Обучение рассказыванию по картине


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский колледж актуального образования «Болашак»
Технологическая карта занятия
по дисциплине: « Методика развития речи »
на тему: обучение рассказыванию по картине «Дети на Севере» в старшей группе
Выполнила
Иммель Диана,
студентка группы Д-14-4(11).
Проверила
Заверина Е.В.
г. Караганда, 2015г.
Цель: развитие личностных и нравственных качеств дошкольника, учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Задачи:
Обучающая: продолжать учить использовать разные типы предложений. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. Упражнять, в умении образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, упражнения на подбор синонимов. Продолжать учить различать звуки «С» и «Ш», закрепить умение детей делить слова на части.
Развивающая: развивать связную речь. Учить составлять сюжетный рассказ по картине. Развивать способность самостоятельно придумывать события. Учить использовать при составлении рассказа свои знания о внешнем виде и жизни животных.
Воспитательная: воспитывать умение выражать понятно свои впечатления и чувства, вызванные картиной.
Предварительная работа: проведение занятий по познавательному развитию по ознакомлению с животными Севера.
Работа с родителями: чтение дома книг детям о животных Севера, просмотр иллюстраций по этой теме.
Методические приемы: беседа по картине, чтение художественного произведения по теме, составление загадок-описаний, подбор синонимов к слову веселый, подбор родственных слов к словам снег, холод, игра « Ка-кой звук», деление слов на слоги, карточки с изображением слов со звуками «С» и «Ш».
Материал для занятия: картина «Дети на Севере», карточки.
Предполагаемый результат:
Умеют объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей.  Умеют строить рассуждение, соблюдая его структуру. Понимают что все на картине взаимосвязано.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно побудительный Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите на картину и скажите, что изображено на ней?
- Как вы думаете, какой край нарисовал художник? (Художник нарисовал Север)
- Почему вы думаете, что это Север? (Ответы детей)
- Кто-нибудь знает, какие народности живут на Севере? (Ненцы, якуты, эскимосы, чукчи).
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (На картине изображена зима). А какое время суток? ( День).
- Дети, а кто из вас знает, как называются собаки, которые запряжены в упряжку? (Собаки называются - лайки). Правильно.
- А теперь посмотрите сюда, вот мальчик мчится по тундре, один, на собачьей упряжке. Вообще-то это опасно, потому что управлять такой упряжкой не каждый сможет – это большое искусство.
- Скажите мне, как вы думаете какое настроение у мальчика, сидящего в санях? (Мальчик веселый).
- Вы сказали, что мальчик веселый, а как можно сказать об этом по-другому? (Радостный, довольный, бодрый).
- Дети, а теперь посмотрите, что это за странное сооружение, около которого стоит девочка и черноголовый мальчик в яркой одежде? (Это чум).
- Да это дом, в котором живут на Севере, называется чум. В чуме можно легко согреться в лютые морозы, он делается из шкур животных. Внутри чума можно развести огонь. А морозы на Севере такие, что птицы на лету замерзают.
- Дети посмотрите еще раз на картину и скажите, как вы думаете, эта картина обычная или в ней есть что-то сказочное, необычное?
- Правильно необычная, а почему вы так думаете? (Ответы детей)
Организационно поисковый Сейчас я вам прочту стихотворение об одном жителе Севера, а вы послушайте.
- В далеком Северном краю Он снег копытом разбивает,
Нашел он Родину свою, Мох из-под снега добывает,
С тех пор на свете для него Он человеку верно служит
Нет краше тундры ничего. И ни о чем олень не тужит.
Мех серый, длинный и густой,
Ветвистые рога
Ему не страшен ветер злой
И снежная пурга.
Вот такое красивое стихотворение об олене.
-Кого еще вы видите на картине? У воды? На воде? ( Рассказы детей о животных).
Давайте теперь попробуем составить загадки-описания об обитателях Севера по плану:
Животное или птица.
Рассказать о внешнем виде.
Что умеет делать.
Какие повадки (неуклюжий, медлительный и т. д.)
- Вот мы с вами подробно рассмотрели картину, а теперь давайте придумаем ей название.
А сейчас еще раз внимательно посмотрите на картину и придумайте рассказ. Представьте себе, что вы попали на Север и оказались в центре нашей картины. Кто из вас, чем бы занимался, за чем бы наблюдал?
Придумайте, как вы начнете рассказ, как продолжите и чем закончите? Не забудьте придумать название своему рассказу. ( Если дети затрудняются, воспитатель предлагает свое начало).
Рассказ называется «Необычный сон»
Однажды, Танечке и Саше мама купила книгу о животных Севера. Долгим зимним вечером они рассматривали картинки этой книги, а вместе с детьми любовался книгой кот Матроскин. Ребятам книга очень понравилась. Ночью, когда ребята легли спать, детям приснился необычный сон, как они очутились в сказочной стране.
После двух-трех рассказов воспитатель дает оценку, отмечает содержание рассказов, их форму, конец.
-Дети, мы с вами говорили, что на Севере очень холодно, представьте, что мы замерзли. ( выполняют упражнение)
Физкультминутка.
Сейчас мы с вами поиграем в такую игру, я буду показывать картинки, на них изображено что-то со звуком «С» и «Ш». Если это будет картинка со звуком «С» вы будете хлопать, если звук «Ш» - топать. Молодцы!
Послушайте, я произнесу слово – шубка
-Сколько частей в этом слове?
-Какая часть первая?
-Какая вторая?
-Сколько частей в слове Саша?
-А как еще можно догадаться? Рефлексивно корригирующий Упражнение «Печатная машинка» Дети стоят по кругу. Каждый ребенок называет задание, которое выполняли. В конце аплодируем друг другу со словами: «Молодцы! » Ритуал прощания.
Итог: Вы все хорошо позанимались.
(выполняют задание, аплодируют друг другу)