Мастер класс на тему: «Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников с использованием занимательного материала»

Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Шебалиновская средняя образовательная школа»
Октябрьского муниципального района
Волгоградской области





Мастер класс на тему:
«Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников с использованием занимательного материала»














Учитель начальных классов
Клецкова Наталия Викторовна
первая квалификационная категория





Х.Шебалино
2016 год

Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей.

Целью является попытка решить проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, интенсификации учебного процесса и воспитания у детей самостоятельности и активности как черт личности, формирование стремления и привычки к трудовому усилию, настойчивости в преодолении трудностей.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания.

Ход урока.

Добрый день, ребята! точно в срок-
Начинаем первый наш урок.
Все готовы? Торопитесь!
И тихонько все садитесь.

Заниматься чем мы будем?
С вами мы сейчас рассудим.

Что сменяет наше лето?
Осень в золото одета.
А кто осень замещает?
Зима с морозом прилетает.
Ну а в марте что? Весна
Вас порадует она.
И никто на белом свете
Не изменит тот черёд.
Потому и время года
В своё время к нам придёт.

Объясняет эту верность
Слово нужное – закономерность.
Обладает она силой, ей служить всегда готов-
Ряд картинок, группа слов,
Счётных палочек отряд
С нею станет дружно в ряд.

Знайте дети, что она каждый раз хитра, умна.
И какой-то трудный ход
Вам в заданье подберёт.
Вы ребята, не робейте,
И закономерность классом одолейте!

1) Разминка.
Я назову число и кину мяч.
В ответ его в руках не прячь.
На 2 вперёд его перенеси, верни мне мяч
И вслух число произнеси.

2)выделение предметов и слов по признаку.

Смотрите картинки, скажите быстрей:
Кто лишний? Ответ обоснуйте. Смелей!
Есть признак и он не похож на других.
Кто лишний. Кто лишний, ребята, средь них?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Д. Здесь лишняя стрекоза, так как остальные насекомые – бабочки.
У. Есть ли еще какие-то варианты ответов?
Д. Лишняя бабочка внизу справа, так как у нее брюшко не полосатое, а у остальных насекомых – полосатое.

Зоопарк в картинках мы собрали.
Только вот потом искать устали.
Кто лишний. Кто лишний? И почему?
Не быть в зоопарке сегодня ему.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Д. Лишний – динозавр, так как этого животного уже не существует на земле, а остальные есть.
Ромашка, колокольчик, сосна и георгин,
Подснежник среди снега цветёт совсем один.
Один – но он не лишний, и вы должны все знать.
А что же им мешает, легко должны назвать.
Что лишнее опять?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Д. Здесь лишнее слово "сосна", так как это слово обозначает дерево, а остальные – цветы.
У. Правильно. У кого есть другие варианты ответов?
Д. Можно выделить слово "георгин", так как оно обозначает садовое растение. Это растение выращивает человек, а остальные растут в лесу.
У. Но здесь есть еще третий вариант ответа, подумайте.
Д. Слово "колокольчик" в данном случае может обозначать не цветок, а металлический предмет. В этом случае слово "колокольчик" лишнее, так как остальные слова обозначают растения.
3) Конструирование.
Закономерность выделяет картинки и слова.
И в конструировании она всегда права.

Возьми семь палочек и выложи на парте зонт.
Представь песочек, море, мы едем на курорт.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Две палочки переложите,
Чтобы в конструкции, смотрите
Три равных треугольника у вас
На парте получилось в этот раз.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А если палочек одиннадцать возьмёте,
То очень скоро вы поймёте
Что выстроили личный дом.
В нём поселиться сможет гном.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Переложите палочку одну, чтоб дом смотрел в другую сторону.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
И словно в сказке добрый дом,
Всё ищет, где же его гном
И словно в сказке-
Дом и гном по кругу ходят день заднём.
4) Истинные и ложные высказывания.
Слова: все, некоторые и ни одного
Нам помогают закрепить закономерность.
И вставив слово лишь всего
Вы подтвердите фразы верность.
А вставить слово знай - нелёгкий труд.
Его нельзя бросать на ветер.
Веками ценность слова берегут
Все люди на большой планете.
У. Ребята составьте со своим предложением истинное высказывание.
Далее с этими же предложениями ложное высказывание.
( Дети получают карточку с предложением).
_____дети знают математику на «пять».
_____числа двузначные.
_____отрезки ограничены с двух сторон.
_____треугольники прямоугольные.
_____числа складываются.
_____произведения равны 0,если хотя бы один из множителей равен 0.
_____значения разности меньше вычитаемого.
5) Ну, и на прощанье нелёгкий вопрос.
Гнома из дома довёл он до слёз.
На три равных части разгрызли верёвку мышки-норушки,
С кусочков нет толку.
Сколько кусали, сказать он не может,
Может из вас ему кто-то поможет.
У. Ответы разные, поэтому проводим эксперимент.
Учитель разрезает веревку на три части. Дети видят правильный ответ.
Самоанализ мастер класса.
Я работаю над методической проблемой «Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников на уроках математики».
В данном сегодня мастер классе я показала методику проведения упражнений на развитие творческих способностей и логического мышления.

Целью данного фрагмента занятия является попытка решить проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, интенсификации учебного процесса и воспитания у детей самостоятельности и активности как черт личности, формирование стремления и привычки к трудовому усилию, настойчивости в преодолении трудностей.

Одна из важнейших задач, которую я поставила перед собою, является развитие логики мышления. Решение этой задачи позволяет детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; учит делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Почему я подобрала именно такие упражнения? Потому что интересы, потребности и познавательная активность детей в этот период тесно связаны с игровой деятельностью. Младшие школьники любят и хотят играть. Это желание вытекает из потребности школьников в положительных эмоциях, переживаниях, в свободе выбора для себя интересной роли.

В основе моего опыта лежат идеи развивающего обучения, реализуемые через личностно-смысловую дидактическую модель, идеи опоры, максимальной помощи ученику, идея использования интеллектуального фона класса и действия в зоне ближайшего развития ребёнка.

Средством реализации моих идей стал комплект заданий, использование которых возможно как в контролирующем, так и в обучающем режиме, стимулирующих познавательную деятельность.

Проблема активизации познавательного интереса, развития творчества и фантазии младшего школьника лучше всего решается средствами занимательности в обучении математике, применения элементов игровой деятельности, которая присуща ребёнку. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит анализ и синтез, делает обобщения. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.

Я расширяю математическое содержание урока за счёт включения в него нестандартных задач, которые формируют у учащихся умение высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства способствует развитию речи учащихся, выработке умений делать выводы, строить умозаключения.

Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); за счёт этого я формирую здоровьесберегающую образовательную среду, дети учатся без усилия, что соответствует их возрасту. Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Продуктивность данной работы состоит в том, что при использовании предлагаемого комплекта заданий обеспечивается:
развитие наглядно - образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков.
отработка умений выделять в предметах различные свойства, сравнивать их, отличать существенные (важные) свойства от несущественных и устанавливать разницу между общими и существенными признаками;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Достоинством предлагаемого набора заданий является системный подход к формированию, развитию и закреплению математических знаний и умений, навыков на доступном младшему школьнику уровне самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

Применять прилагаемые к данной работе задания можно любому учителю вне зависимости от того, какой УМК он использует. Знания теории предмета, психологии, педагогики, философии позволяют каждому разработать свою систему преподавания предмета на основе образовательной программы, индивидуальной для данного класса.

Бесконечный поиск не знает остановки, но на его пути часто приходиться возвращаться к пройденным этапам для их переосмысления. И тогда осознается, что начинать надо с начала.
Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя вырастить два одинаковых класса. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом коллективе. Сейчас приняв новых учеников в класс, я с волнением вглядываюсь в их лица: какими вы вырастите? Чему научите меня?

Литература

«Развитие творческого мышления» Савенко Александр Ильич, серия: я-исследователь, издательство: Дом Фёдорова, 2012.
Пехарева С., Домашняя игротека «Развиваем логическое мышление и творческие способности» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста), 2014.
Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. Начальная школа. 2004. №7.
Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М, 1991.











13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115