Рабочая программа внеурочной деятельности Почемучки


Муниципальное казенное образовательное учреждение
Нижнекарачанская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО:
Заседание Педагогического Совета
Протокол №___ от _________.2016___ г УТВЕРЖДЕНО:
Директор МКОУ Нижнекарачанской СОШ
__________ В.И.Быханова
Приказ №____ от ________.2016____ г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
обучающихся 1-2 классов
«Почемучки»
Составила:
Учитель начальных классов Нырова Ю.
Н. Карачан, 2016- 2017 у.гПояснительная записка
Место программы «Почемучки» в учебном плане МКОУ Нижнекарачанской СОШ.
В соответствии с учебным планом МКОУ Нижнекарачанская СОШ на работу в этом направлении отводится 1 внеурочный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этикета» разработана в соответствии с нормативно-правовыми и распорядительными документами:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерально государственного образовательного стандарта основного общего образования».
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Нижнекарачанской СОШ Грибановского муниципального района Воронежской области .Рабочая программа по внеурочной деятельности «Почемучки» реализуется в рамках «Общеинтеллектуального направления».
 Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС “Почемучки” формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живыми (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и во взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом, поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
- Развивать умения самостоятельно организовывать своё свободное время.
Объем времени, отводимый на изучение данного курса по учебному плану - 33 часа. Занятия по внеурочной деятельности проводятся во вторую половину дня.
Работа осуществляется в следующих формах: экскурсии в природу, наблюдения, игры, викторины, конкурсы, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, практические и творческие работы, презентация проектных работ
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Почемучки»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество; 
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Почемучки»
№ Тема Содержание Вид деятельности Количество часов
1 Вводное занятие Урок-знакомство
Инструктаж по Т Б Беседа диагностика, викторина. 1
1 раздел – “Человек и природа”
2 Почему говорят: «Лес – наше богатство» Развитие чувства прекрасного и эстетического, как значимой сферы человеческой жизни, воспитание гражданина Росси, гордости за свою Родину. Беседа, Игра «Поле чудес» 1
3-4 Осень в лесу Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Экскурсия, сбор материала для гербария. Составление гербария
2
5-6 В гостях у Лесовичка. Кто живёт в лесу? Что растет в лесу? Заложить первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе, знакомятся с некоторыми лесными растениями и грибами, учатся различать съедобные и несъедобные грибы. Просмотр фильма, беседа. 2
2 раздел- «Загадки растений»
7 Почему лист зелёный?
Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? Разобраться из чего состоит лист дерева.
Выяснить, почему летом листья зелёного цвета?
Какие вещества придают листьям жёлтый и красный цвет
Экскурсия в школьный сквер. Работа с источниками информации, беседа. 1
8 Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?
Почему репейник колючий?  Познакомить детей с особенностями елового леса, рассказать, как деревья растут. Изучение травного растения – лопуха, для чего лопуху необходимы колючки.
Работа с источниками информации 1
9 Отчего крапива жжётся? Познакомить детей с видами крапивы. Выяснить для каких целей, люди используют крапиву. Работа с источниками информации, беседа, презентация. 1
10 «Загадки растений». Сбор и обработка информации Выпуск тематической газеты. 1
3 раздел- «Загадки животного мира»
11 Какой зверь самый хищный на свете? Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Работа с источниками информации. КВН 1
12 Почему в одних сказках заяц – белый, а в других – серый?  Научить детей задавать вопросы, начинающиеся с «почему», вводить в объяснительную часть рассуждения правило, примеры, рассказ о конкретном случае; подбирать верные объяснения, строить элементарные рассуждения по структурной схеме Мини-конференция. 1
13 Почему волк, заяц, лиса и медведь очутились в сказке? Закрепить знания детей о русских народных сказках. Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям. Беседа, Чтение и обсуждение познавательных рассказов 14 Животные нашего края. Сбор информации Выпуск тематической газеты. 4 Раздел-«Планета насекомых»
15 Кого на свете больше всех? Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Работа с источниками информации. 16 Экологическая тревога. Шмель жужжит о помощи.
Удивительные пчёлы. Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.  Беседа: «Как насекомые издают звуки». Презентация, беседа 17 Необыкновенная жизнь обыкновенной божьей коровки. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Работа с источниками информации, беседа. 5 раздел-«Братья наши меньшие»
18 Домашние животные. Интересные сведения о животных и их особенностях Кроссворд “Кто есть кто?”
Игра «Эти забавные животные 1
19 Фотовыставка «Наши любимцы» Фотографировать своих животных в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о животном, её характере, повадках, играх.
Составление коллаж 20 Пернатые друзья. Научить детей различать птиц, часто встречающихся в нашей местности.  наблюдение за поведением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. 1
21 Кто улетает, а кто остаётся Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Беседа, просмотр презентации 1
22 Столовая для птиц. Изготовление кормушек исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?” Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц. 1
6 Раздел- «В мастерской художницы зимы»
23 Почему снежинки все время разные? Расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать, решая проблемные ситуации, учить выслушивать мнения своих товарищей; изображать неживые явления природы, используя нестандартные, творческие решения; просмотр видеосюжета по теме занятия Беседа, просмотр презентации 1
24 “Красавица- Зима Практическая деятельность Конкурс рисунков. 1
7 раздел- «Хочу все знать.»
25 Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему? Познакомить детей с опасностями, которые окружают их в неживой природе, что такое гроза и почему она возникает, с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в чрезвычайных ситуациях природного характера. Мини-конференция, Просмотр видеосюжета по теме занятия 1
26 Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения Закрепит знания о свойствах воды и её значении в жизни человека. Расширить знания об агрегатных состояниях воды. Исследовательская работа 1
27 Экскурсия на реку  Урок-экскурсия 1
28 Я - юный исследователь и следопыт Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. 1
29 Исследуем, проверяем, ищем и находим… Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Составление и разгадывание ребусов 1
30 «В гостях у золотой рыбки» Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. Беседа, просмотр презентации 1
31-32 Зелёная аптека матери - природы” Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Чудодейственный чай природный: мята, душица, зверобой, шиповник, цикорий, иван-чай и другие.Работа с источниками информации, беседа. Экскурсия в парк. Сбор лекарственных трав. 2
33-34 Заключительное занятие. Что мы узнали и чему научились за год Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе) 2
Мониторинговая карта результатов освоения курса
Способы определения результативности и эффективности внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Почемучка» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий.
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.
Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Список литературы
Список литературы для учителя
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
3. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
4. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
5. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
6.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
7.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
8.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
9.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.