План-конспект урока станковой композиции в 3классе. Тема: «Рисование интерьера мастерской»


г. Биробиджан МБОУДО «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
План-конспект урока станковой композиции в 3классе. 2-четверть.
Тема: «Рисование интерьера мастерской» 1-урок (работа рассчитана на 20 часов)
Цель: Выполнение рисунка интерьера мастерской, используя правила построения линейной перспективы (композиция в карандаше).
Тип урок: передача новых знаний, выявление фактических знаний.
Вид урока: рисование с натуры.
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: Частично-поисковый (элементы проблемной ситуации), информационно-рецептивные, репродуктивный, эвристический, диалог, наглядные, практические.задачи:
- Сформировать умение составлять композицию внутреннего интерьера, познакомить учащихся с этапами развития жанра интерьер и со схемами построения интерьера в перспективе;
- Развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление.
- Воспитывать: интерес к урокам изобразительного искусства, Воспитывать художественный вкус различными средствами ИЗО.
Оборудование и материалы
Для преподавателя: мольберт, бумага, простой карандаш, ластик; дидактический материал (интегрированные упражнения для учащихся по теме «Интерьер»); презентация по теме «Рисование интерьера мастерской»; рисунки с методического фонда; таблица. Для учащихся: бумага формата А3, простой карандаш, ластик;
ПЛАН УРОКА:
1.Организационный момент. -2 мин
-проверка готовности урока;
- тема и цель урока;
2.Объяснение нового материала. - 10 мин
-вступительная беседа с демонстрацией презентации;
-показ таблиц и рисунков с методического фонда;
3. Физ. Минутка. -1мин
4. Практическая часть урока. - 22мин
-педагогический рисунок (показ последовательности рисунка интерьера);
-выполнение упражнения;
-рисование эскиза интерьера;
5. Итоги урока. - 5 мин
-просмотр работ учащихся;
-закрепление темы;
-рефлексия урока;
-уборка рабочих мест.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Учитель. -Здравствуйте ребята. Сегодня нам на уроке потребуется простой карандаш и резинка лист бумаги формата А3. Я предлагаю вам отгадать тему, нашего урока…
Слайд 1.
Что за комната такая?
И большая и сверкает
В ней всего так много есть.
Краски, кисти штук по шесть
И большое полотно разрисовано оно. (Ответ ученика-« Мастерская художника»).
Учитель???-Как вы думаете ребята, что мы сегодня будем изображать? (Ответ ученика-интерьер мастерской).
Учитель??? -А какие знания нам с вами для этого необходимы? (Ответ ученика-правила с помощью, которых можно изобразить мастерскую).
-Действительно сегодня на уроке занятия композицией мы с вами будем выполнять рисунок интерьера нашей мастерской, используя фронтальную или угловую перспективу, познакомимся с понятием интерьер как одним из основных жанров изобразительного искусства. И сможем проследить за его развитием на протяжении развития истории искусства. Тема этого урока рассчитана на 20 занятий.

2.Объяснение нового материала.
Знакомство с понятием интерьер. Беседа
Учитель: -На протяжении всей своей истории человечество создало искусственную среду, необходимую для безопасного существования человека. Человек построил города, поселки, деревни, которые состоят из улиц, проспектов, площадей, а на каждой улице расположены в определенном порядке дома, магазины, кинотеатры, школы, больницы и другие здания. Учитель: ??? На какие две большие группы можно разделить все постройки? - (Ответ ученика : «На жилые дома и на здания социальной и общественной значимости.») Для нас с вами они представляют интерес как снаружи, так и изнутри. Стоит переступить порог и войти в любой дом, как попадаешь в привлекательный для художника мир интерьера.
Учитель???- Скажите мне, люди каких профессий на ваш взгляд связаны с понятием интерьера. (Ответ ученика-«Архитекторы, дизайнеры»).
Жанр интерьера посвящён изображению именно внутреннего пространства зданий или помещений — с их убранством, мебелью и разными вещами.
Слайд 4
Интерьер —( слово французское «interieur»- внутренний, если дословно)- внутреннее пространство общественного, жилого промышленного здания; помещение в здании-комната, зал, вестибюль и т.д. Но нас свами сегодня будет волновать не только предметы мебели, стены, потолки, но и то, как изображались эти предметы. С помощью, каких средств все это рисовалось. В этом нам с вами поможет такая наука как перспектива- учение о том как передавать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства т.,е. передавать окружающий мир таким каким мы его видим.
Часто практический метод передачи перспективного эффекта на глаз без корректировки на основе теории называется- наблюдательной перспективой.
Основателем перспективы в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистические и римские художники усовершенствовали глубину перспективы. В поздней Античности перспектива как изобразительное средство применялось мало. Широко эти приемы стали применяться только в эпоху Возрождения
Слайд 5
- Перспектива – (фр. perspective от лат. perspicio — ясно вижу) - точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.
Учитель ??? - А какие еще вы знаете виды перспективы? ( Ответы учеников: тональная, линейная, наблюдательная, световоздушная…)
В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов. Мы с вами очень часто используем это слово в различных контекстах
Слайд 6. Роспись египетской пирамиды
Учитель Как часть картины, интерьер существует давным-давно. Изображения фигур на фоне интерьера встречаются ещё в искусстве Древнего Египта. В Древнем Египте рисунок интерьера был строгим и лаконичным. Использовалось ортогональное проецирование. То есть предметы рисовались прямо без сокращений в натуральную величину. Хотя есть сведения, что египтяне использовали и элементы аксонометрического проецирования.
Слайд 7. «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи
Учитель Перспектива, как самый сложный метод, получила своё развитие во времена эпохи Возрождения.
Учитель??? -Назовите мне автора этого полотна и его картину? (Ответ ученика : «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи) Для Возрождения наиболее характерна линейная перспектива. Линия горизонта и главная точка картины стали важнейшими инструментами художника, Главная точка(точка схода) картины заключала в себе смысл картины, становилась смысловым центром картины. Рассмотрим картину. Центром ее является правый глаз Христа. Вся картина построена на линиях исходящих из этого центра. Она имеет строгую вертикальную симметрию. Леонардо да Винчи, как и многие художники Возрождения старался не просто показать, но и вычислить глубину пространства
Слайд 8. Девид Рейкарт «В мастерской художника»
Учитель: Однако как самостоятельный жанр интерьера сложился лишь в XVII веке в Голландии.
Интерьеры голландцев, подобно их произведениям в других жанрах, отличаются скромными размерами и написаны удивительно тонко и достоверно. Мебель, зеркала, посуда, люстры, ковры изображены тщательно и подробно. Жанр интерьера позволяет нам заглянуть в прошлое, увидеть, как жили современники художника и он сам. При этом интерьеры могут быть самыми разными — просторными и тесными, богатыми и убогими, светлыми и тёмными.
Конечно, и населяют их разные люди. Голландцы изображали не только жилые помещения — гостиные, спальни, залы для приёмов, но и так называемые служебные: кухни, прихожие, мастерские. Многие художники занимались торговлей (живопись была для них просто увлечением) и часто рисовали свои собственные лавки и трактиры. При этом они «оживляли» интерьер, вводя стаффаж, иными словами, фигурки людей.
Слайд 9 Венецианов Алексей Гаврилович «Амбар»
Учитель В России развитие жанра связано с именем Алексея Гавриловича Венецианова, под руководством которого в XIX веке образовалась целая школа интерьера. Основным её правилом было, по словам учителя, «ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной без примеси манеры какого-нибудь художника…»
Эти картины «до обмана правдоподобно» показывают нам особенности и приметы крестьянского и помещичьего быта. Обо всём этом внимательному наблюдателю расскажут вещи, их расположение в интерьере, состояние жилья.
Слайд 10 Андрей Рублев икона «Троица».
В иконописи действуют совсем другие законы перспективы-законы обратной перспективы. Раз перспектива "обратна", то обратен и принцип ее построения. Чем дальше предмет, тем его изображение больше. Если в "классическом" рисунке параллельные прямые встречаются за предметом, у горизонта, то в рисунке с обратной перспективой - перед предметом, над плоскостью изображения.
Слайд 11. Сферическая перспектива Петров-Водкин «Утренний завтрак»
Криволинейные искажения реально существуют в видимой нами картине мира Сферическая перспектива Использовалась в конце XIX - начале XX вв. некоторые живописцами, осознавшими особенно характерный для XIX века формализм многих моментов линейной перспективы и стремившихся к созданию синтетического образа мира (П. Сезанн, К. С. Петров-Водкин
Слайд 12 Студенческая работа
Современные рисунки перспективы интерьеров-это огромное поле деятельности для художников. В зависимости от замысла мастер может использовать не только наблюдательную перспективу, но и различные аксонометрические проекции
3. Физ. Минутка «Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки. (смотреть глазами вправо — влево)
Легких — две штучки
Тяжелых — три штучки. (смотреть глазами вверх — вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало. ( Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазкамиУчитель А теперь давайте рассмотрим основные разновидности линейной перспективы
Слайды13,14,15.
Угловая перспектива: Главная вертикаль расположена в углу помещения, луч нашего зрения направлен в угол. Линии пересечения стен с полом и стен с потолком имеют две точки схода на линии горизонта. Вертикали остаются вертикальными, так как уровень горизонта находится близко к середине рисунка. Все параллельные линии предметов мебели сориентированных относительно стен имеют те же точки схода, что и линии помещения.
Фронтальная перспектива( лоб- т. е. лицом к зрителю): Луч зрения перпендикулярен плоскости одной из стен. Линии ширины и высоты будут строго вертикальны и горизонтальны, без перспективных искажений. Все параллельные линии глубины будут иметь точку схода в главной точке.
Сферическая перспектива: Линия, на которую направлен взгляд, оказывается проходящей через главную точку, а все линии проходящие через главную точку не имеют криволинейных искажений, они всегда прямые. все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь наконец в окружность. Каждая линия не проходящая через центр, будучи продленной, является полу эллипсом.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Слайд16
Учитель -А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение на построение недостающих линий в интерьере. У вас на мольбертах закреплены листы формата А4, на них изображена половина интерьера жилой комнаты, вам необходимо достроить симметричную вторую часть помещения. Упражнения различной степени сложности - высокий, средний уровень сложности и базовый.
Педагогический рисунок упражнения. (демонстрация поэтапности рисунка интерьера на листе формата А3)
Выполнение интегрированного упражнения учащимися по теме «Интерьер» .Педагогический рисунок. « Рисование интерьера мастерской» (показ последовательности рисования фронтальной и угловой перспективы комнаты).
Демонстрация таблицы «Перспектива интерьера»
Учитель: Обозначим линию горизонта,
По середины линии наметим точку схода или две точки (для угловой перспективы) за пределами листа. Соединим точку схода с углами стен. Нарисуем заднюю стену (или две стены), выбрав нужную глубину комнаты. Рисуем оконные и дверные проемы.
Обратите внимание ребята, что расставляем мебель, мы будем на следующем уроке.
Слайд 17,18.
Во время практической работы преподаватель корректирует и направляет работу учащихся в индивидуальной форме.
5. Итог урока.
Просмотр работ учащихся
Актуализация знаний учащихся.
Слайд 19.
ВОПРОСЫ для повторения
Учитель??
1.Слово в переводе с французского языка означает – «внутренний» (ИНТЕРЬЕР)
-Этот вопрос на развитие логики. О чем можно сказать?
2. Хорошая, радужная, блестящая, воздушная, линейная, сквозная, обратная. (ПЕРСПЕКТИВА).
3.В каких произведениях искусства использовалась «обратная перспектива?» (ИКОНА)
Слайд 20. Рефлексия урока
Учитель - На ваших столах у вас есть солнышко, дорисуйте детали в зависимости от своего внутреннего состояния. И в конце урока поднимите его вверх. ( На основе этого учитель проводит оценку своей деятельности и деятельности учеников).
Посмотрите на свои работы. Поднимите руки у кого все получилось?
Кто испытывал трудности в работе?
Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
Уборка рабочих мест.
Спасибо за урок.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вавилов С.И. Глаз и солнце: О свете, солнце и зрении. – М.: Наука, 1981.
2. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992.
3. Лихачев Д.С.Русское искусство от древности до авангарда. – М.: Просвещение, 1992.
4. Мочалов Л.В. пространство мира и пространство картины. – М.: Советский художник, 1983.
5. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002.
6. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. - М.: Наука, 1980.
7. Раушенбах Б. В. Системы перспектив в изобразительном искусстве: Общая теория перспектив. - М.: Наука, 1986.
8. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. – М.: Искусство, 1960.
9. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология./Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина.- М.: Прогресс, 1993.-400 с. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Вып. I)
10. Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство, 1994.
11. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия. – М.: Институт компьютерных исследований, 2002.
12. Материалы сайта «Великие мастера изобразительного искусства» http://master.parnas.ru/
13. Энциклопедия портала Яндекс http://www.yandex.ruКРОССВОРД
5.И 6.И К О Н А Т С Е 2.О 3.С 1.ПЕ РС ПЕ К Т И В А
Ь Н У Е Р4.М О Л Ь Б Е РТ
Учитель -Для повторения и закрепления темы я предлагаю вам отгадать кроссворд.
Кроссворд
По горизонтали. Учитель
-Этот вопрос на развитие логики. О чем можно сказать?
1. Хорошая, радужная, блестящая, воздушная, линейная, сквозная, обратная. (ПЕРСПЕКТИВА).
Учитель??
– Второе слово
По вертикале.
2.Где-то я простыть сумел.
И неделю проболел
Надоело мне давно
Целый день глядеть в … (ОКНО)
Учитель??
-Следующее слово
По вертикале.
3. Дед по моему совету
Сделал спинку табурету
Табурет же возгордился
И во что он превратился? (СТУЛ)
Учитель??
–А в этом слове по горизонтали зашифровали шараду :
По горизонтали.
4.Стоит за кульманом чертежник,
А перед чем стоит художник? (МОЛЬБЕРТ)
5. По вертикале.
Слово в переводе с французского языка означает – «внутренний» (ИНТЕРЬЕР)
6. По горизонтали.
Перед этою картиной
Все почтительно стоят,
А иные бьют поклоны
И молитвы говорят. ( ИКОНА)
В каких произведениях искусства использовалась «обратная перспектива?»