Урок технологии 5 класс «Сервировка стола к завтраку»


Информация об авторе
Фамилия имя, отчество (полностью) Кузнецова Елена Анатольевна
Населенный пункт, субъект Федерации Алтайский край, город Бийск
Контактный телефон (с кодом города) (3854) 8960-944-14-41
Электронная почта для связи CharkihElena@yandex.ru
информация об Организации, которую представляете
Полное название организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34»
Должность в организации Учитель Технологии
Краткое название организации МБОУ «СОШ №34»
Код, телефон (3854) 31-01-00
Электронная почта для связи Информация о работе
Название номинации Открытый урок
Технология, 5 класс «Кулинария»
Название работы (заголовок статьи) «Сервировка стола к завтраку»
Адрес, на который необходимо высылать ваши документы и материалы
Адрес для отправки итоговых документов конкурса (указать один из адресов)
Индекс, почтовый адрес организации, название организации:
659316 Алтайский край , город Бийск
Ул. Можайского 6
МБОУ «СОШ №34»
Индекс, почтовый домашний адрес:
659316 Алтайский край , город Бийск
Ул. Социалистическая 40/1-71
Кузнецовой Е.А.
Проект урока «Сервировка стола к завтраку»
Пояснительная записка
Тема, рассматриваемая на уроке, занимает ключевое место в системе уроков «Кулинария». Она завершает изучение данного блока, связанного с основными понятиями и содержаниями раздела «Кулинария», предполагает обладание учащимися основными навыками и приёмами работы на кухне, умение составлять меню на завтрак, приготавливать его, оформлять и подавать готовые блюда, пользоваться столовыми приборами, складывать красиво салфетки, правильно вести себя за столом.
Тип занятия: урок
Тема: «Сервировка стола к завтраку»
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с правилами сервировки стола и систематизирования знаний о приёмах складывания салфеток и правилах этикета.
Задачи:
содействовать формированию знаний о понятиях «сервировка стола», «этикет», «прибор» и правилах сервировки стола, элементах этикета;
способствовать приобретению практического опыта при сервировке стола, складывании салфеток.; создать условия для развития у учащихся толерантности, способности оценивать , анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
создать условия для воспитания эстетического вкуса, самостоятельности, аккуратности
Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний и первичное их закрепление)
Методы: проблемный, практический; объяснительно - иллюстративный , диалогический, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учащихся
Оснащение занятия: компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку, слайдовая презентация, учебники, раздаточный материал, посуда для сервировки стола, салфетки.
Межпредметные связи: ИЗО, черчение, математика.
Новые термины: сервировка стола, этикет, прибор

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
Организационная момент.
Цель: создать условия для пробуждения интереса.
Целеполагание. Приветствие учащихся
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
Подарим привет и свои улыбки гостям, друг другу и мне.
Просмотр сюжета.
Узнали героев?
О чем они вам рассказали?
Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке?
Тема урока «Сервировка стола к завтраку»
Ребята вы хотите узнать о сервировке стола, об этикете и правилах складывания салфеток?
Какая будет учебная задача?
Работаем в группах.
На столах лежит всё необходимое к сегодняшнему занятию
. Приветствие учителя.
Дети повторяют приветствие вместе с учителем.
Предполагаемые ответы детей ( Смешарики)
О кулинарии, сервировке стола.
Ставят цель
Познакомиться с правилами сервировки стола к завтраку и способами складывания салфеток
. Полная готовность группы и оборудования, включение учащихся в деловой ритм.
Беседа с учениками. Совместный анализ рассуждений учеников, подвести учащихся к необходимости вывода цели
Результаты:
Возникновение у учеников внутренней потребности включения в познавательную деятельность при создании проблемной ситуации;
Результат: «Познакомиться с правилами сервировки стола и способами складывания салфеток»
Актуализация знаний:
Цель:
Систематизация знаний по пройденному материалу. Учитель: Посмотрев внимательно сюжет, назовите последовательность первичной обработки овощей.
Какие способы тепловой обработки назвал главный герой?
Проверка домашнего задания:
Отгадывание ребусов, сделанных учащимися. Предполагаемые ответы детей
Мойка
Сортировка
Очистка
Промывание
Нарезка
Варка
ПрипусканиеТушение
ЗапеканиеЖаренье
Показ приготовленных ребусов и отгадывание всем классом. Беседа с учениками. Совместный анализ рассуждений учеников, подвести учащихся к правильным ответам.
Результат: Возникновение у учеников положительной мотивации, развитие логического мышления и умения оценивать полученный результат.
Открытие новых знаний.
Цель: создать условия для усвоения основныхпонятий
Учитель: Тема урока «Сервировка стола к завтраку».
Эпиграфом к этому уроку я взяла пословицу «Умел в гости звать - умей и встречать». Раскрыть смысл пословицы.
.Учитель: Да, правильно, на уроке мы узнаем много нового об искусстве ведения дома и в частности сервировки стола.
А что вы понимаете под словом дом? Высказывания детей.
Работа в группах.
Ответы учащихся: Мы будем знакомиться с сервировкой стола и изучать этикет

Ответы учащихся. Дом там, где тебя ждут и любят. Там где тебе комфортно...
Частично-поисковый
Результаты:
действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Дом - это отражение душ людей, которые в нем живут. Каким бы он ни был – четырехэтажным особняком или типовой квартирой в панельном доме, для любого человека должен быть тем единственным и неповторимым местом, в котором всегда комфортно, уютно. Каждая из вас, девочки, хочет быть хорошей хозяйкой. Так кто же такая хозяйка?
Учитель. Хозяйка - это женщина, которая умеет все. Она должна владеть знаниями, умениями и навыками повара-кулинара, официанта, экономиста, швеи, дизайнера. Умелое ведение домашнего хозяйства - это целое искусство и этому искусству мы сегодня с вами поучимся.
Что значит выражение «сервировать стол»?
Учитель: Сервировать стол – это значит подготовить его к приему пищи. (С 2). Сервировка не только создает приятную обстановку, но и определенный порядок на столе, обеспечивая присутствующих необходимыми приборами и предметами. Красиво убранный стол, на котором удобно расставлены необходимые предметы и оформлены блюда, вызывает приятные чувства и повышает аппетит. Сервировать стол необходимо повседневно, а не только для гостей.
Разбор по слайдам:
С3 – требования к сервировке
С4 – последовательность сервировки
С5 – зарисовка сервировка к завтраку
С6,7 ,8,9– название приборов и посуды для сервировки
С10,11,12 – цветы в сервировке
С14 – блюда для завтрака
Подведение итогов.
Самоконтроль.
Ответы учащихся. Это мама. Это человек, который умеет все.
Ответы учащихся: Правильно накрыть стол. Обеспечить присутствующих всеми необходимыми приборами и предметами
Запись определения в тетрадь.
Разбор и комментарии учащихся с последующей записью в тетрадь. Беседа с учениками. Совместный анализ рассуждений учеников
Результат: самостоятельность в добывании знаний и овладение способами действий.
Цель: снятие физического и умственного напряжения.
Практическая работа
Цель: создание условий для умения составлять приглашения и сервировать стол.
Цель: создать условия для усвоения основныхпонятий
Цель: создание условий для умения складывать салфетки
Итог урока
Рефлексия:
Д/зЗагадка:
Это время когда можно бегать, прыгать. У школьников они бывают 4 раза в год.
Что это?
Физкультминутка.
Практическая работа № 1.
Вводный инструктаж.
«Мы приглашаем гостей»
Задание 2 группам Используя представленный шаблон составьте текст приглашения гостям.
Зада Задание 2 группам «Используя представленные вам предметы, сервируйте стол для завтрака».
Пробное выполнение работы и текущий инструктаж
Самостоятельно – практическая работа и текущий инструктаж.
Заключительный инструктаж.
Теку
Учитель: Что такое этикет? Сообщения учащихся.
С16 – правила поведения за столом
Учитель: А теперь самое время поговорить о салфетках. Салфетки - совершенно необходимая принадлежность красиво накрытого стола. Они предназначены не только для вполне определенной цели, но и для украшения. Рекомендуют использовать полотняные накрахмаленные салфетки, они выглядят лучше и хорошо держат форму. Но в наше время, мы все чаще и чаще привыкли использовать красивые бумажные салфетки, которые выглядят эффектно и украшают стол. Вот мы сейчас с вами и поучимся их складывать
Работа с учебником: С.148 . Схемы складывания салфеток.
Практическая работа №2
-Какие приёмы складывания салфеток вам знакомы?
- Кто может показать?
- На какую технику выполнения похоже складывание салфеток?
- Кто может показать?
Вводный инструктаж.
Учитель показывает один из приемов складывания, учащиеся повторяют их.
Один приём разбирается с учащимися, остальные самостоятельно.
Текущее инструктирование и исправление допущенных ошибок.
Демонстрация удачных образцов.
Заключительный инструктаж.
Учитель. Молодцы. После сегодняшнего урока вы уже сможете помогать маме при сервировке стола. Работа прошла успешно и все с нею справились. Наш урок подходит к концу, он был насыщен информацией. И сейчас для закрепления материала мы выполним небольшое творческое задание.
Закрепление нового материала
Учитель:
Каждая группа в конверте получает задание, регламентируется время выполнения. После выполнения команда презентует ответ:
Задание.
Используя знания, полученные на уроке, разработайте правила поведения в школьной столовой.
Выставление оценок, их аргументация.
-Какие задания понравились больше всего?
-Что приобрёл?
-Что удивило?
-Какие достижения у тебя были на этом уроке?
Подготовиться к практической работе по кулинарии: спецодежда, продукты (замораживание). Ответы детей
Каникулы, перемена, отдых.
Право на отдых.
Выполнение музыкальной физминуткиСоставление текста приглашения гостям и зачитывание каждой командой.
Сервировка стола к завтраку.
Целевой обход учителя.
Учитель следит за правильностью выполнения работы, помогает исправить неточности, дает дополнительные пояснения.
Для оценки выполненной работы учитель проверяет работу в группах и выставляет оценки.
Вариативные ответы детей.

Разбор вместе с учащимися. Зарисовка в тетради
Вариативные ответы:
Оригами.
Веер.
Диагональ.
Выполнение учащимися складывания салфеток по схемам из учебника.
Генераторы идей зачитывают правила поведения в столовой от каждой группы.
Понравились задания по сервировке стола, складывание салфеток.
Умения складывать салфетки, закрепили.
Разнообразие способов складывания салфеток. Выполнение упражнений под музыку.
Диалогический
ДеятельностныйЧастично-поисковый.
Результат:
Возникновение у учеников внутренней потребности включения в познавательную деятельность при создании проблемной ситуации
Результат.
Включение детей в диалог.
Результат:
проверка и коррекция знаний детей, а также применение их на практике.
Результаты:
Активные действия и опора на знания учащихся.