ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


МБУ ДО «Симферопольская районная ДШИ»
филиал Кольчугино
Доклад
на тему: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнила: концертмейстер
Фирсова Наталья Александровна
2015г
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературеЖизнь - это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста изменения окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Развитие творческих способностей ребенка средствами искусства, в частности, в условиях урока музыки, остается одной из насущных и актуальных проблем эстетического воспитания, потому что тенденцией в современной педагогике является активизация процесса музыкально-эстетического воспитания через творчество, что обусловлено объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью детей, требующей творческой деятельности.
Исследования в области психологии музыкального восприятия стали строительной площадкой психологии музыкальных способностей. Стоит выделить монографию Е.В.Назайкинского «О психологии музыкального восприятия», посвященную проблемам музыкального восприятия, в ней анализируется широкий круг проблем, имеющих непосредственное отношение к вопросам формирования музыкально-перцептивных способностей: оценивается роль пространственных компонентов восприятия в развитии музыкального слуха, творческого воображения слушателя, рассматриваются психофизиологические механизмы речевого и музыкального слуха .
Проанализировав природу эмоционально-образного восприятия созвучий и их взаимосвязей, С.Н.Науменко показала возможность совершенствования музыкально-слуховых представлений и гармонического слуха у начинающих музыкантов путем использования ассоциативно-эмоциональных резервов дослухового анализа. Формирование слуховой сферы детей на начальном этапе целесообразно развивать, прежде всего, с опорой на эмоционально-образные компоненты .
Следует отметить, что докторская диссертация Б.М.Теплова, посвященная музыкальным способностям (музыкальность, понимаемая как совокупность способностей, необходимых для занятий именно музыкальной деятельностью, представляет собой единство эмоциональной отзывчивости на музыку и специальных способностей слухового восприятия, «слушания» музыки), наряду со специальным значением, продвигала вперед разработку общей теории способностей. Было доказано, что музыкальность свойственна всем людям, однако она зависит от определенных анатомо-физиологических особенностей каждого индивида, и поэтому у разных людей различна. Опыт исследования музыкальных способностей привел Б.М.Теплова к убеждению, что именно качественная сторона способностей имеет важнейшее значение: задатки составляют врожденные предпосылки для формирования музыкальных способностей, развитию которых способствует музыкальная деятельность. Психолог условно делит входящие в музыкальность способности на две группы: специальные, к которым относятся ладовое чувство, способность к слуховым представлениям и метроритмическое чувство, и музыкально-эстетические, которые рассматриваются как момент соотнесения личностного отношения к жизненным явлениям с музыкальной образностью .
«Пение, как музыкальное занятие, - писал по этому поводу известный педагог А.И.Пузыревский, - способствует всестороннему развитию музыкальности, которая есть совокупность всех способностей и умений, необходимых для чтения, воспроизведения и понимания музыкальных образцов и для восприятия эстетического влияния музыки... Пение песен и песен, интересных для детей... Должно стоять на первом плане как самый важный залог развития музыкального вкуса и любви к музыке» .
Понимание цели музыкального воспитания в творческом развитии ребенка, в формировании его интереса и любви к музыке, а не в формальном выучивании какого-то количества произведений и затверживании отдельных теоретических сведений было характерно для деятельности С.Т. и В.Н.Шацких, начавшейся в предреволюционные годы .
Большой проблемой для нынешней музыкальной педагогики является вопрос о раннем различении и развитии музыкальных способностей. Диагностика их в настоящее время в основном идет по линии проверки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма. Однако известны случаи, когда острое слуховое восприятие оказывается не связанным с эмоциональной отзывчивостью на музыку, то есть музыкальностью.
Необходимо подчеркнуть, что творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового оригинального продукта в сфере идей, искусства и организации. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а для человека, его впервые создавшего. Таковы в основном продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок. Суть творчества заключается не в формальном накоплении знаний, умений и навыков, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого.
Обучение с опорой на творческие моменты всегда находило место в практике педагогов. Достоинство таких методов заключается в ином подходе к искусству и к ученику, чем при традиционном обучении. Поскольку способности формируются и развиваются постепенно, в процессе активной деятельности, большое значение имеет целенаправленная система педагогических воздействий, учитывающих индивидуальные особенности детей. H.А. Ветлугина считает, что в развитии творческих способностей ребенка существенное значение имеет не только природное свойство анализаторов, но и общие качества ребенка. «Известно положение: природные качества ребенка, даже очень благоприятные, развиваются в художественно-творческие способности в результате влияния общественной среды, в результате воспитания» .
А.А. Мелик-Пашаев выделяет три взаимосвязанных уровня художественной одаренности как целостной психологической характеристики человека:
Первый уровень, высший и определяющий уровень и это эстетическая позиция - ее наличие порождает то неповторимое содержание, которое в процессе творчества воплощается в художественном произведении.
Второй уровень связан с процессом этого воплощения. Художник ищет образ, в котором выразится суть его художественного «домысла», идеи - переживания, внутреннее содержание рождающегося произведения. Все подчинено задаче гармонического раскрытия внутреннего содержания. Эту способность создавать содержательную форму художественного замысла можно назвать творческим воображением, образы которого обязательно присутствуют во всех видах музыкальной деятельности - создании музыки, ее исполнении, восприятии. Толчком для развития воображения могут послужить детская игра и воображаемые предполагаемые обстоятельства.
Третий уровень - это свойства психики, благодаря которым человек быстро, легко и прочно овладевает средствами и техникой музыки. К этому уровню относится, прежде всего, индивидуальные черты сенсорно-моторной сферы учащихся, а также качества, ценимые педагогами, - способность к быстрому, прочному усвоению специальных знаний, умений, навыков. Названные качества играют в творческом процессе необходимую, но второстепенную роль, так как сами по себе они не специфичны для художественно - творческой деятельности .
Чтобы ребенок свободно и непринужденно выражал себя в творчестве, он должен овладеть простейшими художественными средствами. Задача педагога - помочь ему в этом. Творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно импровизировать, комбинировать, создавать что-то новое. Содержание, характер и последовательность таких заданий должны побуждать школьников, как к подражательным, так и к самостоятельным действиям.
Кроме развития музыкально-творческих способностей, одним из важнейших положений для настоящего исследования является теория деятельности. Рассмотрим учебную и, в частности, певческую деятельность школьников. Понятие «деятельность» является одним из самых общих в науке, огромный вклад в разработку этой проблемы внесли школы С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, А.В.Брушлинского, В.В.Давыдова и др.
Рассматривая творчество как неотъемлемый компонент практического мышления и любой деятельности, Б.Ф.Ломов привлек внимание исследователей к необходимости изучения не только сознательно-переживаемых действий в структуре деятельности, но и несознаваемых - переживаемых.
Многостороннее изучение музыкальной деятельности показало, что для успешных занятий ею большое значение имеют не только музыкальные, сенсорные и эмоциональные данные, но и те свойства, которые нужны как для музыки, так и для других видов деятельности, например, особенности внимания, воображения, волевые черты.
Если говорить о вокально-хоровой (певческой) деятельности как проявления частного в целом - учебной деятельности, то из вышеизложенного становится понятно, что все присущее целому в полном объеме отразится и в частном. Таким образом, о вокально-хоровой (певческой) деятельности, в истинном понимании слова, можно говорить лишь в том случае, когда в ней содержатся все компоненты этого общего понятия, отличающие ее от любой другой и с обязательным присутствием творческого начала. Во всех остальных случаях мы имеем дело с «усвоением», «повторением», «закреплением», то есть с самой заурядной учебной работой, основанной на механическом действии, иначе говоря, с репродуктивным способом мышления. Пение в русле теории деятельности, должно проходить как учебная деятельность, которая, включая в себя процессы усвоения, осуществляется лишь тогда, когда они протекают в форме целенаправленного преобразования того или иного материала, эксперимента с ним, когда за внешними многообразными особенностями можно обнаружить, зафиксировать и изучить внутреннее, исходное, единое или существенное основание и, таким образом, понять все внешние проявления этого материала
Вся история развития учений о музыкальных способностях есть отражение эволюции представлений о психологических особенностях различных видов музыкальной деятельности и истории развития основных проблем музыкальной психологии в целом. Ни одна другая сфера не может обеспечить такого прямого и доступного пути к смыслу любой культуры и сердцу каждого человека, как искусство, поэтому трудно переоценить его роль в диалоге культур, процессе их сближения, возрождения и самоопределения.
Весь процесс обучения следует рассматривать как реализацию творческого потенциала, заложенного в ребенке. Развитие музыкально-творческих способностей не может быть спонтанным, так как этот процесс предопределен содержанием, формами и методами обучения.