Обобщение опыта по теме Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе


Обобщение опыта по методической теме:
«Использование информационно-коммуникативных технологий
в начальной школе».
Учителя начальных классов Строковой О.А.
Современное состояние общества характеризуется информационным и техническим насыщением, обусловленным ежегодным удвоением информации, при котором темпы смены техники и технологий опережают темпы смены поколений. В связи с бурным развитием сетевых технологий наметилась устойчивая тенденция к тому, что преобладающими действиями с информацией, как основным ресурсом, становятся не ее продуцирование, а распространение и тиражирование, то есть коммуникации. При этом коммуникация понимается нами в самом широком смысле – не только в плане непосредственного межличностного общения, но и в плане взаимодействия человека с окружающей его информационной средой. Если раньше использовались отдельные, практически автономные понятия «информационные технологии» и «коммуникационные технологии», то в настоящее время целесообразнее говорить об их интегративном единстве, и обозначении этого понятия единым термином «Информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ). Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Теоретико-методологическую основу исследования представляют теории:
информатизации образования (Я.А. Ваграменко, А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, О.А. Козлов, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Н.И. Пак, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер, и др.);  
теории формирования познавательной активности младших школьников, ее структуры, мотивов развития (Ш.А.Амонашвили, А.Е.Дмитриева, ЛВ,Занкова, Л.И. Божович, В.С.Мухиной и др.)
теория информатизации образования, фундаментальные основы которого заложены в работах С.А. Бешенкова, Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутова А.А. Кузнецова, О.А. Козлова, М.П. Лапчика, А.С. Лесневского, Н.И. Пака, И.В. Роберт, И.А. Румянцева и др.)
формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др.);
деятельности, подход к обучаемому как личности и субъекту деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин И.С. Якиманская и др.);
информационного подхода в образовании (А.С. Архангельский, А.А. Дорофеев, Г.Н. Степанова, В.С. Степин, и др.).

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
активизации познавательной деятельности;
повышению качественной успеваемости школьников;
достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
повышению уровня комфортности обучения;
снижению дидактических затруднений у обучающихся;
повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;
приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность обучающихся;
- обучающиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
- обучающиеся должны заниматься в кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы.
Выделю основные возможности ИКТ, которые помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
создание презентации на определенную тему по учебному материалу;
поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовки урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;  
создание текстовых работ.
Компьютер можно использовать на всех этапах урока.
Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
Повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;
Стимулирование обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Индивидуализация работы с учащимися;
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
Усиление познавательно мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения, возможность привлечения обучающихся к исследовательской деятельности;
Обеспечение гибкости процесса обучения.
Однако, растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы. В отечественной и зарубежной психологии выделяют следующие психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий:
персонификацию, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм;
потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения;
различные формы компьютерной тревожности;
вторжение во внутренний мир человека, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенциального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире.
Результаты моей педагогической деятельности в работе над проблемой:
1. Развитие мотивационной сферы обучающихся – интерес к исследовательской деятельности и моделированию;
участие в республиканском конкурсе научно-исследовательских работ «Ярмарка идей» Новикова Анна – 2013г.(победитель секции «Психология»), Симдяшкина Елена – 2015г. (призер секции «Культурология»), Екимова Анастасия – 2016г.(участник);
проведение уроков технологии по обучению использования компьютерных программ (https://infourok.ru/user/strokova-olga-ankatolevna/album?id_album=253266 )создание презентаций обучающимися;
создание мини-мультфильмов при помощи программы «Конструктор мультфильмов «МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ»
2. Развитие познавательных способностей:
участие 80% - 90% обучающихся класса в заочных конкурсах и олимпиадах порталов Учи.ru, МетаШкола, «Олимпис», Инфоурок;
% успеваемости в классе более 75%
3. Информированность обучающихся и их родителей (законных представителей):
100% обучающихся и их родителей (законных представителей) пользуются возможностями электронного дневника;
создание интерактивных фотоальбомов и видеороликов.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучающихся, подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты, и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.