Пейзаж в станковой композиции.(3 класс в ДХШ)

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
· ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1. Сюжетная композиция
Тема 1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции.(16 часов)
Цель: закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона»,
«эмоциональное состояние», «выделение главного».
Задача: умение использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции
пейзажа.
Задачи:
- совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами
- закрепление понятий «контраст» и «нюанс»;
- создание гармоничной ритмичной композиции;
- умение использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа.
Практическая работа:
пейзаж в графической технике, деревенский или городской, передача неглубокого трехпланового пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба.
Оборудование:
а) для преподавателя:, творческие работы учащихся прежних лет.
б) для учащихся: мольберт, тонированные листы формата А-3, простой карандаш ТМ, ластик, кисти, гуашь, палитра.
План урока:
Организационный момент ;
Сообщение нового теоретического материала;
Показ преподавателем практических приемов выполнения работы;
Самостоятельная работа учащихся над композицией;
1. Выполнение графических поисков;
2. Выполнение композиции;
4. Подведение итогов;
Просмотр, обсуждение и оценивание детских работ вместе с учащимися.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Введение в тему урока.
У [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] есть свои законы, в процессе художественной практики и развития теории. Сегодня пойдёт речь о правилах, приёмах и средствах, которые помогают построить сюжетную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], воплотить идею в[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] художественного произведения, то есть о закономерностях построения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Мы рассмотрим в основном те из них, которые касаются процесса создания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей -[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] открытие мира.
Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей и творческой одарённости. Талантливые художники могут интуитивно находить правильные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над её практической реализацией.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Всё направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Поиск оригинального [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Итак, рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приёмами и средства композиции.
Основной замысел [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] может быть построен на контрастах доброго и злого, весёлого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т.п.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в «Трактате о[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» говорил о необходимости использовать  контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], материалов, объёма, плоскости и др.
Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] любого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На картине [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] « Девочка с персиками»  можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки выделяется тёмным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на фоне светлого окна. И хотя поза девочки спокойна, всё в её облике бесконечно живо, кажется, что она сейчас улыбнётся, переведёт взгляд, пошевелится. Когда человек изображён в типичный момент своего поведения, способным на движение, не застывшим, мы восхищаемся таким [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Пример использования контрастов вмногофигурной тематической [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - картина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Последний день Помпеи». Она отображает  трагический момент гибели людей во время извержение вулкана. Композиция этой картины построена на ритме светлых и тёмных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], разнообразных контрастах. Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. Они выделены самым сильным  светом от вспышки молнии и поэтому наиболее контрастны. Фигуры этого плана особенно динамичны и выразительны, отличаются тонкой психологической характеристикой. Панический страх, ужас. Отчаяние и безумие - всё это отразилось на поведении людей, их позах, жестах, действиях, лицах.
Для достижения цельности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от  второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] цельности можно добиться, если объединить светом, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или колоритом все части произведения.
Важная роль в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Итак, цельность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.
Запомните:
- ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
- части не могут меняться местами без ущерба для целого;
- ни один новый элемент не может быть присоединён к композиции без ущерба для целого.
Знание закономерностей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поможет Вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не сама цель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.
IV. Последовательность работой над станковой композицией.
Показ преподавателем практического выполнения.
V. Практическая деятельность учащихся.
1. Выполнение упражнений
2. Выполнение эскизов
3. Выполнение предварительного графического рисунка
4.Выполнение сюжетной композиции на заданную тему в материале
VI. Подведение итогов.
Просмотр, обсуждение и оценивание детских работ вместе с учащимися.
VII. Уборка рабочего места.
Самостоятельная работа: копирование путевых зарисовок великих мастеров пейзажа: В. Ван Гога, А.П. Остоумовой-Лебедевой, Н.Н. Куприянова, О.Г. Верейского, А.В. Кокорина.
(24 часов)
Цель: закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных на уроке.