Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:
Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».
Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;
- учить рассказывать о содержании сюжетной картины;
-стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
2. Развивающие:
- продолжать развивать речь как средство общения;
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;
-обогащать речь прилагательными;
-совершенствовать диалогическую форму речи.
3. Воспитательные:
-формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: картина «Зимние развлечения», белая бумага размером 1/ 2 альбомного листа, цветные карандаши, цветные восковые мелки
Предварительная работа:
• чтение стихов о зиме,
• рассматривание иллюстраций,
• беседы по данной теме;
• наблюдение за погодой на прогулке.
Ход занятия
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
По лесам и по полям
Я спешила в гости к вам.
По горам и по тропинкам,
Уложила я тропинки,
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила
Кто же я?
Д. Зимушка – зима.
В. А сейчас какое время года? ( Зима. )
В. Назовите зимние месяца. ( Декабрь, январь, февраль. )
В. Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?
( Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз. Кругом снег. )
В. Молодцы. Какие стоят деревья? ( Белые. )
В. Что лежит на крышах домов и на улице? ( Снег. )
В. Что надевают люди зимой? ( Шапку, шубу, теплые сапоги. )
В. Как живется зверям и птицам зимой? ( Трудно. )
В. Почему? Как можно им помочь? ( Сделать кормушки, давать им корм.)
В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.
В. Какие вы знаете зимние игры? ( Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки. )
В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадки.
-Есть, ребята, у меняДва серебряных коняЕзжу сразу на обоихЧто за кони у меня (коньки)
-Бегут по дорожкеДоски да ножки(лыжи)
-Ой, насыпало снежкаВывожу коня-дружка.За верёвочку-уздуЧерез двор коня ведуС горки вниз на нём лечуА назад его тащу. (санки)
-Что за нелепый человекПробрался в 21 векМорковка-нос. В руке- метлаБоится солнца и тепла. (снеговик)
- Этой палкой бей смелей,
Чтоб удар был как из пушки,
Это палка – для хоккея
И она зовётся ….. (клюшка )
Давай, дружок, смелей, дружок,      Идут по кругу, изображая,
Кати по снегу свой снежок.   Будто катят ком.
Он превратится в толстый ком,   “Рисуют” руками круг.
И станет ком снеговиком.   “Рисуют” снеговика.
Его улыбка так светла!   Улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.   Показывают глаза,
   Прикрывают голову ладошкой,
   Трогают нос, держат метлу.
Но солнце припечет слегка -   Приседают
Увы! - и нет снеговика.   Разводят руками
В. Верно. Зима - чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки и играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос. 
В. Итак, начнём.
Зима какая? (Снежная, холодная, суровая, морозная,)
Снег какой? ( Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий )
Настроение какое? ( весёлое, радостное, прекрасное)
В. А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети? ( Да. )
(педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения») .
Основная часть:
- Рассмотрим картину, какое время года изображено на картине?
- Почему вы думаете, что зима?
- Что вы на ней видите, расскажите (дети катаются на санках с горки, катаются на лыжах, на коньках по льду, несколько детей лепят снеговика) .
- Каким был снег в тот день, когда гуляли дети? (белым, чистым, липким) .
- Почему думаете, что снег липкий? (потому, что лепят снеговика) .
- Какие лица у детей? (веселые, радостные, улыбчивые) .
- Дети замерзли когда гуляли? (нет, у всех щеки красные, дети много двигаются, одеты в теплую, зимнюю одежду)

«Куянкай»
Ак куянкай утырган,
Колакларын селкетә.
-Менә шулай, менә шулай         баш өстенә куеп,
-Колакларын селкетә.                кулларын селкетәләр
Куян,туӊа башлагач,
Аякларын җылыта.
-Менә шулай,менә шулай         әле бер,әле икенче куллары
-Аякларын җылыта.                   белән кул аркаларын сыйпыйлар
Куян һаман да туӊа,
Сикергәләп тә куя.
-Менә шулай,менә шулай          куяннар кебек
-Сикергәләп тә куя.                    сикерәләр
В. - Итак, послушайте мой рассказ.Наступила зима. Дети вышли на прогулку. Света и Таня катаются на коньках. Коля и Вася играют в хоккей. Маша и Петя катаются на лыжах с горки. Наташа, Вика и Тимур катаются на санках с горы. Вера и Дима делают снеговика. Всем было хорошо и весело. Настроение у всех детей было радостное.
В. А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).В. Молодцы. Задание «Закончи предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью:
– Зимой бывает снегопад, а осенью….листопад.– Зимой бывает снег, а летом… дождь.– Зимой снег падает, а весной…тает.– Зимой катаются на санках, а летом…на велосипеде.– Зимой лес спит, а весной… просыпается.– Зимой катаются на коньках, а летом…на роликах.– Зимой бывает холодно, а летом… жарко.– Зимой деревья белые, а осенью… жёлтые.– Зимой растут сугробы, а летом растут… цветы.– Зимой лепят снеговика, а летом… песочные пирожки.– Зимой насекомые прячутся, а весной…вылезают.
В. - Ребята, вы хорошо поработали на занятии, а сейчас предлагаю стать художниками и нарисовать, как вы любите развлекаться зимой.
- Итог. Итак, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня вспомнили, какое весёлое время года - зима. Как много игр и забав она нам приготовила. Ребята, а что вам понравилось на занятии? Запомнилось?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида «Детский сад № 2 «Алтынчеч»
Мензелинского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:
Обучение рассказыванию по картине
«Зимние развлечения»
Воспитатель:
Кирилова А.Р.
Мензелинск 2016 год

Игра «Зайка беленький»1. Зайка беленький сидитИ ушами шевелит.Вот так, вот так и ушами шевелит.2. Зайке холодно сидетьНадо лапочки погретьХлоп, хлоп, хлоп, хлоп надо лапочки погреть.3. Зайке холодно стоятьНадо зайке поскакатьПрыг, скок, прыг, скок - надо зайке поскакать.4. Кто-то зайку испугал,Зайка прыг и ускакал... (Дети прячутся).