Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Летний калейдоскоп »


Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования МО Тугулымский ГО
МАОО Луговская СОШ №24


Утверждаю___________________
Директор школы: Ерастова И.В.







Программа летнего оздоровительного

лагеря с дневным пребыванием детей


« Летний калейдоскоп »


Лето – 2014



















Луговской 2014

Пояснительная записка.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
При создании программы летнего лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований:
Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени как мощная превентивная форма против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения школьников.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях деревни;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей, подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Цель программы:
планирование досуга школьников летом с целью создания условий для разностороннего развития личности воспитанников;
показать индивидуальность каждого ребенка, его природный и творческий потенциал.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи:
Обучающие:
дать ребёнку знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике полученные знания;

Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
развивать у детей фантазию и творческие способности посредством различных видов художественного творчества и создавать условия для творческой самореализации личности ребенка;
развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры;
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
формировать у детей нравственные качества, основанные на народных традициях;
воспитание у детей интереса к родному краю, своей стране;
Ожидаемые результаты.

укрепление здоровья через игровую и спортивную деятельность;
повышение уровня духовно-нравственного развития и воспитания детей;
бережное отношение к природе и народным традициям;
улучшение социально-психологического климата в лагере;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с социумом посёлка;
овладение теоретическими и практические знания основополагающих принципов здорового образа жизни;
максимальная занятость детей и подростков в свободное от занятий время;

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
- Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление путёвок детям в организации отдыха в дневных и загородных лагерях Тугулымского городского округа» от 26.11.2013г. № 431
- Постановление Правительства Свердловской области от 07.03.2012 Г. № 220-ПП « О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012 - 2014 годах»
-Постановление Правительства Свердловской области от 11.02.2014г. № 69 - ПП
«О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 07.03.2012 № 220ПП «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012–2014 годах».

Срок реализации программы: 02.06.2014 - 02.07.2014г.
Объемные показатели (кол-во смен, детей, отдыхающих в смену)
1 смена 80 человек.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены 21 день.

Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 6,5 – 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, детей - инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах от 10 до 20 человек. Также будут созданы 2 отряда первоклассников, с которыми будут проводиться занятия по подготовке к школьной жизни: «Школа будущего первоклассника».
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив учителей школы, библиотекарь, совместно с работниками учреждений дополнительного образования и культуры.
Кадровое обеспечение.
начальник лагеря – 1
воспитателей – 8
библиотекарь - 1
организатор внеклассной работы – 1
работники школьной столовой – 6
медицинский работник – 1
технический работник – 1

Идея создания летнего лагеря:
предоставить возможность каждому ребенку проявить свои творческие организаторские способности;
расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками;



Наличие условий для выполнения программы:
лагерь с дневным пребыванием имеет комнаты для временного пребывания, оснащенные современной мультимедийной техникой с выходом в сеть Интернет. Имеется методическая и художественная литература, теле - видео аппаратура, музыкальный центр, настольные игры, спортивный инвентарь (скакалки, мячи, обручи). В школе имеется спортивный зал, спортивная площадка, школьная библиотека, столовая на 100 посадочных мест. Есть музей, где собраны и размещены материалы об истории школы, истории родного посёлка, известных людях, которые трудились и трудятся на родной земле.

Идеи, формы проведения, преемственность, новизна программы.
Эта программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет следующие направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря:
художественно – творческое;
интеллектуальное;
физкультурно-оздоровительное;
В 2014 году в нашей школе реализуется программа «Летний калейдоскоп».
Участникам программы предлагается освоить новые социальные роли и раскрыть свои возможности и способности. Отдых – это смена деятельности. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход и в творческой деятельности, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Предлагаемые активные формы работы для разновозрастных групп детей - игры, путешествия, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность, повышают их культурный уровень. В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
  Программа мероприятий для детей построены по принципу: "каждый день новые события, новые роли, новые игры, новое творчество, новые навыки", немного "свободного" времени. Каждый час этой программы для детей будет ярким, насыщенным событиями, играми и никогда не повторится! Дать возможность каждому ребенку проявить смекалку, сообразительность, раскрыть свои способности; развить фантазию, воображение. Научить его сохранять окружающую среду, чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мира детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.
Новизна предлагаемого подхода к организации детского отдыха на школьной площадке в том, что в его основу положена внешне и содержательно привлекательная игровая форма вовлечения детей в творческий, исследовательский процесс и включенность всех участников педагогического взаимодействия во все виды деятельности.
Программа решает проблемы занятости детей и подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Занятия проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.
2014 год объявлен Годом культуры и этот год запомнится всем, прошедшей в г.Сочи зимней Олимпиадой, которая закончилась триумфом наших спортсменов.
Актуальность данной программы заключается в том, что в нашей программе запланированы мероприятия, направленные на изучение Олимпийского движения, проведение малых Олимпийских игр. Так же ребята совершат виртуальные экскурсии в знаменитые музеи и театры нашей страны. Познакомятся с народными играми разных народов, в том числе и уральскими. Узнают о памятниках архитектуры, знаменитых местах и великих людях России.
Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников.

Физкультурно–оздоровительное направление
«В здоровом теле - здоровый дух »

Основные формы организации:
утренняя гимнастика зарядка;
спортивные игры;
подвижные игры на свежем воздухе;
эстафеты «Веселые старты»;
малые олимпийские игры;
день Здоровья;
день Рекордов;
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 минут на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Проводят зарядку отряды по графику. Основная задача - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов дети получают призы.

Художественно – творческое направление
конкурсные программы («Русские традиции» и др. ).
творческие конкурсы
Игровые творческие программы («Угадайка», «Знатоки пословиц», «Знатоки русской народной сказки»);
Концерты «Зажги свою звезду»;
праздники («Золушка страны чудес»; «Летний карнавал» и др.);
изобразительная деятельность (конкурсы рисунков «Мы за безопасное движение», «Лето – это », «Все обо всем», «Мой край родной»; конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия!»;
Мастер - классы по асфальтовой живописи, мозаике, оригами, бумагопластике, аппликации, по составлению кроссвордов, букетов и т.д.
 интеллектуальная игра «Гимнастика ума».
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность преследует получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Интеллектуальное направление «Умники и умницы»
проведение интеллектуальных игр;
посещение музеев;
организация работы библиотеки, проведение тематических библиотечных (часов по плану школьной и детской поселковой библиотеки);
игровая программа по ПДД;
Викторины, интеллектуальные марафоны.
Организация игр «Что? Где? Когда?»
Заседания Клуба юных интеллектуалов.

Ключевые мероприятия лета:
Заочное путешествие в известные музеи страны (Эрмитаж, Третьяковская галерея)
«Карнавал Здоровья»
Конкурсная программа «День наоборот»
Конкурсная программа «Русские традиции»;
Конкурсная программа «День рекордов»
Познавательно – развлекательная программа и конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия!»;
Малые олимпийские игры;
«Страна чудес - страна талантов» выставка изделий и поделок «Вдохновение»;
Летний карнавал.

Режим дня:


8.30. - 9.00 – Прием детей. Зарядка. Утренняя линейка.

9.00. – 9.30 – Завтрак.

9.30. – 13.30 – Работа по плану.

утренняя зарядка
спортивные часы
игры на воздухе
викторины
конкурсы рисунков
библиотечные часы

13.30. – 14.00 – Обед

14.00 – 14.30 - работа по отрядам.

14.30 – 15.00 - Подведение итогов дня. Уход домой.























План работы
оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»
на базе МАОО Луговская СОШ №24 на июнь – июль месяцы 2014года.

День
Мероприятие



День первый
2 июня

День знакомств

выбор названия отряда, девиза, эмблемы;
конкурсно - игровая программа в ДК «Здравствуй, это я»;
Мастер – класс «Лепка из соленого теста»;


День второй
3 июня

День здоровья
экскурсия в Луговскую ОВП (беседа с медицинским работником «Опасности лета», взвешивание, измерение роста);
«Карнавал Здоровья»


День третий
4 июня

День наоборот
Библиотечный час, посвященный 110-летнему юбилею К.И.Чуковского;
Просмотр мультфильмов и инсценирование произведений К.И.Чуковского;
Конкурсная программа «День наоборот»


День четвертый
5 июня

День Экологии.
Всемирный день охраны окружающей среды.
Экологическая тропа ( сбор мусора);
Викторина «Мой край»;
Конкурс рисунков «Мой край родной»;
Акция «Цветник школы»;


День пятый
6 июня

Пушкинский день России.
215 лет со дня рождения А.С.Пушкина
Знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
Викторина и конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина;
Просмотр мультфильмов («Сказка о рыбаке и рыбке», «сказка о царе Салтане».


День шестой
9 июня

День рекордов
Конкурсная программа «День рекордов»
Конкурс рисунков «Лето – это »
Библиотечный час «Ребятам о зверятах»;
Показ мультфильмов;
Игра «Угадай, кто я?»;




День седьмой
10 июня

День достижений.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»; (ДК)
Концертная программа «Зажги свою звезду»;
Мастер - классы мозаике, оригами, бумагопластике, аппликации, по составлению кроссвордов


День восьмой

11 июня
День России
Познавательно – развлекательная программа и конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия!»; (совместное мероприятие с детской поселковой библиотекой);
Конкурсная программа «Русские традиции»;

День девятый

16 июня
День вожатого.
Конкурсная программа на звание «Лучший вожатый -2014»;
Шашечный турнир;
Интеллектуальная игра «Угадайка»;



День десятый
17 июня

День Олимпийских игр
История Олимпийского движения;
Малые олимпийские игры;
Народные игры – разучивание;

День одиннадцатый
июня
День именинника.
Конкурсная программа летних именинников (ДК)
К 90-летию со дня выхода первого номера журнала «Мурзилка» познавательно – развлекательная программа «Страна – Мурзилия» (совместное мероприятие с детской поселковой библиотекой;

День двенадцатый
19 июня
День Золушек.
Конкурсная программа «Золушка - 2014»;
Заседание Клуба юных интеллектуалов;
Библиотечный час: «Сказки Ш.Перро».


День тринадцатый
20 июня
День принцев.
Конкурсная программа «Принцы - 2014»;
Мастер – класс «Лепка из соленого теста»;
Знаменитые места России («Золотое кольцо», «7 чудес Свердловской области»).

День четырнадцатый

23 июня

«День памяти и скорби»
Литературно – музыкальная композиция «Мы памяти этой верны;
Возложение цветов к памятнику Неизвестного солдата.
Конкурс рисунков «Мы за мир».

День пятнадцатый

24 июня

День творчества.
«Страна чудес - страна талантов» выставка изделий и поделок «Вдохновение»;
Конкурсная программа по отрядам;
Трудовой десант;


День шестнадцатый

25 июня
День открытий
Знакомство творчеством русских композиторов ( Мусоргский, Чайковский и др.)
Знакомство с творчеством русских художников (Репин, Шишкин и др.)
Викторина по творчеству художников и музыкантов.
Библиотечный час: к юбилею Н.Носова.
Просмотр мультфильмов, конкурс рисунков
Встреча

День семнадцатый
26 июня
День Безопасности.
Игровая программа по ПДД «Азбука движения»; (ДК)
Конкурс рисунков «Мы за безопасное движение»;
Эстафета «Веселые старты»;

День восемнадцатый
27 июня
День музея.
Экскурсия в Тугулымский и школьный краеведческие музеи.
Заочное путешествие в известные музеи страны (Эрмитаж, Третьяковская галерея);

День девятнадцатый
30 июня

День театра.
Путешествие в Театры России
(Большой театр, МХАТ, ТЮЗ)
Интеллектуальная игра «Гимнастика ума».
Соревнования по шашкам.


День двадцатый
1 июля
День русского фольклора.
Игровая творческая программа «Знатоки русской народной сказки и пословиц»;
Конкурс русской народной песни и пляски. (ДК)
Библиотечный час: показ мультфильмов по произведениям П.П.Бажова.


День двадцать первый
2 июля
День закрытия лагеря.
Летний карнавал.
Творческий отчет отрядов;




Используемые источники информации:


Левочкина О.Е., Кашеварова И.Л. Программы и методические рекомендации по организации оздоровительного лагеря. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.

Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е.. Школьный летний лагерь. – М.: , 2004.

Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. – Ярославль.: академия наук, 2005.

Компакт – диск «Летний лагерь» Издательство «Учитель»2010.

Интернет – сайты:

http://www.nachalka.com
http://day-of-culture.narod.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Viki/rdf/ry/
















15