очаровательных сотрудниц. Множество представительниц прекрасного пола трудятся не ради денег, а ради самой возможности убежать из дома туда, где их понимают, ценят и любят. Есть категория учителей, которые ощущают собственную значимость, побуждая свою внутреннюю мотивацию.
И как руководитель общеобразовательного учреждения, несомненно, я озабочена тем, как заставить подчиненных лучше выполнять свои обязанности. Можем ли мы побудить других к работе? Как ни прискорбно, но наиболее вероятный ответ таков: "Нет! Мы не можем заставить людей работать лучше или лучше выполнять свои обязанности, мы можем лишь создать условия, при которых у людей возникнут собственные внутренние мотивации, побуждающие их к более эффективной трудовой или иной деятельности". 
Я как творческий руководитель с активной жизненной позицией, какие методы и действия предпринимаю для создания такой атмосферы в МБОУ «Старосаврушская ООШ», которое является одним из лучших образовательных учреждений Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, имеющее высокие результаты в учебно - воспитательном процессе, высокий рейтинг среди учащихся, родителей и общественности района, характеризующийся своими сложившимися традициями и являющийся конкурентоспособным учебным заведением, дающим образование повышенного уровня. Все мои методы и действия основаны на взаимодоверии, взаимопонимании и взаимоуважении. Это личный пример, убеждение, обратиться за советом, обращение к лучшим чувствам, оценка результатов учащихся и учителей,  информирование, опора на коллектив, расширение самостоятельности и ответственности работника, использование соревновательности, просьба, оказание доверия, обогащение труда (сделать работу более интересной, привлекательной), введение новых традиций.
Каким должен быть современный руководитель, чтобы в этой школе и ребенок и учитель чувствовал себя уютно и комфортно, где он ощущал себя успешным человеком независимо от полученных отметок и заработной платы? Во-первых, по моему мнению, директором должен быть человек, который понимает проблему всех учеников и педагогов и в любой момент подержать их советом и делом. Если директор обладает такими качествами, то педагогам приятно ходить на работу, а детям в школу. Отношения к людям делает не только репутацию, но и авторитет человека. Из этого следует, что директор будущего должен быть еще довольно терпеливым и заботливым, это будет залогом его успешной работы. Во-вторых, организаторские способности директора должны отвечать реалиям будущей школы не меньше, чем человеческие качества. Правильно организовать работу такой сложной системы как школа — сложнейшая работа, на которую способен не каждый человек. Уют должен пронизывать помещение школы от и донизу. Все силы и весь человеческий потенциал необходимо использовать для достижения этих целей.
Руководитель обязан создавать атмосферу приподнятости. Мы проводим на работе очень много времени, поэтому люди должны получать от труда удовольствие, и им надо воздавать должное за их труд. Они должны больше улыбаться, чем хмуриться, чувствовать себя хорошо, в том числе и там, где они работают. У них должно быть чувство, что понедельник самый лучший день недели. Если мы создадим или уже смогли создать такой климат в школе, то главным стимулом работы для людей будут не деньги. Я как директор преданный своему делу, обладающая высокой интеллигентностью, мудростью руководителя, свою основную цель вижу в создании такого климата в школе, в котором каждый учитель и каждый ученик не только мог проявить свои способности и творческие возможности, но и чтобы всем нравилась их работа на столько, насколько это вообще возможно.