Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории и обществознания и во внеурочных мероприятиях.

Воспитание патриотизма и гражданской позиции  на уроках истории и обществознания и во внеурочных мероприятиях. 
          В настоящее время ситуация в России отличается небывало высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами.
Происшедшие перемены, смена прежних идеологических ориентиров на не совсем ясные новые ориентиры побуждает переосмыслить сущность патриотического воспитания, его место в общественной жизни.
Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.
В этих условиях 16 февраля 2001г. Правительство РФ приняло постановление №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг», а затем республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 2002-2005 годы». [1,c.247]  Сегодня также остро стоит  проблема воспитания патриотизма у настоящей молодежи. Принята вторая программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2010 года, целью которой является совершенствование системы патриотического воспитании. [2,c.2-8] Где в системе патриотического воспитания большая роль отводится образовательным учреждениям всех видов и типов. Появляются различные организации, называющие себя патриотическими. Важно воспитать патриота с малых лет и в зрелом возрасте, в семье, в детском саду, в школе на производстве. И воспитывать не словом, а делом. Эффект от этого намного выше.
Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому, что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей.
У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется родным, особенным. Знать свою историю – значит  твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, быть достойным ее будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.
          Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории?  Поэтому на своих уроках стараюсь сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам.                                      
Великий гуманист ХХ века Д.С. Лихачев обращался к своим соотечественникам со словами: «Мы свободны – и именно поэтому ответственны. И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достойно».  [3,c.3]  Вот и пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. 
 К сожалению, в наши дни прежние общественные идеалы и гос. идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. [4,c.37] Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа.
Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история. Именно уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции.
Конечно, большая ответственность в этом вопросе лежит на учителе. Именно он сможет взволновать  своих учеников, а значит, и сформировать у них патриотические взгляды и убеждения.
Изучение истории должно быть неразрывно связанно с краеведением. Патриотизм рождается из знания славного прошлого своего Отечества, его истории. [ 5,c.22]    Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, округа, области дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. Практическая краеведческая работа в нашем школьном коллективе получила огромный импульс за последнее время. В школе действует авторский курс по истории родного края для учащихся.  Программа по спецкурсу "История Краснослободска», разработана учителем-краеведом Лютовым А.В. В работе с учащимися на уроках истории и занятиях по истории родного края я в основном опираюсь на исследовательский метод и формирую навыки этой работы у учащихся. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.   
          Вместе с учащимися мы оформляем наш краеведческий музей в кабинете истории. Осуществляется краеведами активный поиск документов, предметов быта старины. В школе действует клуб «Патриот», есть и патриотический уголок, который собран и оформлен усилиями учащихся. Дети готовят сообщения, анализируют события, которые происходили в истории страны и получили отражение в истории края. В этом учебном году мы с ребятами определили следующие этапы работы кружка:
1. Символика страны и края.
2. Моя родословная.
3. История моей школы.
4. Участие жителей Краснослободска в Великой Отечественной войне.
5. Знаменитые люди Краснослободска.
6. Современные проблемы нашего города.
По каждому этапу проводится определенная работа. Например, по 2 этапу (моя родословная) – дети составляли схемы своих семей, после подготовки этого задания они узнали много интересного о своих предках. Сегодня родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители, пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, дети получают на дом задания, которые невозможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей.                                                                                                                             Старшеклассники, члены кружка, как правило, работают над проектами. Наиболее распространенная тема исследований   «Великая Отечественная война». Иногда исследование длилось 1 – 2 года, в ходе исследовательской работы: посещали библиотеки, работали с архивными материалами, в музеях, ходили домой к ветеранам (запись воспоминаний, интервью, фотосъемки и т.д.)
 С самого начала работы клуба «Патриот» мы начали исследовательскую работу над проектом «Учителя нашей школы – ветераны Великой Отечественной войны». Мы собирали всю информацию: их военный путь и послевоенные годы. В распоряжение клуба «Патриот» поступили фотографии, удостоверения к медалям, благодарственные открытки, даже военные письма. В результате был оформлен стенд, презентации о некоторых учителях-ветеранах. С этой работой ученица 11 класса выступала на Х-й республиканской конференции по школьному краеведению «Этих дней не смолкнет слава».
 Учитель должен помочь с выбором темы, чтобы она была по-своему уникальна. К примеру, одна из учениц, готовясь ко I-й научно- исследовательской конференции по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», работала над темой « Из истории Краснослободских улиц». Используя книгу историка-краеведа Лютова А.В., она подготовила свою работу. Ходила по городу и фотографировала улицы города. А затем подготовила сравнительный анализ: улицы Краснослободска  XIX в. и  улицы города в наше время.
Другая ученица готовит исследовательскую работу  «Как погиб генерал Карбышев». Недавно она посмотрела передачу, посвященную Великой Отечественной войне, ее поразило как  очевидец, узник концлагеря, рассказывал о расправе над ним. Ее настолько это впечатлило, что она решила узнать о Карбышеве, об ужасах концлагеря. Работа ведется и в настоящее время.
 В настоящее время наши ученики владеют информационно- коммуникативными технологиями лучше, чем некоторые учителя. Группа таких учеников получила задание подготовить разработки на заданную тему, сообщения с мультимедийным сопровождением.
 В прошлом году 2009 году Россия отмечала Юбилейную дату - 65-летие  снятия блокады Ленинграда. Группа учеников, не самых успевающих по истории, но с домашним ПК и выходом в Интернет, получила задание подготовить материал и выступить с ним. Готовились они около двух недель. Когда им было предоставлено слово, некоторые начали подшучивать, т.к. ребята «слабые» по всем предметам. Но уже в самом начале выступления  было не до смеха. Ребята нашли стихи о блокадном Ленинграде, даже видеоматериал, фотографии. И с помощью мультимедийного проектора на большом экране продемонстрировали уникальный материал. Урок прошел «на одном дыхании». Готовясь к III-й научно-исследовательской конференции школьников по практическому краеведению «Памяти павших будьте достойны», ученик 7-го класса провел исследование в своем классе. Одноклассники приносили материал о своих родственниках, участниках Великой отечественной войны. Много интересного о своих дедах и прадедах узнали мои одноклассники. К сожалению многие даже не знали, что их дед или прадед воевал на войне. Одноклассники с гордостью рассказывали друг другу о подвигах их прадедов. Ребята приносили в школу медали, фотографии, открытки, удостоверения, благодарности, даже военные письма. Многие нашли информацию о своих родственниках в Книге Памяти. Все данные были помещены в таблицу. Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами нашего села, беря в руки старые фотографии лица ребят, становятся другими в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.                                                                                                                 
На сегодняшний день в  нашем районе и в республике проходит много конкурсов по граждановедческим дисциплинам. Мои ученики принимают в них активное участие («Семейный форум по избирательному праву в Краснослободском муниципальном районе», «Республиканская олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву» и т.д.)
 Дети учатся понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Принимая участие в конкурсах, ребята становятся активными участниками процесса, у них формируется своя собственная точка зрения на исторические события и явления.
 Правильно организованная краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Кем бы они ни стали в дальнейшем, прошедшие школу краеведения или туризма, они всегда будут ощущать свою сопричастность к родному краю, обладать честностью, верностью данному слову, настойчивостью в достижении поставленной цели, а значит настоящими гражданами страны. [ 6,с.64] 
 Наблюдения, чтение педагогической литературы, размышление, вся моя педагогическая практика подвели меня к тому, что только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать гармонически всесторонне развитую личность, человека с высоким гражданским долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее своей Родины.
Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. 
Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
1. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы: государственная программа //Народное образование.-2001.-№7.-С.247
 2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Москва // Воспитание школьников.- 2006.-№2.- С.2-8.
3. Патриотический клуб «Память»: воспитательная программа для учащихся 7-11 классов / авт.-сост. В.А.Бартеньева.- Волгоград: Учитель, 2009.-137с.
4. Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении Отечественной истории // Воспитание школьников.-2007.-№10.-С.36-38.
5. Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания // Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО. - Саранск,2008.-С.21-24
6. Кудрявцева С.Ю. Школьный музей и его роль в становлении гражданственности школьников //Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО. - Саранск,2008.-С.63-64
7. Золотарева И.С. Занятия устной историей в историческом краеведении// Преподавание истории.-2003.-№2.-С.61-62
8. Чернов М.Н. Школьный музей военной истории // Преподавание истории.-2002.-№6.-С.59-64