Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебная бумага


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Волшебная бумага»
для 1 класса
вариант 2
Учителя:
Самойленко Тамары Владимировны


2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
- Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (разработанных в рамках Государственного контракта от 10.04.2014 г. № 07.028.11.0005).
-Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;- Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи».
- Программно-методическим материалами «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007 г.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ ВО "Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот с ОВЗ"
Целью обучения аппликации является развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации. Основные задачи:
формирование умений пользоваться инструментами;
обучение доступным приемам работы с различными материалами;
различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб); знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания
знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше
(меньше) другой, одна, несколько, много форм;развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в
сюжетной аппликации.
усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой;
умение последовательно наклеивать формы).
обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную
координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
развитие художественно-творческих способностей;
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
детей с ТМНР путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до
конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Волшебная бумага»
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Занятия аппликацией проводят в форме игры, по ходу которой взрослый комментирует процесс работы. Занятия можно проводить с небольшой группой детей или индивидуально. Под руководством педагога дети могут создавать коллективные поделки. В этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат получается общий.
Учителю необходимо приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеёнке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижать салфеткой.
Вызывать у детей радость от созданного ими изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.
Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, а в дальнейшем и с ножницами, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития детей с ТМНР.
Место внеурочных занятий в учебном плане 1 класса
  Внеурочные занятия «Волшебная бумага» входит в формируемую часть учебного плана организации, Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 1 часу в неделю, 33 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты  должны отражать
1.Создавать изображения предметов из готовых фигур;
2. Правильно наклеивать готовые фигуры (сначала нужно разложить все подготовленные части аппликации на листе бумаги и составить изображение предмета, а затем постепенно наклеивать их
3.Украшать заготовки из бумаги разной формы;
4. Составлять предметную аппликацию из 2—4 частей (дом, светофор)
5.Выбирать необходимые для аппликации элементы из предложенных.
Курс внеурочной деятельности «Волшебная бумага» направлена на формирование базовых учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) и включает следующие задачи:1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:  
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия .Достаточный и минимальный уровень освоения учебного предмета
Минимальный уровень Достаточный уровень
Геометрическая аппликация
Наклеивание геометрических фигур на лист бумаги (с помощь учителя)
Составление аппликации из 2-3 разных фигур (домик, флажок)
с помощью учителя.
Самостоятельное наклеивание геометрических фигур на лист бумаги.
Самостоятельное составление аппликации из 2-3 разных фигур (домик, флажок)
Самостоятельный выбор цвета и размера фигуры для аппликации
Салфеточная аппликация
Скручивание салфеток в упругие шарики с помощью учителя.
Наклеивание готовых шариков на шаблон с помощью учителя
Разрывание бумаги на полоски и наклеивание их на шаблон с помощью учителя.
Умение самостоятельно пользоваться клеем, кисточкой. Доводить работу до конца.
Самостоятельное скручивание салфеток в упругие шарики.
Самостоятельное наклеивание готовых шариков на шаблон.
Умение разрывать бумагу на полоски и кусочки и самостоятельное приклеивание их на готовый шаблон.
Предметная аппликация
Формировать умение организовывать своё рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок с помощью учителя.
Выбор нужных предметов для аппликации с помощью учителя. Умение самостоятельно выбирать необходимые предметы для аппликации из предложенных.
Умение самостоятельно намазать клей на обратную сторону детали и приклеить её.
Самостоятельно организовывать своё рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
СОДЕРЖАНИЕ курса по внеурочной деятельности «Волшебная бумага»
Каждый раздел предмета включает в себя несколько подразделов:
1.Геометрическая аппликация – 11 ч
Различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб); Знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм; развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге.
Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
2.Салфеточная аппликация -11 ч.
Нетрадиционная техника – салфеточная аппликация положительно влияет на развитие мелкой моторики рук. Обучение самостоятельно отрывать кусочки салфеток, скатывать из них шарик и приклеивать их на шаблон.
Развитие тактильного восприятия, используя бумагу разной факуры.
. 3.Предметная аппликация -11 ч.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фонуУчить детей передавать в аппликации образ игрушки; изображать предмет, состоящий из нескольких частей; располагать детали в порядке уменьшающейся величины. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета.
Формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.