ФИТОДИЗАЙН Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления для обучающихся 8-11 классов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Утверждена
на научно-методическом совете
МОУ ДОД СЮН
Протокол № 9 от 22.05.2001 года
Сертификат на реализацию городского конкурса культурно-образовательных инициатив
«Образование Сургута – XXI веку»
регистрационный №182 шифр СК 0308
Дополнения и изменения утверждены на научно-методическом совете
МБОУ ДОД СЮН
Протокол № 7 от 22.03.2011

ФИТОДИЗАЙН
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетического направления
для обучающихся 8-11 классов
Срок реализации программы: три года
Автор: Зорина Ольга Леонидовна,
педагог дополнительного образования
г. Сургут

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Фитодизайн» разработана в рамках проекта предпрофильной подготовки и профильного обучения по направлению «Экология и искусство» в соответствии с Программой развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей станции юных натуралистов.
Человек. Растительный мир. Мир искусства. Их взаимоотношения и взаимосвязи изучали разные науки на протяжении всего развития человечества – философия, психология, биология, эстетика и др. B местах пересечений компонентов системы «растительный мир – мир искусства» возникло новое направление в искусстве – фитодизайн. Фитодизайн – интегративная область,  углубляет знания учащихся по биологии, истории, обществознанию, географии, изобразительному искусству, технологии, мировой художественной культуре, этике, эстетике, психологии, основам православной культуры.Основная задача творчества из растительного материала – создание художественного образа. В этом проявляется его прямая связь c живописью, скульптурой, архитектурой и декоративно-прикладным искусством. Именно в этих видах искусства истоки, корни таких видов фитодизайна, как декоративно – прикладное фитоискусство, фитоживопись (фитоколлаж), фитоскульптура и фитоархитектура (ландшафтная архитектура). Наряду c прямой связью системы «растительный мир – мир искусства» работает и обратная связь. Она заключается в «подпитке» идеями, сюжетами, формами, рисунками и узорами из мира растений различных видов искусства. Истоки этой связи находятся в глубокой древности, когда природа и, прежде всего, растения стали вдохновителями сначала ремесленников, a затем скульпторов, художников, архитекторов. В настоящее время дизайнер считается в среде молодых людей модной специальностью и востребованной на рынке труда. Профессии фитодизайнера, флориста – дизайнера, аранжировщика цветов, ландшафтного дизайнера, в течение последних нескольких лет входят в число наиболее привлекательных. Что и говорить, красивая специальность, но не такая легкая, как кажется. Она требует синтезированного образования – художественно-эстетического и эколого-биологического. A еще быть очень хорошим психологом – уметь понять, какие чувства и эмоции вызывает та или иная композиция. В будущем эта профессия станет еще более популярной, ведь цветы являются необходимой частью нашей жизни.  
Актуальность программы обусловлена новыми социально-экономическими условиями, требованиями к результатам образования в соответствии с ФГОС. Актуальность и новизна предлагаемой программы велика.
Во-первых, усиливает вариативную составляющую общего образования в сфере пограничных с биологией прикладных, художественно-эстетических направлений деятельности.
Во-вторых, способствует практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе.
В-третьих, стимулирует познавательную мотивацию учащихся.
В-четвертых, самое главное – дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации и социализации к современному обществу и получить  возможность осознанному выбору своей будущей профессии.
Основной целью данной программы является – создание условий для более полного удовлетворения индивидуальных потребностей школьников и творческого развития личности; соединение обучения с процессом социализации обучающихся в реальных условиях и повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
расширение возможности образования по выбору, его индивидуализация;
выявление и развитие творческих способностей обучающихся;
знакомство с традиционными и трендовыми направлениями в фитодизайне;
повышение адаптивной способности выпускников к современным рыночным условиям;
формирование общей и экологической культуры личности;
создание социокультурной среды общения, развитие коммуникативных навыков.
B основу образовательного процесса положены следующие принципы и идеи:
достyпности;
свободы выбора и реализации;
единства обучения, воспитания и развития личности;
дифференциации и индивидуализации;
успешности;
креативности;
приоритета духовно-практической деятельности.
Программа «Фитодизайн» рассчитана  на средний и старший школьный возраст (14-17 лет). Это переходный возраст от детства к юности, с психологией полуребенка-полувзрослого. В этом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными. Поэтому так важно в этом возрасте бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков. Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – важнейшая и сложнейшая из нынешних задач образования. Эффективное ее решение зависит не только от основного, но и во многом от системы дополнительного образования.
Ожидаемый результат
Воспитательные результаты обучающихся рассматриваются на трех уровнях в соответствии с освоением программы.
Первый уровень результатов – получение знаний, понимание значения живой и неживой природы и сформированных умений, проявление приобретенных качеств в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет посещение занятий и выполнение работ по данной программе.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой. Именно в такой близкой социальной среде школьник получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Для достижения этого эффекта используются самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, коллективные формы организации занятия, само- и взаимопрезентации.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами учебного учреждения, участие в конкурсах, социально значимых проектах, акциях разного уровня.
Всё это возможно осуществить в учреждениях дополнительного образования, где школьнику предоставляются широкие возможности общения с природой, её богатствами и возможности создания и реализации своего проекта и его презентации.
Ожидаемые результаты освоения программы - формирование компетенций для практической деятельности по созданию флористической продукции, развитие творческой и созидающей личности, способной к социальному и профессиональному самоопределению.
Главным результатом реализации программы являются сформированные компетенции у обучающихся для практической деятельности по созданию флористической продукции. Воспитанники, в процессе освоения программы, получают допрофессиональную профильную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
Формы контроля уровня достижений учащихся.
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.
Виды аттестации.
Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.
Тематическая (контроль) аттестация – это оценка качества усвоения учащимися конкретной темы или раздела программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части, темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится педагогом. Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.
Формы проведения аттестации.
Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:
наблюдение активности на занятии;
беседа с учащимися, родителями;
выполнение и анализ творческих работ;
анкетирование, тестирование.
Формы проведения промежуточной аттестации: защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, флористический шоу-конкурс, собеседование,  игра.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса  используется:
специальная зачетная работа (тест),
портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных творческих работ  и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).
Формы проведения итоговой аттестации учащихся: презентация творческих работ, коллективная рефлексия, самоанализ и др.
Критерии оценки результатов аттестации.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора, осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям: свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ, развитость специальных способностей. Критерии уровня развития и воспитанности: культура организации практической деятельности, культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что в ней заложены три образовательные линии: дидактическая, развивающая и воспитательная.
Дидактическая – обучение специальным приемам и методам работы с природным материалом.
В программе, кроме дидактической линии обучения основам флористического творчества, заложена линия формирования эстетической культуры школьника средствами восприятия красивого, развития личностных данных обучающихся, осознания роли красоты в жизни человека, созидания красоты в разных изделиях и работах из природных материалов и видеоматериалов, формирования чувства прекрасного и оценки созданного. Поэтому формируются еще две образовательных линии – развивающая и воспитательная.
Развивающая - развитие универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Воспитательная – воспитание личностных качеств и способностей у обучающихся, направленных на саморазвитие, отражающие их индивидуально-личностную позицию к учению и познанию, социальные компетентности, общую и эстетическую культуру воспитанников.
Программой предусмотрено, что каждое занятие направлено на овладение основами флористического творчества, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе на основе личного интереса. Программа составлена таким образом, что организация деятельности обучающихся предполагает использование активных и нетрадиционных методов обучения, индивидуальной и коллективной деятельности по созданию композиций, их оценке (само- и взаимооценка), осознание своего места в образовательном процессе (рейтинг успешности).
Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил искусства флориста, у учащихся развивается творческое начало. Практическая значимость программы видится как средство дополнительного общего развития детей к основной образовательной программе основного общего образования по предметным областям биология, технология, изобразительное искусство.
Социально-профильная практика позволяет организовать практическую деятельность и создать условия для формирования ключевых компетенций за рамками стен образовательного учреждения и учебного процесса. В летний период обучающиеся имеют возможность реализовать свои дизайн-проекты по оформлению территории и здания станции юннатов, других социальных объектов, внося свою лепту в создание эстетического облика и улучшения экосистемы города. Профильная практика в студии салоне «Флореаль» способствует развитию коммуникативных и предметных компетенций у обучающихся. Наиболее конкурентоспособные обучающиеся получают предложения по дальнейшему трудоустройству с повышением квалификации. Летнее задание включает в себя заготовку растительного материала, необходимого для дальнейшего обучения.

Учебно-тематический план первого года обучения
№ п\пНазвание разделов Всего часов
Из них: Формы контроля
теория практика 1. Введение в программу 6 3 3 Тестирование
2. Основы профессионального и жизненного самоопределения 12 6 6 Тестирование
3. Основы технологической культуры 12 6 6 Тестирование
4. Азбука флориста 30 12 18 Практическая работа
5. Общие положения теории аранжировки 24 8 16 Выставка,
практическая работа,
тестирование
6. Основные стили во флористике 24 9 15 Выставка,
фито-шоу
7. Флористические работы 66 16 50 Выставка,
практическая работа, защита проекта,
дефиле творческих работ
8. Основы ландшафтной архитектуры 24 6 18 Защита проекта
9. Социально-профильная практика 80 - 80 Практическая работа
ИТОГО: 278 66 212
Содержание программы первого года обучения
1. Введение в программу (6 ч.)
Ознакомление с программой. Анкетирование и тестирование обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.
Практическое обучение.
Экскурсия: Архитектурно-пространственная организация интерьера станции юных натуралистов.
2. Основы профессионального и жизненного самоопределения (12 ч.)
Самоопределение личности. Жизненное самоопределение. Самопознание и самооценка. Структура личности. Способности. Ощущения. Восприятие. Память. Мышление. Внимание. Темперамент. Характер. Здоровье. Сущность профессионального самоопределения. Ситуация выбора профессии.
Практическое обучение.
Тестирование.
Психологические тренинги.
3. Основы технологической культуры (12 ч.)
Технологическая культура: ее становление и сущность. Структура. Технологический процесс. Технологии основных видов жизнедеятельности человека. Технологическая культура и профессиональная деятельность. Классификация профессий. Предпринимательская деятельность. Культура труда. Профессиональный этикет.
Практическое обучение.
Самостоятельная работа.
Составление характеристики основных компонентов технологической культуры.
Определение основных направлений защиты от опасностей технологической среды.
Практическая работа.
Составление технологической цепочки изготовления цветочной композиции.
Реклама готовой продукции.

4. Азбука флориста (30 ч.)
Значение цветов в жизни человека. Краткая история аранжировки цветов. Религиозные обычаи. Античная флористическая культура. Флористика Средневековья. Флористика Ренессанса. Флористика барокко. Флористика рококо. Флористика классицизма. Флористика бидермейера. Флористика викторианского периода. Флористика модерна. Этапы становления цветочного маркетинга в России. Знакомство с профессиями. Искусство мастеров аранжировки. Материалы и оборудование. Инструменты и аксессуары. Технологии флористической работы (Втыкание, связывание, тейпирование, ваттирование, нанизывание, склеивание, плетение, обвивание, пришпиливание). Способы крепления растительного материала.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Классификация оазисов.
Технологии флористической работы в объемных композициях.
Технология составления настольной композиции разных форм из декоративных растений.
Технология составления настенной композиции .
Составление интерьерной настенной композиции.
Видеосеминар.
За ширмой праздников (видеозарисовки с конкурсов флористов).
Техника составление настольной композиции.
Экскурсия.
Цветочный салон принимает гостей.
Выставка.
Осенняя палитра.
Тематический контроль. Тестирование.
5. Общие положения теории аранжировки (24 ч.)
Симметрия. Асимметрия. Группа. Пропорции. Динамика. Ряды. Ступенчатость. Суммирование. Редуцирование. Среда обитания. Акцент (Цветовой акцент. Акцент, созданный фактурой или структурой. Акцент, созданный формой. Усиление акцента с помощью света). Формация. Напряжение. Распределение по поверхности и создание глубины. Цвет. Цветовая гармония. Цветовой круг.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Цветовой круг.
Декалькомания.
Составление цветочных композиций из искусственных цветов.
Составление технологической цепочки асимметричной и симметричной цветочной композиции.
Тематический контроль. Зачетная работа «Настольная композиция треугольной формы из искусственных цветов».
6. Основные стили во флористике (24 ч.)
Четыре основных стиля флористики.
Вегетативный стиль
Основные положения. Композиция из декоративно-комнатных растений. Композиция с мнимой и действительной точкой роста. Венок. Букет. Основные характеристики вегетативного стиля.
Декоративный стиль.
Основные положения. Букет. Свадебный букет. Композиция. Венок. Композиция из декоративно-комнатных растений. Основные характеристики декоративного стиля.
Форма - линейный стиль.
Основные положения. Композиция. Букет. Свадебный букет. Венок. Композиция из декоративно-комнатных растений. Основные характеристики форма - линейного стиля.
Параллельный стиль.
Основные положения. Графические работы. Композиция. Пространственное решение. Букет. Венок. Композиция из декоративно-комнатных растений. Основные характеристики параллельного стиля.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Основные характеристики стилей.
Составление композиций в разных стилях.
Этапы организации и оформления выставки.
Слайд-шоу.
Парад стилей.
Выставка.
Новогодняя коллекция.
Тематический контроль. Тестирование. Конкурс творческих работ на тему «Новый год и Рождество» в рамках участия в городском фестивале «Щедрый вечер».
7. Флористические работы (66 ч.)
Букет. История букета. Цветочный этикет. Язык цветов. Основные группы растительного материала. Классификация букетов. Формы букетов. Стафаж. Свадебный букет. Техника сборки букета (по спирали, правило трех треугольников, свободная постановка, постановка на портбукетнице). Коммерческий букет. Виды упаковок букетов. Аксессуары. Цветочный ассортимент. Совместимость цветов. Технология сохранения срезанных цветов. Технология выгонки луковичных цветов. Календарь цветения некоторых растений.
Практическое обучение.
Самостоятельная работа.
Составление мини-энциклопедии растений, использующихся при составлении букетов.
Практическая работа.
Сборка букетов по разной технологии.
Упаковка букетов.
Изготовление аксессуаров.
Составление карты растений, реализующихся в цветочных салонах города.
Калькуляция букета.
Экскурсия.
Мастер-класс в цветочном салоне.
Выращивание цветов для срезки в условиях закрытого грунта.
Декоративно-лиственные растения, использующиеся для составления букетов, в оранжерее станции юннатов.
Видеозанятие.
Луковичные растения.
Однолетники и многолетники.
Выставка.
К Дню святого Валентина.
Тематический контроль. Видео-зачет «Ассортимент растений, используемых в срезке». Зачет-практикум «Сборка круглого букета из искусственных цветов по технике спирали».
Композиция. Композиции с мнимой и действительной точкой роста. Классификация композиций. Формы композиций. Технология составления композиции.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Составление композиций разных стилей.
Весенние композиции.
Композиции в корзинках.
Настенные композиции.
Композиции в тубусах.
Композиции-миниатюры.
Праздничные композиции.
Выставка.
«Мал золотник, да дорог».
Весеннее настроение.
Фантазии закрытого пространства.
Тематический контроль. Зачет-практикум «Составление праздничной композиции».

Венок. Классификация венков. Технология изготовления. Аксессуары. Технология обработки фруктов для использования в аранжировке.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Составление пасхального венка.
Венок и гирлянда из сухоцветов и фруктов.
Выставка.
Весна в народных традициях.
Тематический контроль. Зачет. Выставка «Весна в народных традициях».

8. Основы ландшафтной архитектуры (24 ч.)
Городской ландшафт. Дизайн-проект «Краски северного города». Ассортимент цветочно-декоративных растений для озеленения города.
Практическое обучение.
Самостоятельная работа.
Разработка дизайн – проекта «Краски северного города».
Составление мини-энциклопедии цветочно-декоративных растений, используемых в озеленении города.
Практическая работа.
Агротехника выращивания цветочно-декоративных растений.
Тематический контроль. Защита дизайн-проекта.
9. Социально-профильная практика (80 ч.)
Практическое обучение.
Практическая работа.
Профильная практика в студии-салоне «Флореаль» (погружение в профессию продавца-флориста).
Реализация дизайн - проектов.
Оформление учебно-опытного участка и территории станции юных натуралистов.
Оформление интерьера здания станции юных натуралистов.

Учебно-тематический план второго года обучения
№ п\пНазвание разделов Всего часов
Из них: Формы контроля
теория практика 1 Специальные формы во флористике 24 3 21 Фито-шоу,
выставка
2 Предметный дизайн 24 3 21 Выставка,
конкурс
3 Оформление подарков 12 3 9 Защита проекта
4 Интерьерное озеленение 66 12 54 Защита дизайн-проекта5 Восточная школа аранжировки цветов 30 12 18 Выставка
6 Цветы из ткани 24 6 18 Практическая работа
7 Организация и оформление выставки 30 3 27 Выставка
8 Итоговое занятие 6 6 - ИТОГО: 216 48 168
Содержание программы второго года обучения
1. Специальные формы во флористике (24 ч.)
Плоскостные работы. Формы, линии, контраст и группы. Флористические коллажи. Коллажи по технике Питера Раффела. Классификация коллажей. Технология обработки и заготовки растений. Технология составления плоскостного и объемного коллажа.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Выполнение плоскостного коллажа.
Выполнение объемного коллажа.
Картины из трав.
Выполнение работ по тематике областного фестиваля.
Композиции из бытовых отходов.
Выставка.
Триптих на тему.
Вернисаж коллажей.
К Дням защиты от экологической опасности.
Экскурсия.
В выставочный зал краеведческого музея.
Тематический контроль. Выполнение конкурсных работ в рамках программы областного фестиваля экологических искусств.
2. Предметный дизайн (18 ч.)
Эскизы. Создание эскизов и практическое выполнение работы. Стиль модерн. Предметный дизайн.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Выполнение эскизов работ.
Выполнение работ по эскизам.
Выполнение работ по предметному дизайну.
Выставка.
Выставка работ по предметному дизайну.
«Что за чудо эти шляпки».
Тематический контроль. Выполнение флористических работ в рамках участия во Всероссийском конкурсе по предметному дизайну.
3. Оформление подарков (12 ч.)
Цветы и подарок. Оформление подарков. Технология упаковки подарков. Технология изготовления разных видов бантов. Этикет преподношения подарков.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Флористическое оформление подарков.
Виды упаковок подарков.
Технология изготовления банта.
Выставка.
Подарок другу.
Мастер-класс.
Упаковка подарков.
Тематический контроль. Зачет-практикум «Флористическое оформление подарков».
4. Интерьерное озеленение (60 ч.)
Дизайн интерьера. Интерьерное озеленение. Эстетическое и психофизиологическое действие растений. Принципы подбора ассортимента растений. Основные принципы создания композиций из декоративных растений. Приемы размещения растений. Содержание растений. Ассортимент декоративных горшечных растений, используемых в озеленении интерьеров. Дизайн-проект озеленения помещений разного назначения. Виды взаимодействия с клиентом.
Практическое обучение.
Самостоятельная работа.
Составление мини-энциклопедии декоративных растений, используемых в озеленении интерьеров.
Разработка дизайн - проекта оформления декоративными растениями помещения
Практическая работа.
Агротехнические приемы.
Составление карты декоративных растений, реализуемых в цветочных салонах города.
Экскурсия.
Ассортимент декоративных растений и пространственная организация интерьера станции юннатов.
Путешествие с растениями (многообразие декоративно-комнатных растений оранжереи станции юннатов).
Тематический контроль. Защита дизайн-проектов.
5. Восточная школа аранжировки цветов (30 ч.)
В стиле бонсаи.
Знакомство с Японией. Традиции японского народа. Взгляд на природу. История бонсаи. Поэзия бонсаи. Классификация бонсаи. Современные направления в бонсаи. Контейнер для бонсаи. Европеизация бонсаи. Искусственные «бонсаи» – европейские деревья. Стабили и стамобили. Технология изготовления европейского дерева.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Изготовление контейнера для европейского дерева.
Изготовление европейского дерева.
Выставка.
Почти бонсаи.
Тематический контроль. Зачет-практикум «Фантастическое путешествие по странам и континентам».
Вселенная, запечатленная в цветке.
Икэбана как феномен японской культуры. История икэбаны. Ведущие школы икэбаны в Японии. Эстетика икэбаны. Семантика икэбаны. Язык цветов в Японии. Уроки икэбаны по школе Согэцу. Технические приемы в икэбане. Установка растений в сосудах. Принципы новой икэбаны.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Символика и терминология.
Чтение схем.
Постановка основных учебных форм по школе Согэцу.
Технические приемы.
Постановка композиций с использованием нескольких принципов новой икэбаны.
Постановка икэбаны на темы: «Настроение», «Времена года».
Видеосеминар.
В гостях у мастера икэбаны.
Выставка.
Первые шаги в икэбане.
В стиле икэбаны.
Тематический контроль. Зачет. Зачет-практикум «Постановка основных учебных форм икэбаны по школе Согэцу».
6. Цветы из ткани (24 ч.)
Основные направления в изготовлении искусственных цветов. Основные и прикладные материалы. Инструмент. Технология подготовки ткани. Технология окраски деталей. Основные приемы изготовления искусственных цветов. Строение цветка. Многообразие цветов. Декоративные и отделочные цветы. Современные возможности оформления интерьеров искусственными цветами. Экостиль – полевой букет.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Подготовка ткани.
Окраска деталей.
Изготовление цветов: ромашка, василек, мак, незабудка, фиалка.
Составление композиции.
Видеопутешествие.
Цветы мира.
Выставка.
«Простые, милые для глаз».
Тематический контроль. Тестирование.
7. Организация и оформление выставки (30ч.)
Этапы организации и оформления выставки. Выставочная скамья. Регламент выставки. Технологическая цепочка выполнения демонстрационной композиции. Как оценивают композиции.
Практическое обучение.
Практическая работа.
Оформление этикетки.
Подбор материала для композиции.
Составление композиций по тематике, определенной для итоговой аттестации.
Итоговая выставка.
«Я красотой цветов пленяться не устал...»
Тематический контроль. Презентация флористической работы.

8. Итоговое занятие (6 ч.)
Защита проекта.
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п\пНазвание разделов Всего часов
Из них: Формы контроля
теория практика 1 Все оттенки года 3 3 - 2 Основные тенденции в фитодизайне. Осень 33 6 27 Защита мультимедийной презентации,
практическая работа
3 Основные тенденции в фитодизайне. Зима 33 12 21 Защита мультимедийной презентации,
практическая работа
4 Основные тенденции в фитодизайне. Весна 30 3 27 Защита мультимедийной презентации,
практическая работа
5 Тренд-шоу 9 - 9 Защита творческих проектов
ИТОГО: 108 24 84
Содержание программы третьего года обучения
1. «Все оттенки года».
Ознакомление с программой. Краткий экскурс в вопрос развития основных трендовых направлений года. Знакомство с основными сезонными трендами. Понятия тренд, модные растения.
Презентация «Все оттенки года».
2. Основные тенденции в фитодизайне. Осень.
Трендовые направления в осенних аксессуарах, материалах и цветовых гаммах.
«Оранжевый сентябрь». Октябрь – «Песочные часы». Ноябрь «... Назад в будущее».
Модные растения осени. Флористическое дефиле.
Практическое обучение.
Практическая работа.
«Составление флористической работы в основных направлениях осеннего тренда из декоративных растений учебно-опытного участка»;
«Разработка и составление презентации модного растения месяца»;
«Выполнение плоскостной флористической работы в основных направлениях тренда осенних месяцев»;
«Описание крупномеров оранжереи станции юных натуралистов»;
Составление мультимедийной презентации «Гулливеры страны комнатных растений».
Экскурсии:
«Краски осени» по экологической тропе и дендрарию станции юных натуралистов;
«Природа в творчестве художников, фотографов, поэтов» экскурсия в выставочный зал краеведческого музея.
Выставка:
«Краски осени».
3. Основные тенденции в фитодизайне. Зима.
Трендовые направления в зимних аксессуарах, материалах и цветовых гаммах. Декабрь – «Старая, старая сказка». Январь – «прозрачный воздух». Февраль – «Тающая карамель». Модные растения зимы. Искусственная среда. Гидропоника. Аэропоника. Садик в бутылке. Флорариум. Технология создания искусственной среды для растений. Растения, дарящие здоровье. Тренд встречи нового года. Трендовые направления в оформлении букета к Дню Святого Валентина.
Мастер-класс: «Мини-букет с любовью».

Практическое обучение.
Практическая работа.
«Разработка эскиза и выполнение флористической работы в основных направлениях тренда встречи нового года»;
оформление выставки;
«Оформление садика в «бутылке»»;
«Оформление «валентинки»»;
«Составление мультимедийной презентации трендов зимних месяцев».
Экскурсии:
«Тренды сезона» экскурсия в оранжерею станции юных натуралистов;
«Сургутский тренд» рождественская прогулка по городу;
«Растения – целители» экскурсия в оранжерею станции юных натуралистов.
Выставка:
«В ожидании новогоднего чуда».
4. Основные тенденции в фитодизайне. Весна.
Трендовые направления в весенних аксессуарах, материалах и цветовых гаммах. Март – «Фиалковые сумерки». Апрель – «Взгляд из нутрии». Май – «Легкие шаги». Модные растения весны. Современные трендовые направления пасхальной аранжировки. Трендовые направления в ландшафтном дизайне.
Слайд-шоу: «Праздник весны и торжества жизни».
Практическое обучение.
Практическая работа.
«Новые тенденции в упаковке букета»;
«Составление мультимедийной презентации трендов весенних месяцев»;
работа с периодическими изданиями;
«Разработка эскиза и выполнение флористической работы в основных направлениях тренда пасхальной аранжировки»;
оформление выставки;
«Составление мультимедийной презентации трендов ландшафтного дизайна»;
«Составление мультимедийной презентации «Все оттенки года» по темам: «Модные растения», «Трендовые направления в тематическом дизайне», «Трендовые направления в ландшафтном дизайне», «Мой тренд года в ….».
Экскурсии:
«Тренды сезона» экскурсия в оранжерею станции юных натуралистов».
Выставка:
«Праздник света и тепла».
5. Тренд-шоу
Защита проекта – презентации «Все оттенки года».

Требования к уровню подготовки обучающихсяПрограмма рассчитана на три года обучения (602 учебных часа), 6 академических часов в неделю первый и второй год обучения. Третий год обучения - 3 академических часа в неделю, в связи с тем, что у старшеклассников возрастает нагрузка по подготовке к выпускным экзаменам. Занятия проводятся со всем составом учебного объединения (10-12 человек) или по подгруппам (при проведении практических работ). Обучающиеся имеют дополнительную возможность посещать индивидуальные занятия. Социально-профильная практика (80 учебных часов) проводиться только по желанию обучающихся (не является обязательной).
Обучаясь по данной программе, школьники должны знать/понимать:
что такое природный материал;
где и как можно его использовать;
биологические особенности основных видов декоративных растений, применяемых для аранжировки;
основы материаловедения; инструменты и приспособления, применяемые флористами;
основы технологических процессов изготовления флористических работ;
знать основы проектирования изделий;
историю и традиции цветочного дизайна европейских школ флористики;
o современной флористике, как области сервиса;
технику безопасности при работе с инструментами.
В процессе выполнения практической части, должны уметь:
соблюдать правила безопасности труда при работе с различными инструментами;
выполнять этикет преподнесения цветов;
уметь применять значение растений в обрядах и традиционных праздниках различных народов («Рождество», «День святого Валентина», «Масленница», «Пасха») при выполнении флористических работ;
читать специальные тексты c применением терминологии;
самостоятельно составлять эскизы, используя основы цветовосприятия, моделирования и дизайна;
изготавливать флористические работы, подбирая необходимый природный материал, и сопутствующие приспособления и оборудование;
применять различные приемы исполнительского мастерства;
анализировать собственные творческие работы;
применять экологические знания, соблюдая правила поведения в природе;
передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изготавливаемому объекту.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним;
понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе;
оформлять своё жизненное пространство на основе полученных умений по фитодизайну;
участвовать в дизайнерских проектах с использованием природного материала;
участвовать в конкурсных проектах с флористическими работами;
налаживать контакт и деловые коммуникации со сверстниками, профессионалами в данной области;
создавать аудио – и видеопрезентации своих компетенций на примере выполненных работ.

Методическое обеспечение программы
Формы организации образовательного процесса.
Традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, диспут, практическое занятие, игра (дидактическая, познавательная, развивающая, игра-путешествие, на развитие воображения, ролевые, деловые и т.д.), заочное путешествие, экскурсия, мастерская, гостиная, защита проектов, тренинг, зачет, конкурс, творческая встреча, выставка, флористическое дефиле, творческие отчеты, ярмарка-распродажа, праздник, видео-урок, презентации, разные формы работы с родителями и т.д.;Приемы и методы организации образовательного процесса:
словесные методы обучения  (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);
наглядные (показ видеоматериалов,  слайд-фильмов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
методы практической работы;
метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы, видеосъемка);
метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск  ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.);
проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование из натурального и др. материала);
игровой метод (игры развивающие, познавательные, на развитие воображения, конкурсы, путешествие, ролевые, деловые, игры-шутки, игры-минутки и т.д.);наглядный метод (наглядные материалы – рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы; демонстрационный материал – образцы изделий; видеоматериал);проведение занятий с использованием: средств искусства (изобразительного, декоративно-прикладного, литературы, музыки; активных форм познавательной деятельности (обсуждение сообщений, защита проекта, викторина, заочное путешествие, конкурс, познавательные игры ит.д.); психологические и социологические методы  (разработка, проведение и анализ анкет, тесты, решение различных ситуаций – психология общения, деловая игра и т.д.)Оборудование кабинета-мастерской «Фитодизайн»:
учебный кабинет-мастерская с зеркальной стенкой, рабочие места на 12 обучающихся;
лаборантская комната (для хранения оборудования и материалов);
техническая комната;
специально оборудованный выставочный зал;
рабочее место педагога.
Технические средства обучения.
телевизор;
домашний кинотеатр;
ноутбук;
компьютеризированное рабочее место с выходом в интернет;
мультимедиапроектор;
сканер;
планшет;
принтер;
цифровая фотокамера с подставкой;
музыкальный центр;
экран.
Наглядные средства.
буклеты;
образцы работ;
декоративно-комнатные растения.
Дидактический раздаточный материал.
Библиотека:
специальная литература по аранжировке;
литература по комнатному цветоводству;
атласы и определители;
периодические издания по профилю.
Видеотека, медиатека и фонотека.
Оборудование:
многофункциональные ножницы, флористические ножи, пинцеты, кусачки, пистолеты-склейки, электрический инструмент для изготовления искусственных цветов, паяльники, проволока разная, краски-аэрозоли разные, краски акварельные и гуашевые, контейнера и емкости разные, лейки, распылители, крепежный материал, оазис разный, кендзаны, разнообразные сосуды, вазы, корзины, рамки, пластмассовые изделия, порт-букетницы, декоративная лента разная, аксессуары, ткань разная, клей разный, кисти, клеенки на столы, щетки для уборки рабочих мест, фартуки, аптечка.Цветочно-декоративный материал:
искусственные цветы и стафаж;
растительный материал.

Перечень информационных ресурсов
Интернет-ресурсы
www.studio-verde.ru Ландшафтный дизайн
www.gardener.ru/‎ Ландшафтный дизайн и архитектура сада
uroki-online.com/tags/Флористика
Видео@Mail.Ru - Флористика
Курсы флористики ELFLO - Бесплатные видео-уроки
elflo.ru/video.html Видео урок флористики.
florist.ru/videouroki.html
Литература для педагога
Асманн Петер «Современная флористика», изд. Культура и традиции, 1998
Ба Женевьева «Как сушить цветы и составлять букеты», изд. М. «Интербукбизнес», 2001
Барнетт Фиона «Цветы к праздникам и композициям», изд. М. «Росмэн», 1997
Барнетт Фиона «Сухие цветы», изд. М. «Росмэн», 1997
Барнетт Фиона «Искусство составления букета. Практическая энциклопедия», изд. М. «Росмен», 2001
Белоусова Т.П. «Энциклопедия комнатного цветоводства», изд. М. «Колос», 1993
Блэклок Джудит «Шелковые цветы», изд. Лондон «Кварто», 1995
Блэклок Джудит «Аранжировка цветов», изд. М. «Торговый дом гранд», 2000
Буш Вернер «Бонсай в вашем доме», изд. М. Интербук, 1995
Ванькова О.М. «Цветы в вашем доме», изд. М., общество «Знания», 1992
Ватерман Гизела «Дизайн вашей квартиры», изд. ФРГ «Фалькен», 1992
Верзилин Н.Н. «Путешествие с домашними растениями», изд. М. «Педагогика-пресс», 1995
Вестланд Памела «Букеты из живых цветов», изд. М. «Аст-пресс», 2000
Виверз-Картер «Засушенные цветы», изд. М. Крон-пресс, 1998
Володина Н.Э. «К цветку цветок», изд. Лениздат, 1993
Готье Моник «Букеты», изд. М. «Интербукбизнес», 1997
Готье Моник «Букеты на праздничном столе», изд. М. «Интербукбизнес», 2001
Громан Герберт «Жизнь растений», изд. М. «Парсифаль», 1995
Задворная Т.Д. «Аранжировка цветов», изд. М. «Эллис Лак», 1994
Капранова Н.И. «Комнатные растения в интерьере», изд. Московский университет, 1989
Клевенская Т.М. «Цветы в интерьере», изд. М. «Агропромиздат», 1989
Козинкина Е.А. «Цветы из ткани», изд. М. Легпромбытиздат, 1990
Корниенко Г.Р. «Искусство цветов», изд. К. «Компьютерные системы», 1992
Макареев О.А. «Первый букет», изд. Яр. «Академия развития», 1999
Моложавенко В.С. «Тайна красоты», изд. М. «Педагогика-пресс», 1993
Наумова Н.В. «Цветов, таинственная сила», изд. М. «Панорама», 1993
Николаенко Н.П. «Икэбана», изд. М. «Вагриус», 1996
Нирманн Бурглинд «Как красиво упаковать подарок», изд. М. «Аст-пресс», 1999
Новикова Е.Ф. «Аранжировка цветов», изд. Минск «Мэт», 1994
Ньюдик Джейн «101 идея составления букета», изд. М. «Интербук-бизнес», 1996
Осипова Н.В. «Искусство флориста-дизайнера», изд. М., 1996
Осипова Н.В. «Дизайн интерьера», изд. М. , 1994
Осипова Н.В. «Современный цветочный дизайн», изд.М. «Олма-пресс», 2002
Рошаль И.В. «Азбука цветов», изд. М. «Кристалл», 1998
Рэворт Дженни, Берри Сьюзен «Аранжировка цветов», изд. М. «Внешсигма», 2000
Рукавчук Л.Н. «Волшебный мир цветов», изд. СПб, «МиМ-Экспресс», 1997
Роуворт Дженни «Букеты из сухих цветов», изд. М. «Аст-пресс», 1997
Семенова А.Н. «Комнатные растения», изд. СПб, «Невский проспект», 1999
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. «Основы технологической культуры», изд. М. «Вентана – Гроф», 2000
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. «Технология», учебник для учащихся 10 класса , изд. М. «Вентана – Гроф», 2000
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. «Технология», учебник для учащихся 11 класса , изд. М. «Вентана – Гроф», 2000
Сквайр Девид «Уход за комнатными растениями», изд. М. «Крон-пресс», 1997
Смирнов Ю.И. «Популярная энциклопедия растений», изд. СПб. «МиМ-Экспресс», 1996
Суханова Н.П. «Вторая жизнь цветов», изд. М. «Колос», 1994
Сухорукова Е.П. «Искусство делать цветы», изд. М. «Культура и традиции», 1994
Утенко И.С. «Цветы в букетах и композициях», изд. Лениздат, 1988
Федотов Г.К. «Сухие травы», изд. М. «Аст-пресс», 1997
Федотова М.П. «Цветы из ткани», изд. М. «Культура и традиции», 2001
Холл Ян «Букеты», изд. Калининград, «Янтарный сказ», 1999
Хошушцев Ю.Л., Симоненко В.Д. «Технология. Трудовое обучение», изд
Хессайон Д.Г. «Все об аранжировке цветов», изд. М. «Кладезь»,1996
Штробель-Шульце «Флористика», изд. М. «Внешсигма», 1997
Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. «Уроки флористики. Сухоцветы», изд. М. «Фитон», 2002
Янтра Гельмут «Комнатные растения», изд. М. «Внешсигма», 1997
Янтра Гельмут «Цветы в вашем доме», изд. М. «Интербук-бизнес», 1994
Периодические издания:
Литература для обучающихсяБлэклок Джудит «Аранжировка цветов», изд. М. «Торговый дом гранд», 2000
Клевенская Т.М. «Цветы в интерьере», изд. М. «Агропромиздат», 1989
Хессайон Д.Г. «Все об аранжировке цветов», изд. М. «Кладезь»,1996
Белоусова Т. Энциклопедия комнатного цветоводства. – М.: Колос, 1993
Семенова А. Комнатные растения. – СПб.: Невский проспект, 1999
Янтра Г. Комнатные растения. – М.: Внешсигма, 1997
Янтра Г. Цветы в вашем доме. – М.: Интербук-бизнес, 1994
Периодические издания:
Журнал «Цветы» - годовая подписка
Журнал «Цветоводство» - годовая подписка
Журнал «Флора» - годовая подсписка с приложениями

ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Агротехника декоративных цветочных культур:
Приготовление почвенных смесей
Посев семян
Пикировка рассады
Высадка рассады в открытый грунт по плану дизайн - проекта
Уход за растениями открытого грунта
Подкормка растений открытого грунта
Агротехника комнатно-декоративных растений:
Уход за комнатно-декоративными растениями
Перевалка и пересадка комнатных растений
Подкормка
Обработка от вредителей
Расстановка в помещении
Размножение растений разными способами
Технология флористических работ:
Сбор и обработка растительного материала
Хранение растительного материала
Сохранение срезанных цветов
Предпродажная подготовка растений для аранжировки
Составление композиций разных стилей из живых цветов
Трудовые взаимоотношения
Этикет профессиональных отношений
Этикет взаимоотношения с клиентом
Прием заказа по телефону
Размещение цветочных аранжировок на выставочной скамье
Составление калькуляции флористической работы
Ассортимент декоративных растений, реализуемых в цветочных салонах города
Оформление интерьера станции юных натуралистов с использованием композиций из сухоцветов, искусственных цветов и декоративно-комнатных растений.
Работа со справочной литературой.
Оформление мини-энциклопедии сухоцветов, декоративных цветочных культур, декоративно-комнатных растений, цветочных культур, использующихся в срезке.
Оформление выставки.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
ПО ПРОГРАММЕ «ФИТОДИЗАЙН»
Тема. Основы ландшафтной архитектуры
Дизайн-проект «Краски северного города»
Флористические идеи на тему «Оформление рабаток территории станции юных натуралистов».
Флористические идеи на тему «Оформление рокария станции юных натуралистов».
Флористические идеи на тему «Оформление розария станции юных натуралистов».
Флористические идеи на тему «Оформление территории моей школы».
Флористические идеи на тему «Оформление моего двора».
Флористические идеи на тему «Оформление дачного участка».
Флористические идеи на тему «Оформление территории православного собора».
Флористические идеи на тему «Оформление территории автозаправочной станции».
Флористические идеи на тему «Оформление ….. (обьект по социальному заказу).
Тема. Интерьерное озеленение
Дизайн-проект «Интерьерное озеленение»
Проект озеленения школьного кабинета.
Проект озеленения школьной рекреации.
Проект озеленения детской комнаты.
Проект озеленения кухни.
Проект озеленения гостиной.
Проект озеленения рабочего кабинета.
Проект озеленения группы детского сада.
Проект озеленения библиотеки.
Проект озеленения комнаты отдыха на производстве.
Проект озеленения по социальному заказу.
ЛЕКСИКА ФЛОРИСТА
Акцент. Подчеркивание чего-либо. Акцент обычно образуется небольшим количеством материала, относительно своей работы и может быть создан формой или цветом.
Асимметрия. Порядок расстановки (свободный порядок).
Аранжировка цветов. Процесс составления цветочной композиции.
Ахроматические цвета. Черный и белый, и все оттенки серого между ними.
Базис. Основание или исходный пункт флористической работы.
Бидермейер. Направление в немецком и австрийском искусстве 30—40-х годов XIX в.
Бонсай. Карликовые деревья, выращенные в сосуде.
Букет. Связанные цветы.
Букет бидермейер. Замкнутый по контуру плотный букет, в котором материал собран концентрическими кругами.
Букет декоративного стиля. Букет с плотным заполнением, замкнутый или незамкнутый по контуру.
Букет для невесты. Специальное флористическое украшение для невесты в виде букета.
Букет форма - линейного стиля. В основе создания такого букета лежит контраст форм и линий.
Бутоньерка. Мини-букетик из живых или искусственных цветов для украшения одежды, прически, банкетных столов.
Вегетативный букет. Связанная флористическая работа преимущественно из срезанных цветов и зелени. Особое внимание уделяют индивидуальным особенностям растений, их форме роста, среде обитания и принадлежности к растительному сообществу.
Вегетативный стиль. Стиль флористики. Работы в этом стиле выглядят естественно.
Венок. Форм - работа в виде круга с символическим значением:
Гармония. В аранжировке цветов сочетание форм и цвета, наиболее благоприятных для зрительного восприятия.
Главные цвета. Желтый — красный — синий — зеленый. Главные цвета состоят из трех основных и одного смешанного цвета (зеленого).
Дзюси. В искусстве икэбана понятие, определяющее аранжировочную зелень.
Декоративный стиль. Стиль флористики.
Декорировать. Украшать, оформлять.
Доминанта. Важнейшая составная часть чего-либо.
Дополнительные цвета. Цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга. Например, красный и зеленый (противоположные цвета).
Законы композиции. Общие и специальные знания о построении композиции и о цветоведении.
"Золотое сечение". Деление отрезка на неравные части, например в соотношении 3:5:8 или 1:1,5.
Исторический стиль. Особенности искусства какой-либо эпохи и культуры.
Икэбана. В Японии искусство составления композиций из цветов, ветвей, трав.
Композиция. Построение (структура) художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, обусловленное идейным замыслом и назначением произведения.
Кендзан. Металлическая основа с иглами для установки растений.
Колорит. Особенность цветового и тонального строя произведения.
Контраст. В искусстве аранжировки цветов прием, состоящий в сопоставлении противоположных качеств, способствующих их усилению (формы).
Корсаж (бутоньерка). Маленькое флористическое украшение (головное украшение, либо украшение на платье и т.д.).
Линии Хогарта. Уильям Хогарт (1697—1764г.) — английский художник. Разработанная им "линия красоты" в искусстве цветов получила широкое применение.
"Оазис". В искусстве аранжировки цветов — синтетический пенопласт для установки растений.
Параллельный букет. Флористическая связанная работа из срезанных цветов и зелени. Большая часть растительного материала ставится параллельно. В отличие от других букетов связка (она может быть не одна) играет и декоративную роль.
"Перлит". В искусстве цветов — порошкообразная, увлажненная масса для установки растений.
Плато. В искусстве цветов — основание для построения цветочных композиций.
Пропорция. Соотношение частей с целым, в определенном соотношении к какой-либо величине.
Портбукетница. Держатель для букета.
Порядок. Определенное расположение элементов, как исходный принцип построения.
Расстановка. Определенный принцип, по которому строится порядок
Равновесие. В аранжировке цветов — принцип расположения элементов, обеспечивающий устойчивость вазы и цветов.
Растения доминирующих форм. Доминанты — растения большого значения.
Растения массовых форм. Растения, которые проявляют свои лучшие декоративные формы, будучи собранными, не отдельно, а массой, например мох. Формы малого значения.
Растительный материал. Все растения и части растений, например, листья, цветы, стебли.
Ритм. Равномерное чередование или повторение частей, элементов, форм, цветовых пятен.
Ряды. Во флористике различают простые и ритмические ряды. Их выполняют следующими друг за другом одинаковыми или неодинаковыми элементами, повторяющимися в определенном ритме.
Стафаж. Общеевропейское понятие, обозначающее аранжировочную зелень.
Светотень. Градации светлого и темного.
Спрей. Цветная жидкость в аэрозольной упаковке для декоративного покрытия растений.
Стиль. Единство основных идейно-художественных особенностей.
Секатор. Инструмент для срезки цветов, деревянистых растений.
Строгий порядок. Симметрия.
Свободный порядок. Асимметрия.
Свойства материала. Характер материала с точки зрения его фактуры и структуры. Например, стекло прозрачно, а керамика непрозрачна.
Связующие цвета. Цвета, которые оптически связывают между собой другие цвета, — зеленый и коричневый, а также белый и серый.
Структура поверхности. Впечатление, которое производит поверхность растительного и нерастительного материала. Влияние свойств поверхности на цвет.
Структурный букет. Как правило, выполняется в декоративном стиле. Букет собирают так, чтобы на его поверхности получились разные по высоте и размерам площадки в виде пятен, линий и т.д. Главное, что подчеркивается в материале, — это структуры и фактуры поверхностей. Из групп растительных элементов могут создаваться новые фактуры и структуры.
Ступенчатость. Пространственное распределение одинаковых форм при разной их постановке по высоте и глубине работы.
Теория флористики. Систематизированное представление основных законов и понятий флористики, таких, например, как порядок расстановки, стиль и т.д.
Техника. Способы обработки и работы с растительным и нерастительным материалом.
Тональный контраст. Сопоставление светлого и темного цвета.
Флорист. Профессионал, работающий в направлении искусства аранжировки цветов.
Фитодизайн. Жанр декоративно-прикладного искусства, поиск новых конструктивных и художественных решений в искусстве цветов, ландшафтной архитектуре и т. д.
Флористика. Совокупность видов растений, встречающихся на определенной территории; вид декоративно-прикладного искусства, основанного на использовании природного засушенного материала.
Форма – линейный. Стиль флористики.
Формация. Большое количество одинаковых частей, собранных вместе.
Фурнитура. В искусстве цветов — сопутствующий материал для усиления художественно-декоративного воздействия.
Цвет. Свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.
Цвета 1-го порядка. Первичные, или основные цвета. Желтый — красный — синий. Это чистые, несмешанные цвета.
Цвета 2-го порядка. Вторичные цвета. Смешанные цвета, полученные смешиванием равных частей (по 50%) двух основных цветов. Оранжевый — фиолетовый — зеленый. Например, 50% желтого и 50% красного дают оранжевый цвет.
Цвета 3-го порядка. Смешанные цвета, полученные смешиванием равных частей (по 50%) основного цвета и цвета 2-го порядка. Например, 50% желтого и 50% оранжевого дают желто-оранжевый цвет. Так же получают и другие цвета 3-го порядка: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.
Цветовая гармония. Цветовую гармонию создают разные цвета, близко или далеко отстоящие друг от друга в цветовом круге и взятые в определенных количественных соотношениях.
Цветоведение. Систематизированное представление о цвете. Например, цветовой круг, цветовая звезда, гармония цвета.
Цветовая звезда. Звезда, построенная на основе цветового круга и созданная при смешивании его цветов с цветами ахроматического ряда — белым и черным, то есть при осветлении и затемнении цвета.
Цветовой контраст. Различные цвета или различные оттенки одного цвета, противопоставленные друг другу.
Цветовой круг. Систематизированное представление цветов в форме круга. Исходными являются три основных или четыре главных цвета.

СПИСОК ДЕКОРАТИВНО-КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ,
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОЗЕЛЕНЕНИИ ИНТЕРЬЕРОВ
АбутилонАсплениумАнтуриум
Араукария
Аспарагусы
АспидистраАгава
АглаонемаАлоказияАлоэ
Аукуба
Бегонии
Бересклет
Гибискус
ДиффенбахияДизиготекаДрацена
КаладиумКалатеяКливияКодиеумКолеус КордилинаКлеродендронМарантаМонстера
Пальмы
Пассифлора
Плющ
Папоротники
СансевиераСингониумСпатифиллюмТолстянкаТрадесканция
ФатсияФикусы
Филодендрон
ХлорофитумЦиссусЦикламен
Циперус
Шефлера
Юкка

СПИСОК ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ,
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
БУКЕТОВ И КОМПОЗИЦИЙ
(В климатических условиях Среднего Приобья)
ЦВЕТОЧНЫЕ РАСТЕНИЯ
Алльстремерия.
Антуриум.
Астильба.
Астра.
Вероника.
Ворсовальная шишка.
Гвоздика.
Георгина.
Гербера.
Гиацинт.
Гиппеаструм.
Гипсофила.
Гладиолус.
Гортензия.
Дельфиниум.
Ирис.
Калла.
Кермек.
Лаванда.
Ландыш.
Лилия.
Мимоза.
Нарцисс.
Орхидея.
Пион.
Подсолнечник.
Роза .Сирень.
Солидаго.
Спатифиллум.
Статице.
Стрелиция.
Тюльпан.
Фрезия.
Хризантема.
СТАФАЖ
Адиантум.
Аспарагус (разные виды).
Аспидистра.
Бамбук.
Бересклет.
Иглица.
Монстера.
Пальма (разные виды).
Нефролепис.
Плющ.
Самшит.
Хоста.
Циперус.
Эвкалипт (разные виды).
СПИСОК СУХОЦВЕТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ВО ФЛОРИСТИКЕ
(необходимый минимум ассортимента)
Амарант.
Аммобиум.
Анютины глазки.
Бархатцы.
Василек.
Ворсовальная шишка.
Гелихризум.
Гипсофила.
Гомфрена.
Гортензия.
Заячий хвост.
Ива.
Иглица.
Кермек.
Ксерантемум.
Кукуруза.
Лаванда.
Лавр.
Лагурус.
Лен.
Лотос.
Лук.
Лунник.
Мак.
Манжетка.
Мимоза.
Молуцелла.
Мордовник.
Мыльнянка.
Незабудка.
Нигелла.
Овес.
Пижма.
Подсолнечник.
Полынь.
Пшеница.
Рогоз.
Роза.
Рябина.
Самшит.
Синеголовник.
Статице.
Тимофеевка.
Трясунка.
Тысячелистник.
Фалярис.
Физалис.
Целозия.
Эвкалипт.
Ячмень.

Примеры алгоритмов практических работ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Классификация оазисов»
Цель. Познакомить с основными характеристиками оазисов и способами выбора оазиса для флористической работы.
Оборудование. Иллюстрированный каталог фирмы «Оазис», оазис для сухоцветов и живых растений, образцы оазисов, флористические ножи, емкости для воды, вода, бумажные салфетки, клеенки на столы, дневники флориста, инструктивная карточка.Ход работы
Самостоятельная работа (по инструктивным карточкам).
Обобщение характеристик оазисов. Несколько советов по работе с оазисами.
Ознакомление с иллюстрированным каталогом фирмы «Оазис».
Упражнения по выбору оазиса.
Выводы.
1. Самостоятельная работа
Инструктивная карточка
Подготовь рабочее место.
Составь в рабочей тетради таблицу «Классификация оазисов».
Характеристика оазиса Оазис № 1 Оазис № 2
Цвет Структура Прочность Способность впитывать воду Выводы: Внимательно рассмотри образцы оазисов. Опиши их цвет, структуру.
Нажми на каждый оазис с одинаковой силой и определи их прочность.
Налей в емкость небольшое количество воды и положи на поверхность воды небольшие кусочки каждого образца. Понаблюдай за тем, что происходит.
Занеси все данные в таблицу.
Ответь на вопрос: Для каких растений можно использовать, как крепление, оазис № 1 и оазис № 2.
Несколько советов по работе с оазисами
При работе с оазисами для сухоцветов необходимо соблюдать следующие правила:
Если нет оазиса нужной формы или размера, то ее можно создать из «кирпича» с помощью флористического ножа.
При формировании оазиса соблюдать осторожность, избегая попадания мелких частичек в глаза.
Закрепив оазис, необходимо протереть рабочее место влажной тряпкой и вымыть руки. Излишки оазиса убрать со стола.
При работе с оазисами для живых цветов необходимо соблюдать следующие правила:
Если нет оазиса нужной формы или размера, то ее можно создать из «кирпича» с помощью флористического ножа.
Перед использованием оазиса, его необходимо «напоить».
Уровень воды в емкости должен превышать высоту оазиса на 5-10 см.
Оазис положить на поверхность воды маркировкой вверх!
Никогда не пытайтесь приложить силу для погружения оазиса в воду!!!
Оставьте оазис в воде на 20-30 минут.
При погружении в воду нескольких оазисов одновременно необходимо оставлять между ними пространство.
Помните, что при постановке растительного материала в оазис, будут выделяться излишки воды.
Ежедневно поливайте оазис (лучше приготовить питательный раствор для продления жизни срезанных растений).
Если намоченный оазис не был использован и высох, использовать повторно его нельзя (он теряет свои свойства).
Неиспользованный влажный оазис поместите в полиэтиленовый пакет и плотно завяжите (в таком виде его можно хранить несколько месяцев).
3. Ознакомление с иллюстрированным каталогом фирмы «Оазис»
Задание. При работе с каталогом, обрати внимание на формы оазисов и дополнительные приспособления. Подумай, для чего может быть использован каждый из видов оазисов.
4. Упражнения по выбору оазиса
Продолжи предложения
В День святого Валентина для композиции из живых растений я использовала бы оазис ……………………………………. .Для составления рождественской композиции из сухоцветов в форме месяца я использовала бы оазис ………………………………….. .Для настенной композиции из живых цветов я использовала бы оазис ………………………………….. .Для украшения автомобиля композицией из живых цветов я использовала бы оазис …………………………………..
Для свадебного букета из живых цветов я использовала бы оазис …………………………………..
Для составления пасхального венка из живых цветов я использовала бы оазис …………………………………..
Для украшения подарка небольшой композицией из сухоцветов я использовала бы оазис …………………………………..
Правильные ответы
Оазис сердце (3093, 3094); сердце (8112, 8113, 8114).
БиоСек Гирлянда (2064, 2065).
Флоретта (3022, 3023).
Автокорс, Мини - Автокорс, Авто - Ронделла.
Портбукетница (3000, 3002, 3003, 3007, 3001, 3016, 3017).
Оазис Венок (3065, 3066).
БиоСек Мини – деко (3231).
5. Выводы
Оазисы делятся по способности впитывать и удерживать воду. В связи с этим одни могут быть использованы для закрепления в них живых растений, другие – сухоцветов. Выбор формы и размера оазиса зависит от назначения композиции.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Технология составления настольной круговой композиции»
Цель. Познакомить с технологической цепочкой постановки круговой композиции; отработать основные приемы постановки данной композиции.

Оборудование: образцы работ, инструктивные карточки, оазис для сухоцветов, округлые емкости, держатель «лягушка», фиксатор, проволока, флористические ножи, кусачки, искусственные растения, бумага для этикеток, фломастеры.Ход работы:
Некоторые особенности круговой композиции.
Выполнение композиции по инструктивной карточке.
Дефиле флористических работ.
Рефлексия.
Некоторые особенности круговых композиций
Круговая композиция предназначена для оформления стола.
Высота композиции для стола, за которым сидят гости, не должна превышать 28 см.
Композиция не должна занимать более одной пятой поверхности стола.
Растительный материал должен гармонировать по цвету со скатертью и посудой.
Ассортимент растений должен соответствовать назначению мероприятия.
Для оформления обеденного или фуршетного столов нельзя использовать цветочные растения с выраженными ароматами.
Выполнение композиции по инструктивной карточке
Инструктивная карточка
Подготовь рабочее место к работе.
Поместите оазис в емкость и прочно закрепите его. Края оазиса должны выступать на 5 см над краем емкости.
Распределите растительный материал по группам: контурный материал, маскировочный, фокусировочный, материал-наполнитель.
Поместите стебель а контурной листвы в центр оазиса (высота стебля над оазисом примерно 12 см).
Поместите в оазис нечетное число стеблей б контурного материала. Стебли должны выходить из боковой поверхности оазиса на равном расстоянии друг от друга и составлять каждый примерно две трети от длины первого стебля, то есть 8 см от кончика пересечения с поверхностью оазиса. Оптимальное количество стеблей 5-7.
Поместите нечетное число стеблей в такой длины, как и стебли б, в верхнюю поверхность оазиса. Не втыкайте стебли над материалом, который вы уже поставили в боковую поверхность оазиса, втыкайте над промежутками. Убедитесь, что впечатление, будто все стебли исходят из одной точки Х внутри оазиса, не нарушено.
Добавьте маскировочные листья, чтобы частично прикрыть оазис и край емкости.
Добавьте контурные цветы, размещая их до намеченных границ композиции.
Разместите фокусировочные цветы на некотором расстоянии друг от друга по окружности композиции. Чем крупнее цветок, тем ниже он располагается – с целью сохранить впечатление равновесия композиции. Расположите цветы так, чтобы они выглядели естественно.
Добавьте материал-наполнитель для завершения композиции.
Продумайте название вашей композиции (название может отражать время года, настроение, чувства, движение, контраст чего-либо, время суток, отрезок жизни и т.д.).
Оформите этикетку по установленному образцу. Размер этикетки 5х 10 см.
«На волнах моей памяти»
Настольная композиция
Автор – Дунаева Наталья
МБОУ ДОД станция юных натуралистов
Учебное объединение «Фитодизайн»
Педагог – Зорина О.Л.
Город Сургут, 2014 год
Продумайте презентацию вашей работы для дефиле.
Дефиле флористических работ
Презентация выполненных работ.
Рефлексия
Какие трудности Вы испытали сегодня?
Что доставило Вам сегодня удовольствие?
Что понравилось в своей работе?
Что понравилось в работах других обучающихся?
Что нового Вы открыли для себя в сегодняшней практической работе?
…………..
………….
………….
………….