Доклад СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА


Создание условий для приобретения учащимися
позитивного социального опыта
Гурова Валентина Павловна,
учитель химии, , зав. кафедрой
естественных наук МАОУ лицея №23,
заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук
г. Калининград, Россия.
E-mail: gurvalentina@yandex.ruСДАЙД №1
Мой многолетний опыт школьной практики убеждает в том, что школьники недостаточно компетентны не только в области жизнедеятельности человека, способов самопознания, но и в понимании собственной мотивации учения. Важность осознания личностно значимых для учащегося побуждений в учении, осмысленного целеполагания, определения приоритетов в образовательных ценностях, на мой взгляд, не требует доказательств.
В рамках личностно-ориентированного обучения я на своих уроках на протяжении ряда лет занимаюсь проблемой развития широкого спектра деловых качеств школьников. Деловыми, на мой взгляд, являются такие качества личности, которые обеспечивают успешную деятельность в любой сфере ее проявления и включают в себя совокупность специальных умений и навыков, необходимых для реализации личностного потенциала школьника.
СДАЙД №2
Личностно-ориентированный подход к обучению школьников мною реализуется через активные методы формирования экологических знаний учащихся в рамках программного изучения химии.
Среди предметов естественного цикла химия занимает особое место в решении проблем сохранения природной среды и здоровья человека. Выпускники общеобразовательной школы должны знать характер и последствия химического воздействия на окружающую среду, возможные меры и средства защиты населения и природы.
Естественные науки, развивающте личность, - это, конечно же, не свод знаний и опытов, а определенная творческая ситуация, в которой выясняется не только что и почему, но и зачем человеку это надо? Каков смысл нашей экспансии в природу? Где граница дозволенного? За что предстоит ответить человеку как субъекту космосогенеза?
СДАЙД №3
Чтобы ответить, на все поставленные вопросы мною были разработаны авторские программы:1. Программа курса: «Экология и химия» (c региональным компонентом) для X-XI классов (2004 г.), которая включает модель экологизации школьного химического образования; 2. Программа: «Химические основы здоровья» для VIII-IX классов (2003 г);3. Программа: «Человек и его здоровье»(2006 г.); и целый ряд методических пособий и дидактического материала для реализации данных программ.
К сожалению, предмет «химия» в нашем лицее №23, не является профилирующим, и, следовательно, количество часов, отведенных в базисном учебном плане, явно не хватает для углубленного изучения предмета. В связи с этим, я применяю различные формы дополнительных внеурочных и факультативных занятий, мотивируя учащихся на выполнение различных проектных и исследовательских работ, вовлекаю их к участию в заочном интернет-форуме по химии и сопутствующих ей дисциплинам.
СДАЙД №4
В своей повседневной педагогической деятельности я применяю формулу успеха (Рис.1) и модель развития деловой компетентности (Рис 2):
У = Сn + Md + C,
где:У – успех; Сn – способность; Md – мотивация достижения; С – ситуация (внешние факторы,благоприятные обстоятельства и т.п.)

Рис.1 Формула успеха.

Н
О
РМ
А
Т
И
В
Н
ЫЙ
У
РО
В
Е
Н
Ь
С
О
ЦИ
А
Л
Ь
Н
ЫЙ
У
РО
В
Е
Н
Ь
У Р О В Е Н Ь П О З Н А Н И Я
ЗНАНИЯ О ПРОБЛЕМЕ

ЗНАНИЕ ТОГО,
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ

ИСКАТЬ ЗАКОН-
НЫЕ
РЕШЕ-
НИЯ
ЗНАТЬ
ВОЗМОЖ-НОСТИ(СИЛУ) ОБЩЕ-СТВА
ДЕЛОВАЯ
КОМПЕТЕНЦИЯ


ИМЕТЬ СМЕЛОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ

ИМЕТЬ ЖЕЛАНИЕ И
ГОТОВНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ

П Е Р С О Н А Л Ь Н Ы Й У Р О В Е Н Ь
Рис.2 Модель формирования и развития деловой компетенции
Таким образом, экологизированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, привлечь школьников к учебно-исследовательской работе и природоохранной деятельности, формирует и развивает деловые качества и деловую компетенцию учащихся.
Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблемы, осуществлении ее исследования, поиске необходимых для ее решения знаний.
В результате проведенных экспериментальных исследований, посвященных вопросам формирования и развития компетентности учащихся в области мотивации учения, мною были выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие этому явлению.
Это: 1). - формирование мотивационной компетентности у старшеклассников должно стать одной из целей процесса обучения и воспитания; 2). - данный процесс должен рассматриваться как единство двух взаимосвязанных деятельностей – педагогической и учебной; 3). - позиция учителя должна отражать его отношение к мотивационной компетентности как одной из ценностей школьника.
СДАЙД №5
В связи с этим, мною была разработана модель процесса формирования
мотивационной компетентности учащихся.
Таблица 1
Модель совместной деятельности учителя и учащихся в процессе
формирования мотивационной компетентности
Компоненты
процесса Деятельность учителя Деятельность учащегося
Диагностический Наблюдение, беседы, анкетирование и др. Обсуждение результатов диагностики с учащимися, другими учителями, родителями. Определение у себя знаний о мотивации, уровня развития своей мотивации, способностей самопознания и пр.
Целевой Определяет цели формирования мотивационной компетентности, соответствующие уровням ее развития. Намечают собственные цели саморазвития мотивационной компетентности, осознают их значимость для себя.
Содержательный Определяет содержание занятий по вопросам мотивации учения, приведение примеров саморазвитии и прочее. Усваивают информацию, необходимую для развития мотивационной компетентности.
Процессуальный Организует деятельность учащихся.проводит консультации, осуществляет поддержку учащихся в сфере самопознания и саморазвития. Осуществляют рефлексию, обмениваются опытом, проводят диагностику мотивации младших школьников, беседы и пр.
Аналитический Анализирует процесс формирования мотивационной компетентности, определяет динамику развития. Осуществляют самооценку компетентности, намечают дальнейшие шаги для самосовершенствования.
Эта модель более 10 лет успешно применяется мною в собственной педагогической практике и внедряется в педагогическую деятельность целого ряда учителей-предметников нашего лицея и других общеобразовательных учреждений города Калининграда и Калининградской области.
Способом развития необходимых компетентностей в ходе обучения становится специально организованная деятельность учащегося, обеспечивающая его мотивацию, развитие универсальных умений в области самообразования, коммуникации, организации и готовности к самостоятельному действию.
С целью формирования познавательных мотивов и создания условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта, в обучении химии я использую различные формы познавательных заданий: вопросы, расчетные задачи, тесты, доклады, а также вовлечение школьников к участию в различных творческих конкурсах, защита рефератов, выполнение учебно-исследовательских заданий и разработка, на основе полученных данных исследований, проектов с последующей их защитой на конференциях, форумах, юношеских чтениях и т.п.
СДАЙД №6
Темы исследований и проектов могут быть разнообразные в зависимости от уровня развития и интересов учащихся. Они затрагивают не только экологические проблемы и пути их решения, но и социальные вопросы. Одни учащиеся проводят социологический опрос жителей микрорайона об их отношении к экологическим проблемам, другие выясняют, какие предприятия и каким образом могут отрицательно влиять на окружающую среду и т.д. Таким образом, в этой работе принимают участие учащиеся всего класса или параллели. На основе своих исследований и результатов опроса населения, школьники формируют выводы и разрабатывают программу практических действий по решению проблем защиты окружающей среды от загрязнения. Все это способствует расширению их мировоззрения, воспитывает гражданственность, активную жизненную позицию и способствует приобретению позитивного социального опыта.
Мои воспитанники постоянно принимают участие в творческих конкурсах и выступают с докладами на школьных, городских, региональных научно-практических конференциях школьников, а лучшие работы на конкурсной основе отбираются для участия во Всероссийских и Международных творческих конкурсах и конференциях. За последние три года мои учащиеся неоднократно становились победителями и призерами муниципального, регионального и Всероссийского этапов олимпиады по химии.
Мы стараемся сделать так, чтобы тезисы исследовательских работ учащихся были опубликованы в Материалах той или иной конференции, что способствует
развитию мотивации школьников.
СДАЙД №7
С целью развития экологического мышления учащихся и создания условий для приобретения ими позитивного социального опыта, мною в 2010-2011 учебном году был разработан школьный межпредметный социолого-педагогический проект с экологической составляющей "ТБО – масштаб проблемы" и организована его реализация.
Цели и задачи проекта были поставлены как образовательные, так и социальные, для решения которых была проведена подготовительная работа на всех кафедрах лицея.
Была создана инициативная группа из числа активных учащихся 9-11 классов в количестве 12 человек и была выдвинута гипотеза:
Поиск решений в области создания экологически устойчивой и безопасной системы обращения с отходами будет содействовать регулированию отношений в сфере использования и охраны природных ресурсов и окружающей среды, уменьшению реальной угрозы здоровью населения Калининградской области.
Это утверждение учащиеся приняли за основу исследования данной проблемы, поиску решений и практических действий по их реализации. Решили «погрузить» в эту проблему всех учащихся, их родителей, учителей и с этой целью привлечь к работе все кафедры и основные предметы лицея. Распределили обязанности среди инициативной группы, разработали соответствующие анкеты для школьников и родителей, определили направления действий кафедр и учителей-предметников, провели общие собрания в старших, средних и младших классах, причем эти собрания проводили учащиеся из инициативной группы самостоятельно под моим контролем. Таким образом, родился план действий и график его выполнения.
СДАЙД №8
В результате проведенных исследований и практических действий всех кафедр лицея, сложились коллективные предложения по решению данной проблемы, которые мы представили в виде экологического проекта: «Модель экологически устойчивой и надежной системы обращения с отходами в Калининградской области».
Проект был представлен на рецензирование в Министерство ЖКХ и строительства Калининградской области, где он получил положительную оценку,а некоторые, предложенные меры и технические решения, будут учтены в практической деятельности региональных и муниципальных структур ЖКХ.
Эффективность реализации этого социолого-педагогического проекта несомненна.
Педагогические аспекты:
1. В тему охраны окружающей природной среды и здоровьесбережения человека было «погружено» более 500 школьников разного возраста, в том числе и их родители. Приобретены и освоены определенные знания в этой области, сформирована мотивация к учению;
2. Учащиеся старших классов научились распознавать проблему, преобразовывать ее в цель своей деятельности, разрабатывать план достижения этой цели, осуществлять его, добиваться результата и анализировать свои успехи и промахи, чтобы не допускать их в будущем.
3. В результате работы над темой учащиеся из инициативной группы достигли высоких результатов в учебной и проектной деятельности. Это позволило развить у них способность к самообучению, совершенствованию своих знаний и опыта, формировать компетентность для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности, быть конкурентноспособным, а значит, и более успешным социально.
Социальные аспекты:
1. Сформировано и развито экологическое мышление учащихся, созданы условия для приобретения ими позитивного социального опыта;
2. В результате участия в реализации проекта у учащихся формировались и получили дальнейшее развитие коммуникативные качества, организаторские способности и навыки, толерантность, желание и способность общения со сверстниками и взрослыми людьми - специалистами;
3. К существующей проблеме привлечено внимание широкого круга общественности, педагогов других специальностей, родителей учащихся.
СДАЙД №9
С 2008 года совместно с группами учащихся 8-10 классов принимаю участие во Всероссийском конкурсе «Интернет-проект «Путешествие в мир химии» – (www.edu.yar.ru). Выполняем контрольные задания, решаем задачи, обмениваемся творческими электронными ресурсами, разработанными школьниками. В рамках этого проекта проводятся практические занятия со школьниками начального звена с целью вовлечения их в опытническую деятельность и привития навыков несложных исследований.
В свою очередь, такая практическая деятельность старшеклассников способствует развитию и закреплению их мотивации.
СДАЙД №10
Участники Всероссийского интернет-проекта принимают активное участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий. Так в 2011-2012 учебном году была организована и проведена Общешкольная читательская конференция «Самородок Земли Русской», посвященной 300-летию М.В. Ломоносова.
Итак, в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода, проблема компетентности и ее формирования у школьников стала актуальной.
Мои исследования в этой области позволяют сделать вывод, что проблема формирования мотивационной компетентности в старшем школьном возрасте чрезвычайно важна и перспективна, а многолетняя школьная практика свидетельствуют о необходимости развития этого вида компетентности, оказывающего влияние на мотивацию учения, на личностный рост школьника.
Для создания максимально комфортных условий приобретения учащимися позитивного социального опыта, я постоянно веду психолого–педагогический мониторинг классов, где веду предмет «химия», внимательно наблюдаю за индивидуальным развитием школьников, изучаю их интересы, сферы дарований с целью подбора определенного вида деятельности, где его может ожидать успех. В педагогической деятельности в период занятий и во внеурочное время использую индивидуальную работу, групповую коллективную деятельность, что позволяет вовлекать учащихся в общественно-ценностные отношения и приобретение позитивного социального опыта.
СДАЙД №11
Достигнутые мною определенные результаты в обучении и внеурочной деятельности учащихся, дают основание полагать, что внедренные в педагогическую практику модели формирования и развития мотивационной компетентности и деловой компетенции в процессе изучения курса химии обеспечили достаточно эффективное влияние на формирование мотивационной и других сфер индивидуальности школьника, на личностное его развитие и саморазвитие.
Активно пропагандирую здоровый образ жизни путем реализации, как элективного курса, авторской программы «Человек и его здоровье» - победителя I Всероссийского конкурса методических разработок по здоровьеформирующим и здоровьесберегающим технологиям (Ярославль, Москва 2011 г.).
СДАЙД №12
За период 2009-2012 годы более 20 человек выпускников лицея связали свою учебу в ВУЗах на химических, биоэкологических и медицинских факультетах с изучением предмета «Химия».
Итак, компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не информированность ученика, а его умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности. Для общеобразовательной школы актуальным является наличие у школьника общеучебных умений, навыков и способов деятельности, которые соотносятся с блоками его личностных качеств, подлежащих развитию: когнитивные (познавательные), креативные (творческие), оргдеятельностные (методологические), коммуникативные и мировоззренческие качества.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и  способов ведения педагогической деятельности, введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся, что позволит создать условия для приобретения ими позитивного социального опыта.

Доклад на методическом объединении
учителей естественно-математических наук
города Калининграда.
20.11. 2012 года
___________________________________
_____________________________
_____________________