Дополнительная образовательная программа развития логического мышления и математических способностей для детей 4-5 лет Занимательная математика

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Солнышко»

Утверждена
Педагогическим советом МАДОУ «ДС №15
«Солнышко»
Протокол №__ от _________
Заведующей МАДОУ «ДС №15 «Солнышко»
_____________ А.П.Цыгикало







Дополнительная образовательная программа

развития логического мышления и
математических способностей
для детей 4-5 лет
«Занимательная математика»







Составитель:
Детынченко Ольга Александровна












Ст. Староминская 2015г.

Пояснительная записка
1.1.Введение
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
интеллектуальное развитие;
создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В. Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три группы.
Первая группа игр направлена на математическое развитие детей. В процессе освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций.
(«Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Конструктор цифр», «Прозрачная цифра», «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат Воскобовича»).
Вторая группа-это игры с буквами, звуками, слогами и словами («Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Звуки и буквы», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», », «Читайка на шариках 2»).
Третья – универсальные игровые обучающие средства. (Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Геовизор»)
Среди множества существующих игр-головоломок на создание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений с детьми будут использоваться такие игры, как: «Танграм», «Колумбово яйцо» и «Счетные палочки».
1.2. Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
1.3. Основными задачами реализации программы являются:
Обучение пониманию и решению логических задач.
Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
1.4. Возраст детей – 4-5 лет
1.5. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.
Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года.
К концу года дети научатся:
различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
ориентироваться в пространстве и на плоскости;
Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
Повышение педагогической культуры родителей.
Формирование интереса к развивающим играм.
1.6. Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».

Методика диагностики

Диагностика по математике детей 4-5 лет
1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т.д.)
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
9 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 20 – средний уровень
21 – 27 – высокий уровень
Диагностическая карта формирования элементарных математических представлений в средней группе.
___________________Месяц_________Год_______

Ф.И. ребенка
Количество и счет
Геометрические фигуры
Величина
Ориентировка во времени

Ориентировка в пространстве
Общий показатель знаний ребенка





















































































































































































































































Итого по разделам








2. Учебно-тематический план
Работа кружка «Занимательная математика» осуществляется под руководством педагога, проводится 2 раза в неделю, в форме игрового тренинга длительностью 20 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
В течение года запланировано провести 60 занятий.







Занятия
Тема занятия
и используемые игры
Задачи

Сентябрь
1-2
Тема: «В гостях у зверят цифроцирка»
«Цифроцирк», «Чудо-соты»
(стр.12; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст)
Обучающие:
учить самостоятельно составлять изображения цифр по схемам с помощью деталей игры «Чудо-соты»;
упражнять в счете от 1до 5, называть цифры, располагать их по-порядку.
Развивающие:
развивать зрительную память, внимание через игру «Что изменилось?»;
формировать элементы театрализованной деятельности посредством изображения действий цирковых артистов.
Воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать ответы сверстников, не выкрикивать.


3-4
Тема «Как Кораблик Плюх-Плюх готовился к путешествию»
(«Кораблик Плюх-Плюх» и «Прозрачный квадрат»
(стр. 61 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» и стр.14 «Сказки Фиолетового леса»)

Обучающие:
познакомить с новой игрой «Кораблик Плюх-Плюх», ее персонажами;
учить самостоятельно группировать предметы по одному признаку (цвету), определять и называть высоту предметов.
учить складывать фигуру «лодочка» за счет перемещения частей в пространстве из деталей игры «Прозрачный квадрат»
Развивающие:
развивать пространственные представления (слева – справа, вверху – внизу);




развивать умение аргументировать выбор предмета определенной формы;
формировать умения анализировать, сравнивать.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.


5-6
Тема «Как лягушата пополняли запасы пресной воды»
(«Чудо-соты», «Коврограф Ларчик» игра «Игрушечный дождь»)
стр.16 «Сказки Фиолетового леса», стр. 6 методичка к пособию «Коврограф Ларчик»
Обучающие:
развивать умение конструировать контуры геометрических фигур разного размера, выбирать картинки с частями силуэта «ведро» по описанию и составлять его;
пополнять и активизировать словарь за счет образования прилагательных (прямоугольное, четырехугольное, многоугольное, узкое, высокое).
Развивающие:
формировать понимание антонимов величины: высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий;
продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, элементы логического мышления, память.
Воспитательные
формировать навыки саморефлексии;
воспитывать нравственные и волевые качества.


7-8
Тема «Фабрика фигур»
(«Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», игра из пособия «Логика» М.В.Кралина)

Обучающие:
закреплять навык счета в пределах 5;
учить устанавливать закономерность в расположении ряда геометрических фигур;
учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».





Развивающие:
развивать элементы логического мышления, умение расшифровывать (декодировать) информацию о свойствах фигур: цвет и форма по знаково-символическим обозначениям с отрицательной частицей «не»;
упражнять в конструировании фигур по схемам.
Воспитательные:
формировать умение слушать и слышать задания педагога, контролировать свое поведение.




Итого 8 часов

Октябрь
1-2
Тема «Путешествие в Фиолетовый лес»
(«Цифроцирк», «Чудо-цветик»)
стр.64 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»
Обучающие:
познакомить детей с игрой «Чудо-цветик», учить находить детали, соответствующие заданному числу, учить называть их: одноглазка, двухглазка и т.д.)
продолжать учить детей конструировать заданную форму, складывать фигуры по желанию по схемам игры «Чудо-цветик».
Развивающие:
формировать умение обводить карандашом сконструированную фигуру по контуру, развивать зрительно-моторную координацию;
развивать умение находить большее или меньшее число к названному, ориентируясь на цифровой ряд игры «Цифроцирк».
Воспитательные:
воспитывать умение выслушивать внимательно ответы детей, помогать при затруднениях сверстникам.


3-4
Тема «В гости к веселым гномам»
(Эталоны цвета «Лепестки» и «Геовизор»)
(стр. 42 «Развивающие игры в ДОУ»)
Обучающие:
познакомить с персонажами игры – клоунами (Кохле, Охле, Желе. Зеле, Геле, Селе, Фи), помочь запомнить их имена;
учить детей ориентироваться на координатной плоскости игры, находить и соединять точки для получения изображения зонтика.





Развивающие:
упражнять в количественном счете, развивать умение определять порядковый номер «лепестка»;
развивать пространственную ориентировку при расположении элементов игры «Лепестки» по словесным указаниям и его смысловое отражение в речи (над, под, между, рядом, слева, справа);
продолжать развитие мелкой моторики пальцев, точности и координации движений.
Воспитательные:
приобретение детьми опыта коллективной деятельности, навыков сотрудничества, умения работать в группе.


5-6
Тема «В гостях у сказки»
(«Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Геоконт»)



Обучающие:
познакомить детей с новой игрой «Геоконт», ее персонажами: Паук Юк и паучата.
продолжать формировать умение детей работать с составными конструктивными схемами, составлять силуэты персонажей из знакомых сказок
Развивающие:
закреплять умение различать и называть цвет, форму, составлять геометрические фигуры на поле игры «Геоконт» и находить в окружающей обстановке предметы аналогичной формы;
побуждать детей к высказыванию мыслей в форме простых распространенных предложений.
Воспитательные:
предоставлять детям возможность быть активными помощниками героям сказок.




7-8
Тема: «Как Лопушок и Гусеница Фифа гуляли по ковровой дорожке»
(«Коврограф: Ларчик», «Чудо-соты», «Чудо-цветик»)
стр. 21«Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
учить детей ориентироваться на листе в клетку, используя ориентиры «вверх», «вниз», «влево», «вправо».
Развивающие:
развивать умение отгадывать загадки, придумывать и конструировать контуры и силуэты отгаданных предметов;
развитие пространственного и логического мышления, воображения;
активизировать речевую деятельность, словарь по теме «Растения».
Воспитательные:
воспитывать умение доводить работу до конца, добиваться желаемого результата, оценивать его.




Итого 8 часов

Ноябрь
1-2
Тема: «Как малыш Гео гостил у девочки Дольки и Ворона Метра»
(«Чудо-цветик», «Игровой квадрат Воскобовича» (двухцветный)
стр. 23 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
продолжать знакомить с эталонами формы и величины, структуры (стороны, углы, вершины);
учить приёму конструирования фигуры «башмачок», используя алгоритм сложения и план действий.
Развивающие:
развивать восприятие формы, определять на ощупь части игры «Чудо-цветик», составлять целое из разного количества частей,
продолжать формировать конструктивные навыки, пространственную ориентировку, логическое мышление;
формировать планирующую функцию речи.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества, умение радоваться успехам товарищей и оценивать результат работы.


3-4
Тема: «Как малыш Гео оказался на островах»
(«Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат»)
стр. 25 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
закреплять представления о транспорте, его видах;
упражнять в складывании фигуры «самолет» по выбору из деталей игр «Прозрачный квадрат» и «Чудо – соты».
Развивающие:
развивать аналитические способности, умение видеть в простой ситуации проблему и предлагать варианты ее решения;
тренировать мелкую моторику рук и координацию действий (глаз – рука).
Воспитательные:
воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.


5-6
Тема: «Как друзья разгадывали загадки Краб-Крабыча»
(«Чудо – соты», «Прозрачная цифра»)
стр. 27«Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:
упражнять детей в отгадывании загадок о геометрических фигурах, нахождении фигуры по количеству углов и сторон (квадрат и прямоугольник), по описанию их признаков (цвет, размер);
продолжать учить расшифровывать (декодировать) информацию о свойствах фигур: цвет и форма по знаково-символическим обозначениям с отрицательной частицей «не».
Развивающие:
развивать умение связно и грамотно выражать свою мысль и слушать окружающих;
продолжать формировать умение делать простейшие выводы, используя сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».
Воспитательные:
воспитывать умение соревноваться между собой при выполнении задания, соблюдать очередность, проявлять нравственные качества.


7-8
Тема: «Как зверята выступали на арене Цифроцирка»
(«Чудо-соты», «Колумбово яйцо»)
Стр.34 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
познакомить с игрой «Колумбово яйцо», учить составлять изображения разных артистов цирка из ее деталей по предложенной конструктивной схеме;
закреплять умение составлять числовой ряд от 1 до 5, обозначать числа цифрами, аргументировать свой выбор.
Развивающие:
развивать творческое воображение – придумывать и составлять силуэт «бабочка», конструировать силуэт «гантель» по образцу;
формировать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку и изобразительные навыки, умение обводить придуманный силуэт карандашом.
Воспитательные:
воспитывать умение поддерживать беседу на тему «Выступление в цирке», придумывать и показывать действия сказочных артистов (элементы театрализации).




Итого 8 часов

Декабрь
1-2
Тема: «Как кораблик попал в шторм»
(«Кораблик Плюх-Плюх», «Геовизор»
стр. 35 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
продолжать учить детей определять высоту предметов, их порядковый номер, решать логическую задачу на определение формы предмета.
Развивающие:
развивать понимание пространственных характеристик «низкий», «высокий», «верхний», «нижний», «между»;
тренировать мелкую моторику рук и координацию действий «глаз - рука».
Воспитательные:
воспитывать в детях умение прийти на помощь сверстникам в трудной ситуации, проявить взаимовыручку.


3-4
Тема: «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 1 занятие
(«Танграм», «Прозрачный квадрат»)
1 игровая ситуация «Загадочный конверт»
2 игровая ситуация «Портреты друзей»


Обучающие:
познакомить с новой игрой «Танграм»;
учить составлять фигуры животных по схемам в масштабе 1:1;
Развивающие:
развивать игровые умения (принятие задания, анализ образца, воссоздание изображения);
упражнять в нахождении лишней фигуры в ряду (пластинки), умении объяснять, доказывать, обосновывать свой выбор;
упражнять в умении высказывать предположения о правильном решении поставленной задачи.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, инициативность.


5-6
Тема: «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 2 занятие
(«Танграм»), «Лепестки»)
3 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (звери)»
4 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (птицы)»
«Методика ознакомления с игрой»
(распечатка)
Обучающие:
учить самостоятельно составлять фигуры животных и птиц из деталей игры, используя схемы уменьшенного масштаба;
упражнять в установлении закономерности в расположении элементов игры «Лепестки» и ее продолжении.
Развивающие:
развивать умение объединения выделенных при анализе компонентов целого, пространственного воображения;
развивать пространственную ориентировку, умение словами обозначать направление предмета (влево, вправо, налево, направо);
закреплять умение наклеивать полученное изображения на лист.
Воспитательные:
формировать доброжелательные отношения между педагогом и детьми.




7-8
Тема: «Найди фигуру»
(«Танграм», «Геоконт», игра из пособия «Логика» М.В.Кралина, стр.42)

Обучающие:
учить находить среди деталей игры «Танграм» соответствующие знаково-символическому коду, познакомить с обозначением – размера , расшифровывать (декодировать) с отрицательной частицей «не» ;
продолжать учить детей создавать контуры геометрических фигур с помощью резинок на поле игры «Геоконт» по знаково-символическому коду.
в правильном употреблении грамматических категорий (окончание прилагательных);
развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, умение видеть противоположные свойства в предметах
Воспитательные:
формировать умение слушать и слышать
задание взрослого до конца.




Итого 8 часов


1-2
Тема: «Как гусеница Фифа наряжалась»
(«Сложи узор» Никитина, пособие «Коврограф «Ларчик», «Эталоны цвета», «Прозрачный квадрат»)
Стр. 49 и стр. 158 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
учить складывать фигуру «Бантик» из кубиков игры «Сложи узор» по схеме путем перемещения частей в пространстве;
продолжать формировать умение придумывать и конструировать головной убор (шляпа) для сказочного персонажа по замыслу.
Развивающие:
развивать умение ориентироваться на плоскости, понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
развивать творческое воображение, умение рассказывать о назначении предметов.
Воспитательные:
воспитывать интерес к конструктивной деятельности;





воспитывать наблюдательность и умение делать выводы в ходе самостоятельной и совместной практической деятельности взрослого и ребенка, учить работать в парах.


3-4
Тема: «Волшебные превращения счетных палочек»
Обучающие:
учить детей составлять геометрические фигуры и узоры из геометрических палочек, пользуясь схематичным изображением;
упражнять в счете (учить отсчитывать нужное количество палочек);
Развивающие:
развивать конструктивные возможности, пространственное воображение, смекалку, сообразительность;
способствовать развитию новых способов действия при решении поставленных задач.
Воспитательные:
развивать и поддерживать активность и самостоятельность у детей.

Январь
5-6
Тема: «Вечернее представление в Цифроцирке»
(«Прозрачная цифра», пособие «Коврограф «Ларчик» - «Цветные квадраты», «Забавные цифры», «Сложи узор»
Стр. 60 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
продолжать учить детей сортировать предметы и сравнивать их по цвету, составлять цифры 1,2,3 путем наложения пластинок друг на друга и на трафарет;
закреплять умение составлять фигуры из кубиков игры «Сложи узор» по схеме № 9 («фонарик»);
Развивающие:
развивать пространственную ориентировку, логическое мышление, умение анализировать и обобщать.
Воспитательные:
воспитывать произвольность поведения, волевые качества.




Итого 6 часов


1-2
Тема: «Как малыш Гео нашел грибы»
««Чудо-цветик», «Квадрат Воскобовича (двухцветный), «Забавные цифры»)
Стр. 65 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
учить конструировать объемную фигуру «самолет» путем перемещения частей в пространстве;
упражнять в соотношении цифры и количества, отсчитывании заданного количества предметов и делении их на подгруппы.
Развивающие:
формировать умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на основе этих связей.
развивать умение видеть в простой ситуации проблему и предлагать варианты ее решения;
Воспитательные:
продолжать формировать умение устанавливать взаимодействие со сверстниками.


3-4
Тема: «Как Медвежонокс Галчонком поссорились и помирились»
«Выбери фигуры» пособие «Логика» М.В.Кралина, «Чудо-соты», «Танграм»)
Стр. 67 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
учить решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера», предлагать варианты решения проблемной ситуации;
упражнять в расшифровке (декодировании) несложной информации о свойствах фигур: цвет и форма по знаково-символическим обозначениям и с отрицательной частицей «не»;
Развивающие:
развивать элементы логического и конструктивного мышления, память, умение работать со схемой;
помогать детям сравнивать и делать выводы в ходе самостоятельной и совместной практической деятельности.
Воспитательные:
воспитывать элементы коммуникативной культуры: умение слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач, работать в парах.


5-6
Тема: «Как артисты Цифроцирка плавали на Кораблике Плюх-Плюх»
(«Кораблик Плюх-Плюх», пособие «Коврограф «Ларчик», «Колумбово яйцо»)
Стр. 82 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
закреплять умение группировать предметы по цвету, определять высоту, находить предметы по порядку, сортировать их по пространственному положению;
учить самостоятельно составлять силуэт «Рыбка» по схеме из деталей игры «Колумбово яйцо».
Развивающие:
развивать умение решать логическую задачу на поиск предмета по признаку;
продолжать развивать конструктивные умения, речевую активность, волевые качества.
Воспитательные:
развивать коммуникативные навыки, воспитывать желание вовремя придти на помощь сверстникам, радоваться их успехам.

Февраль
7-8
Тема: «Как артисты Цифроцирка получили волшебную стрелочку»
(«Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Забавные цифры», «Колумбово яйцо»)
Стр. 85 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
упражнять в нахождении геометрических фигур по форме;
учить придумывать и составлять сюжетную картинку «Что увидели друзья?» из деталей игры «Колумбово яйцо».
Развивающие:
развивать умение составлять силуэт «стрелочка» приемом наложения пластинок на схему, конструировать силуэт «мостик» из частей по образцу;
формирование творческого воображения, целостности восприятия, внимания.
Воспитательные:
поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями игр;
развивать стремление к преодолению трудностей и уверенность в себе.





Итого 8 часов


1-2
Тема: «Как гусеница Фифа вырастила цветы»
(«»Чудо-соты», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), пособие «Коврограф «Ларчик», «Геовизор»)
Стр. 93 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
учить детей устанавливать последовательность событий, называть этапы процесса выращивания растений;
закреплять представления о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, прямоугольник, умение конструировать их за счет перемещения частей в пространстве;
учить детей обводить (зарисовывать) полученное изображение на листе.
Развивающие:
развивать умение решать логическую задачу на определение предмета по признакам, словесно-логическое мышление;
продолжать формировать умение работать с конструктивными схемами, придумывать и конструировать силуэты «цветы»;
активизировать речевую деятельность.
Воспитательные:
воспитывать отзывчивость, поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями игр и желание оказывать им помощь.


3-4
Тема: «Как у гусеницы Фифы осыпался цветок»
(«Лепестки», » пособие «Логика» М.В.Кралина (знаки - символы), наборы геометрических фигур, «Геоконт»)
Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
закреплять умение понимать порядковый счет, пространственное положение предметов относительно друг друга и плоскости;
упражнять в умении расшифровывать (декодировать) знаково-символические обозначения, понимать отрицание «не», выборе геометрических фигур, соответствующих этим обозначениям.
Развивающие:
развивать творческое воображение, умение придумывать названия цветку, изображение вазы на поле игры «Геоконт»;
развитие мелкой моторики рук.




Воспитательные:
формировать умение слушать и слышать задания взрослого, контролировать своё поведение.


5-6
Тема: «Как на Чудо-островах появилась необычная машина»
(«Чудо-соты», «Танграм»)
Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
закреплять знания о видах транспорта (наземный, воздушный, водный), составлять силуэт «легковая машина» по образцу, заменять в нем одни части на другие;
учить самостоятельно придумывать силуэт «лодочка» из деталей игры «Танграм», называть геометрические фигуры, их размер и количество.
Развивающие:
развивать элементы логического мышления, выделять в предмете хорошее и плохое (технология ТРИЗ), решать проблемную ситуацию;
развивать целостное восприятие, устойчивость внимания.
Воспитательные:
развивать инициативность, самостоятельность
продолжать формировать навык самооценки и оценки общего результата

Март
7-8
Тема «Как друзья помогли Девочке Дольке»
(«Чудо-цветик», «Колумбово яйцо», пособие «Коврограф «Ларчик»)
Стр. 102 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
упражнять в умении устанавливать закономерность в расположении фигур и, руководствуясь ею выкладывать ряд из фигур;
учить составлять целое из 5 частей, понимать соотношение целого и части.
Развивающие:
развивать умение конструировать по собственному замыслу силуэт «цветок» из деталей игры «Колумбово яйцо», придумывать ему название и для чего он нужен;
формировать произвольность внимания, творческое воображения, целостность восприятия.




Воспитательные:
поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями сказки, желание оказывать им помощь.




Итого 8 занятий


1-2
Тема: «Как друзья играли с Крутиком По»
(«Прозрачный квадрат», «Счетные палочки»)
Обучающие:
познакомить с вариантом игры «Прозрачный квадрат» - «Вертикальное домино»;
учить решать логическую задачу на преобразование одной фигуры в другую путем перемещения заданного количества деталей (домик – флажок: № 8).
Развивающие:
развивать любознательность и пытливость;
стимулировать детей к проговариванию своих действий;
развивать инициативность, самостоятельность в создании образов различных персонажей.
Воспитательные:
развивать коммуникативные навыки: умение работать в парах, договариваться, помогать друг другу и соблюдать очередность.


3-4
Тема: «Как Ворон Метр спас команду кораблика Плюх-Плюх»
(«Кораблик Плюх-Плюх», «Чудо-соты», «Колумбово яйцо»)
Стр. 109 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
закреплять умение сортировать флажки по цвету и пространственному положению, менять пространственное положение флажков в зависимости от задания;
упражнять в нахождении предметов по высоте.
Развивающие:
развивать словесно-логическое мышление, умение видоизменять силуэт путем изменения количества деталей и их расположения;
закреплять умение самостоятельно работать с составными конструктивными схемами, составлять силуэт «жук» и «рыбка» (№18)
Воспитательные:
воспитывать умение проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.



5-6
Тема: «Как Галчонок Каррчик помогал Пчелке Жуже».
(«Прозрачный квадрат», пособие «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты»)
Стр. 114 «Сказки Фиолетового леса»
Обучающие:
упражнять в расположении цветных карточек по цветам радуги, умении видеть ошибку и исправлять ее;
развивать понимание пространственных отношений, умение словами обозначать положение карточки
( между, после, перед, после, впереди, за);
Развивающие:
закреплять умение сортировать пластинки игры по нарисованным геометрическим фигурам, составлять из них квадраты путем наложения друг на друга;
закреплять навык работы с составными конструктивными схемами, составлять силуэт «китенок»;
продолжать развивать зрительно-моторную координацию, умение обводить части на листе бумаги, дорисовывать изображение, рассказывать о его содержании.
Воспитательные:
стимулировать проявление самостоятельности и инициативности в процессе игр.

Апрель


Итого 6 занятий


Итого: 60 занятий



3. Соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО.
Программа дополнительных платных услуг составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
Основные принципы:
самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.
Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
ФГОС нацеливает на решение следующих задач:
сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
В соответствии с ФГОС программа платных услуг направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы кружка «Занимательная математика» направлена на освоение детьми задач образовательных областей:
коммуникативно-личностное развитие;
познавательно-речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.
В соответствии с ФГОС создана предметно-развивающая среда:
развивающие игры математического характера: «Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Чудо-цветик», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» «Сложи узор», «Танграм», «Колумбово яйцо».
игры с буквами, звуками, слогами и словами: «Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», «Читайка на шариках 2».
универсальные игровые обучающие средства: Коврограф «Ларчик», «Игровизор».
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Формы организации работы с детьми:
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.
4. Конструктивную деятельность.
5. Развлечения.
Методы: игровые, практические, словесные.
Игровые приемы:
манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
Практические приемы:
манипуляция,
превращение,
складывание,
выбор,
складывание,
показ,
совместные действия,
сравнение.
Словесные приемы:
диалог с игровыми персонажами,
объяснение,
описание,
рассказ,
сказка,
уточнение,
стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);
игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).
Формы организации работы с родителями:
консультации о подборе развивающих игр для детей 4 -5 лет;
индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания с показом фрагментов деятельности детей;
совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
организация «Домашней игротеки»;
разъяснительная и образовательная работа.
Методы и приемы:
Словесные (беседы с родителями, рассказ о работе).
Наглядные (реклама, просмотры материалов и документов).
Практические (показ предоставляемых услуг)
Литература:
Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.
Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», АКЦИДЕНТ, С-Петербург,1997.
Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Просвещение,1990.
Краткая характеристика логических операций, доступных для детей
среднего возраста.
Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез –мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.
Систематизация – приведение в систему, расположение объектов в определенном порядке, установление между ними определенной последовательности.
Обобщение - процесс познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов, явлений и объединении их на основе общности существенных черт.
Классификация –распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков..
Классификация включает такие логические действия, как:
1.     выделение общего признака – основание классификации;
2.     деление на классы по основанию классификации.
         Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.





Игры
Цель

1. «Цифроцирк»
Формирование представлений о количественном составе чисел, обучение счету.
Совершенствование мелкой моторики руки и умений следовать внутреннему плану действий.
Знакомство с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа.
Усвоение счета и отсчета в пределах десяти.
Развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и объединять.

2. «Чудо-соты»
Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, мелкой моторики руки и умения конструирования целых фигур из частей.
Развитие сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины, глазомера.
Развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование процессов логического мышления.
Знакомство с приемами сложения предметов из частей по образцу, развитие умения самостоятельно создавать образы предметов и называть их.

3. «Кораблик Плюх-Плюх»
Совершенствование интеллекта.
Тренировка мелкой моторики рук.
Развитие математических представлений о цвете, высоте предметов, пространственных представлениях, условной мерке (флажок), количественном и порядковом счете, составе числа.
Развитие умений решать логико-математических задач.

4. «Чудо-цветик»
Освоение состава числа в пределах 10, соотношения целого и части (дробей).
Развитие умения составлять целое из частей по схематичному рисунку и собственному замыслу.
Формирование умения анализировать, сравнивать.
Развитие внимания, памяти, воображение, творческих способностей.
Развитие мелкой моторики рук.

5. «Прозрачный
квадрат»
Знакомство с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, пространственными отношениями предметов.
Развитие произвольности, концентрации внимания, совершенствование памяти, элементов логического и пространственного мышления, творческого воображения.
Знакомство с такими физическими свойствами, как гибкость, прозрачность.
Развитие умения находить геометрические фигуры на пластинках и объединять их в группы, конструировать квадраты из 2-3 геометрических фигур, складывать из пластин простые фигуры, созданию образов объектов по собственному замыслу.

6. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)
Развитие тонкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.
Усвоение эталонов формы и величины, структуры (стороны, углы, вершины) и приёмов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм.
Освоение приемов конструирования - сложения плоскостных и объемных фигур.
Развитие умения самостоятельно создавать образы объектов и называть их.

7.Эталоны цвета «Лепестки»
Знакомство с основными цветами радуги и количественным счетом.
Формирование умения отсчитывать нужное количество и определять порядковый номер.
Знакомство с понятием пространственного расположения и его смыслового отражения в речи (над, под, слева, справа, рядом, между).
Развитие внимания, памяти, воображения, цветовосприятия, мелкой моторики руки, речи.

8. «Прозрачная цифра»

Знакомство с такими свойствами предметов, как гибкость и прозрачность.
Развитие умения классифицировать предметы по определенным признакам, сортировать пластинки по цвету, количеству, расположению полосок.
Усвоение знаний о том, что один и тот же образ может быть воспроизведен различными способами.
Формирование конструктивных навыков, умения составлять знаки и фигуры по образцу и по памяти.
Знакомство с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, пространственными отношениями предметов.
Развитие произвольности, концентрации внимания, совершенствование памяти, элементов логического мышления, творческого воображения и творческих способностей, мелкой моторики рук и речь.

9. «Сложи узор»
Развитие способности к анализу и синтезу, к комбинированию.
Развитие образного и пространственного мышления, конструктивных и художественных способностей, внимания и фантазии.

10. «Геовизор»
Развитие интеллектуальной сферы.
Освоение таких понятий, как пространственные отношения, система координат, количественный счет, деление целого на части, симметрия; обучение решению логико-математических задач.
Развитие внимания, памяти, логического и пространственного мышления, воображения и творческих способностей, тренировка мелкой моторики рук.
Освоение технических умений рисовать предмет по заданным точкам различными способами.

11.«Игровизор»
Совершенствование психических процессов и развитие математических представлений, знакомство с предметным и природным миром.
Развитие сенсорных и познавательных способностей; с помощью зрительного, тактильного и осязательного анализаторов учить конструировать разнообразные фигуры.
Развитие мелкой моторики пальцев, точности и координации движений, памяти, речи, пространственного мышления и творческого воображения. Готовить детей к простейшему программированию.

12. «Шнур-затейник»
Развитие творческих и сенсорных способностей, мышления, памяти, внимания и воображения.
Формирование речевых навыков, интеллектуальных способностей, подготовленности руки к письму.

13. «Колумбово яйцо»

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности.
Овладение практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления.
Формирование привычки к умственному труду.

14. «Геоконт»
Развитие сенсорных и познавательных способностей, умения называть отрезки, простейшие геометрические фигуры, освоение цветов радуги.
Развитие умения самостоятельно создавать образцы объектов.

15. «Танграм»
Формирование практической деятельности по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах, отличительных признаках через обследование формы зрительным и осязательно-двигательным путем.
Развитие умения анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

16. «Волшебные символы» (пособие М.В.Кралина
«Логика»:
Изд-во «У – Факто-рия» Екатеринбург; 1988
Знакомство с системой знаков для обозначения признаков предметов.
Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сериации, отрицания, обобщения и ограничения.
Развитие сообразительности, находчивости, внимательности и настойчивости.
Обучение умению строить простые модели логических отношений между понятиями.
Развитие речи, умение объяснять, доказывать, обосновывать свой выбор.

17. «Счетные палочки»
Формирование тонких движений пальцев рук, подготовка руки к письму.
Закрепление навыков счета и отсчета, соотношений числа и количества.
Формирование математических представлений о геометрических фигурах (угол, сторона, вершина), понятий «узкий» и «широкий», «длинный» и «короткий».
Развитие воображения,  сенсорного восприятия, внимательности, логического мышления, понимания последовательностей.


Специальные «ключевые слова и фразы» способствуют активизации мыслительных процессов ребёнка или группы детей:
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию познания: «соотнесите», «перечислите», «расскажите», «сформулируйте», «опишите», «установите» и т.д.;
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию понимания: «расскажите своими словами»; «опишите, что вы чувствуете относительно»; «суммируйте»; «покажите взаимосвязь»; «объясните смысл» и т.д.
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию применения: «покажите как»; «продемонстрируйте»; «объясните цель применения» и т.д.;
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию анализа: «сравните»; «разложите по порядку»; «объясните, как и почему»; «разложите на составляющие» и т.д.;
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию синтеза: «придумайте»; «создайте»; «что произойдёт, если»; «придумайте другой вариант» и т.д.;
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию оценки: «выберите то, что вам больше нравиться»; «отберите и выберите»; «что вы думаете о »; «подскажите критические замечания» и т.д.

15