Статья Резервы первоклассника в обучении чтению Из опыта работы с первоклассниками.


Программа "Обучения грамоте" по которой я работаю, предусматривает изучение букваря только в I четверти. Во II четверти мы с ребятами переходим к русскому языку и родной речи.
Такую возможность мне дает изучение звуков и букв блоками.
БЛОК №1. а, о, и, у, э (учтено их одинаковое свойство и особенность в механизме чтения — раскрываем рот, "тянем", возможность сочетаться друг с другом: ау, иа).
БЛОК №2. м, л, р, н, й — звонкие непарные согласные. Отмечается прямое и обратное сочетание каждой буквы блока №2 с блоком №1:

Начали читать "Букварь".
Появилось противопоставление -— твердо-мягко.
БЛОК № 3. х, ц, ч, щ — глухие непарные согласные (через противопоставление: звонко-глухо, длинно-коротко, всегда твердый — ц, всегда мягкие — ч, щ). Повторение блоков № 1, 2. ж з д г в б
БЛОК №4. —,—,—,—,—парные звонкие и глухие согласные (через ш с т к ф ппротивопоставление по глухости и звонкости и через одинаковые признаки: короткие, труднопроизносимые согласные).
БЛОК № 5. е, е, ю, я — гласные.
Групповая передача букв с учетом одинаковых их свойств и особенностей в механизме чтения помогает учащимся сознательно, без перегрузки их восприятия, памяти и мышления овладеть механизмом чтения в более короткий срок, т.к. создаются благоприятные условия, при которых начинает срабатывать принцип аналогии и система взаимосвязанного повторения (буквы блока № 1 сочетаются с буквами блока № 2 при чтении слогов, слов, а буквы блока № 3 - с блоком № 1 в слоге, слове; со вторым и т.д.). Предупредить смешение букв в механизме чтения помогла штриховка, обведение, лепка букв из пластилина, конструктора. Чтобы дети лучше запомнили букву, я предлагаю им пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из отдельных элементов (из пластилина, конструктора), преобразовать уже известные буквы (т - из г, а - из о, в, д - из о). Ученики "достраивают" недостающие элементы букв. Использую также в работе 1) азбуку в картинках. На картинке пишем ту букву, с которой начинается ее название. Например, улитка — У у, жук — Ж ж, лист — Л л.




Для лучшего запоминания букв использую 2) шаблоны для штриховки; 3) трафареты предметных картинок.
Штрихуем и конструируем в альбомах по рисованию.
Далее, на уроках чтения и развития речи, а также и на других уроках (труда, математики, природоведения, русского языка) я работала над техникой чтения (1 класс). Для этого я вводила пятиминутки жужжащего чтения, а также чтения перед сном. Ребята на уроках сами замерами свою скорость чтения. Записывали результаты в читательский дневник. Родители дома также делали замеры детского чтения. Такая работа велась каждую неделю. Ребята видели, как с каждым днем улучшались их результаты. Также ежедневно ребята читали дополнительную литературу дома. Итак, в течение дня каждый ребенок прочитывал по 5 минут на каждом уроке, включая труд, письмо, природоведение, математику. За день ученик прочитывал по 20-25 минут в течение всех уроков плюс чтение дополнительной литературы дома. Всего получается в день 50-55 минут прочитывал каждый ученик.
Для развития оперативной памяти на уроках русского языка проводила зрительные диктанты. Это 18 наборов-текстов. Расчитаны эти диктанты на 54 дня (ежедневная запись). Наборы состоят из 6 предложений. Предложения имеют определенное количество букв. Ребята читают предложение так, как написано определенное количество времени. Затем пишут диктуя себе, как было написано на доске. С каждым днем количество букв в предложениях увеличивается, а время чтения уменьшается. Этот вид работы не только развивает технику чтения (читать надо быстро и правильно), но и орфографическую зоркость. Работа по этим направлениям описана мной в статье "Работа над формированием орфографической зоркости". Эксперимент обучения по методике "Громкое чтение".
В этом году я решила построить свою работу в 1 классе несколько иначе, введя работу описанную в книге "Навыки громкого чтения" Л.Н.Засориной, Е.М.Плюсниной, Н.В.Даниловой. Каждодневная работа по карточкам плюс работа, которая проводилась мной ранее (описанная выше), показывают еще более эффективные результаты в работе над техникой чтения. Сравнивая результаты на одинаковых этапах работы в разных классах ), можно увидеть, что они стали еще выше. Количество ошибок при чтении минимальное (в основном 1-2 ошибки), а скорость достаточно высокая.
Начиная работать в первом классе над техникой чтения, я проверила скорость чтения в минуту у ребят по стандартной методике (диаграмма слева/. "Низкий" и "очень низкий" уровень здесь был равен 55%. Проводя и ними работу, описанную ранее (зрительные диктанты, каждодневное чтение на всех уроках, дополнительное чтение дома) позволили мне выйти на 50% "высокий" и "очень высокий" уровень , а ребят, читающих меньше 25 слов в минуту, стало меньше на 15% (диаграмма слева).
-11557001222375
ДИАГРАММАпроцентного соотношения детей с разными уровнями скорости чтения
1 класс'
цга
Высокий уровень 15%
Очень высокий уровень
23%
Низкий уровень
20%
Очень
Средний уровень
27%
низкии'ровеньНизкий уровень 20%
Высокий уровень 20%
Очень низкий уровень 35%
Очень высокий уровень 15% j
1

Очень высокий уровень 30%
Низкий уровень 25%
Высокий уровень 20%
СредТ^ уровен! 10%,
уровеьЩ 10%
...-21 слово - очень низкий уровень 22-25 слов - низкий уровень 26-29 слов - средний уровень 30-33 слова - высокий уровень 34-... слов - очень высокий уровень 1 класс ШКАЛА УРОВНЕЙ СКОРОСТИ ПИСЬМА В МИНУТУ для учеников 1 класса
1 чел,- 5 % более 5 слов/мин. Ill - высокий

1 класс -
7 чел. - 28 %
на декабрь месяц
7 чел. - 35 % до 4 слов/мин. II - средний

14 чел. - 56 %
12 чел. - 60 % до 2 слов/мин. I - низкий

4 чел. - 16 %
3 чел.- 15 % более 5 слов/мин. Ill - высокий
17 чел. - 68 %
слова - 2 чел.
слова - 6 чел.
слова - 6 чел.
слова - 2 чел.
слова -1 чел.
9 чел. - 45 % до 4 слов/мин. II - средний
1 класс -
на апрель месяц
8 чел. - 32 %
слова - 3 чел.
слова - 5 чел.
8 чел. - 40 % до 2 слов/мин. I - низкий
0 чел.
Динамика темпа громкого чтения

10 11 12 13 14 15 16 17 Количество учащихся в первом классе
Работая в этом году с первым классом в эксперименте обучения по методике "Громкое чтение", когда "очень низкий" и "низкий" уровень достигали 35 % учащихся (диаграмма справа ),введя новые методики, мне удалось достигнуть результатов, которые показаны на диаграмме справа., где "очень высокий" уровень — 80 %, "высокий" уровень — 16 %, "средний" уровень — 4 %, а детей с "очень низким" и "низким" уровнем нет.
Эти пять уровней, которые показаны на диаграмме, я вывела для своих классов сама и опробываю их вторично.
В таблице приведены количественные данные навыка громкого чтения в минуту с ошибками и без ошибок. Ниже приведена квалиметрическая шкала для громкого пословного чтения учащихся 1-х классов на октябрь месяц и. декабрь месяц
Для развития оперативной памяти в этом году, кроме зрительных диктантов, я провожу письменную работу по карточкам. Организована она так: после чтения карточек ребята записывают слова, которые запомнили при чтении. Главное в этом задании — это написание слов орфографически правильно.
Примерами таких слов являются:
фальшивомонетчик
кабриолет
лотерея
перспектива
кропотливый
зыбь
саквояж
юнкер
легкомысленный
администрация
бюллетень
нюанс
жакетка
энциклопедия
черепица
фермер

Ребята правильно пишут min от 0 до 2-х слов, max до 8 слов.
Успешнее стали проводиться в классе минисочинения. Сочинения пятиминутки показывают, что ребята на начальном этапе обучения уже могут выразить свои мысли и записать их со скоростью от 2 слов до 7 слов в минуту. Сравнивая уровень успешности по скорости письма в минуту, достигнутого учениками, мы и здесь видим, что у учащихся одного 1 класса он выше, чем у учащихся другого г.
Школа N 530 Мирошина Ирина Ивановна г.Пушкин