Доклад: Игровые занятия как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся


Доклад:Игровые занятия как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся
Ни для кого не является секретом, что современных студентов с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Для многих подростков красочные безделушки (мобильные телефоны, MP3- и CD-плееры, цифровые фотокамеры), безвкусные телевизионные программы и видеофильмы намного ценнее учебы и постижения основ наук. Нынешнее молодое поколение предпочитает жить сегодняшним днем, не задумываясь о дне завтрашнем, и это есть главное бедствие российского общества.
Не прекращаются попытки найти те стимулы, которые помогли бы привлечь студентов к учебе. Ухищрения преподавателей поражают воображение: это и оценки (заниженные, завышенные, поощряющие), и создание ситуаций успеха, и использование мультимедиа и компьютерных технологий, и нетрадиционные уроки, и соревнования, и многое-многое другое. Но порой усилия преподавателей не дают должных результатов, а учебный процесс напоминает самые настоящие боевые действия: преподаватели наступают на студентов со знаниями, которые те должны усвоить, студенты отбиваются, скрываясь за стену безразличия.
Большинство педагогов осознают, что способы насильственного насаждения знаний должного результата не дали, да и не дадут, ибо насаждаемое насильно никогда не будет принято и усвоено, а если и будет, то непрочно и ненадолго.
На современном этапе развития образования существуют различные методики и технологии, применяемые в образовательном процессе. Знание этих технологий и методик, умение пользоваться обучением в своей трудовой деятельности — это показатель более современной, прогрессивной квалификации преподавателя, как представителя наук.
Современный педагог, чтобы качественно и в полном объёме донести знания до своих студентов, должен идти в ногу со временем, использовать современные технологии, самообучаться, давать студенту на занятии больше свободы и самостоятельности, тем самым развивая в нём личность, подготавливая будущего специалиста к самостоятельной жизни в огромном мире различных технологий и информаций.
Правильность выбора и применение педагогической технологии очень важны в образовательном процессе. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения.
Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении дисциплин и проф. модулей переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации. И одним их таких методов является игра.
Исследователями установлено, что человеческая память сохраняет приблизительно 10% услышанного, 50 % увиденного и 90% проделанного собственноручно.
Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В образовательных учреждениях игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия студентов, они обучаются, даже не подозревая об этом. Тем более что игровой метод может использоваться на любом этапе урока:
-при мотивации и актуализации знаний, закреплении материала (Игровые приемы и процедуры в виде игр: аукцион, «Своя игра», «Что, где, когда»); эти же игры можно использовать и при проведении внеклассных мероприятий.
-при изучении нового материала. Например, лекцию с использованием метода анализа конкретной ситуации, лекцию с запланированными ошибками, лекцию пресс-конференцию, проблемную лекцию.
- при усвоении и применении знаний, умений и навыков –деловая игра.
Деловая игра представляет собой контролируемую процедуру, которая проходит в планируемом режиме и в максимальной приближенности к реальным профессиональным условиям и целью которой является выявление возможных вариантов решения указанной проблемы. При этом направленность игры и ее эмоциональный настрой корректируется преподавателем.
Деловая игра как метод имеет следующие положительные черты:
– высокая мотивация;
– эмоциональная насыщенность процесса обучения;
– подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания;
– послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.
К отрицательным чертам этого метода относятся:
– во-первых, высокая трудоемкость для преподавателя;
– во-вторых, большая напряженность для преподавателя;
– в-третьих, неготовность студентов к работе с использованием деловой игры.
Деловая игра — один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще-учебных умений, даёт возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Игра способствует повышению знаний выпускников, развивает интерес к дисциплине, исследовательские и творческие навыки студентов, позволяет сформировать у выпускника как общие, так и профессиональные компетенции.
Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности. Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции, ролевые игры и другие.
Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач: 1) формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
2) развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
3) приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений; 4) формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Для проведения деловой игры преподаватель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного занятия, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации. Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры. При определении целей важно ответить на следующие вопросы: 1)      для чего проводится данная деловая игра; 2)      для какой категории студентов проводится данная деловая игра; 3)      чему именно следует обучать студентов; 4)      какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры. При постановке целей необходимо различать учебные цели игры — их ставит перед собой руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Проводя уроки в форме деловой игры можно использовать индивидуальную, парную и групповую работу студентов. Успешны в применении и исследовательские проекты. Студенты привлечены к работе с документами и различными источниками информации. Через игровые технологии, у них развивается самостоятельность, значительно возрастает интерес к выбранной профессии, появляется желание проявления их творческого потенциала. Приступая к организации активного метода обучения на занятиях «деловая игра», необходимо учитывать следующие правила:
-   в работу вовлечь наибольшее количество студентов;
-  проявить заботу «о психологической» подготовке участников;
-  уделить большое внимание подготовке помещения, материала, условий, постановки цели «деловой игры», подготовить все необходимое участникам для работы в больших и малых группах;
- обозначить каждому участнику в группе свою роль, при этом в случае необходимости всегда иметь возможность заменить их другими;
- преодолеть стереотипы в обучении, развивать творческие способности студентов, создавать при этом необходимые условия для формирования профессиональных компетенций, умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы.
Специфика возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
«В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций». Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений»
  «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому студенту без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода… Происходит не механическое накопление информации, а деятельностноераспредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария.
В его содержание входят:
– учебная цель занятия;
– описание изучаемой проблемы;
– обоснование поставленной задачи;
– план деловой игры;
– общее описание процедуры игры;
– содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Как правило, каждая игра включает несколько этапов: подготовительный, вводную часть, собственно деловую игру, анализ результатов, подведение итогов, в комплексных деловых играх характерны три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Целью подготовительного этапа является подготовка обучаемых к участию в игре. Для этого накануне выдается разработанный учебный материал как общего характера, так и по прямому должностному предназначению в условиях игры. На данном этапе формируются игровые группы, как правило, по четыре–шесть человек каждая (количество игровых групп не должно превышать четырех, и распределяются роли предстоящей игры с назначением руководителей игровых групп).
На основном этапе осуществляется коллективная выработка управленческих решений в определенной последовательности:
– анализ объекта игрового моделирования (исходные данные и дополнительная информация);
– выработка частных (промежуточных) управленческих решений;
– анализ (обсуждение) выработанных решений;
– выработка согласованного решения;
– анализ (обсуждение) согласованного решения;
– анализ (обсуждение) игровых групп по оценке всех участников игры и особому мнению группы обеспечения.
Таким образом, игровые методы – эффективные методы обучения уже потому, что процесс восприятия теоретической информации осуществляется не только посредством слова, но и через организацию деятельности слушателей.
На учебных занятиях все чаще применяются не только деловые игры в полном смысле этого слова, но и всякого рода игровые методы: бригадно-ролевой; индивидуально-коллективный; организационно-деятельностный; тренинг; малых групп; пресс-конференция; «круглый стол» и др.
а) Бригадно-ролевой метод
Суть его состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучаемых, передав им часть обязанностей преподавателя.
Можно также предложить следующую методику проведения занятий с использованием этого метода: при подготовке к семинарскому, практическому или классно-групповому занятию обучаемые разбиваются на пятерки, члены которых исполняют несколько ролей – рецензента, докладчика, задающего вопросы и отвечающего на них, и секретаря семинара.
Готовятся пятерки по всем вопросам, выносимым на занятия, но основное внимание они концентрируют на том вопросе, который пошел по распределению между пятерками.
Роли сменяются после каждого занятия. Этот метод целесообразно использовать только для овладения понятиями, но не для выработки практических навыков. Поэтому может так случиться, что не все вопросы, выносимые на занятия, могут быть рассмотрены этим методом. В таком случае для рассмотрения других вопросов преподаватель использует другие формы и методы проведения занятия.
При использовании данного метода могут быть следующие варианты его осуществления:
1-й вариант – вся группа разбивается на пятерки.
2-й вариант – определяется только одна пятерка для подготовки по теоретическому вопросу, заслуживающему особого внимания. Остальные вопросы занятия рассматриваются другими методами.
3-й вариант – каждая пятерка получает фиксированное задание из плана занятия.
4-й вариант – все пятерки готовятся по всем вопросам без распределения между ними. Преподаватель на занятии решает, кто из них будет отвечать и по какому вопросу.
б) Индивидуально-коллективный метод
Сущность метода состоит в следующем. В начале занятия или накануне его учебная группа разбивается на три равные по количеству человек подгруппы: А, Б и В. Порядок разбивки может быть: по списку; по столам; произвольный.
В каждой подгруппе выбирается лидер (капитан), и подгруппы рассредоточиваются в аудитории (учебном классе).
Преподаватель объявляет тему, учебные цели и порядок проведения занятия. Иногда тема может быть объявлена заранее. Обучаемые, используя подготовленные учебные материалы (литературу, ТСО, наглядные учебные материалы и т. д.), в течение отведенного времени (примерно двухчасового времени и до 70–75% четырехчасового занятия) изучают материалы по заданной теме.
По истечении времени каждая подгруппа формирует вопросы по существу изложенного материала в письменном виде. Количество вопросов оговаривается заранее (как правило, три–шесть). По готовности вопросов или по истечении времени подгруппы по часовой стрелке передают их друг другу по схеме: А–Б–В–А.
Подгруппы, получившие вопросы, готовят на них ответы также в письменной форме и по их готовности снова по часовой стрелке передают следующим подгруппам на рецензию.
Например, подгруппа А свои вопросы передает подгруппе Б, подгруппа Б полученные и подготовленные на них ответы передает на рецензию подгруппе В. Подгруппа В их рецензирует, т. е. оценивает, с одной стороны, корректность и конструктивность заданных подгруппой А вопросов, а с другой – качество ответов подгруппы Б на эти вопросы, и выставляет оценки в таблицу, форма которой вычерчивается на доске накануне занятия.
Аналогично подгруппа А рецензирует работу подгрупп Б и В, а подгруппа Б–В и А. Все рецензии выполняются письменно.
На заключительном этапе занятия все рецензенты (например, подгруппа В) производят защиту своих рецензий, а так как зачастую не все оппоненты (подгруппы А и Б) согласны с ними, возникает дискуссия, в ходе которой выясняется существо рассматриваемых вопросов, вырабатываются умения мыслить научно, отвлекаться от стереотипных суждений, использовать в ходе поиска правильные и ошибочные мнения других. Руководит дискуссией и направляет ее ход преподаватель, но активность ее ведения принадлежит непременно обучаемым.
В ходе дискуссии преподаватель определяет итоговое количество баллов всем подгруппам. Он может в ходе как всего занятия, так и дискуссии применять поощрительные (+) или штрафные (–) баллы за поведение на занятии (активность или пассивность), аккуратность, наглядность и полноту оформления допросов, ответов и рецензий, наличие элементов новизны и оригинальности, обоснованности в вопросах и ответах и т. д.
Индивидуальные оценки, если необходимо, каждому обучаемому выставляют капитаны подгрупп. При подведении итогов занятия преподаватель делает краткий разбор действий и решений, принятых обучаемыми, обращая внимание прежде всего на альтернативность и даже многовариантность решений по одному вопросу.
Кроме того, следует отметить активность отдельных обучаемых или подгрупп, вскрыть ошибки и недостатки самостоятельной работы и коллективного разбора, расставить приоритеты, внести коррективы в индивидуальный стиль делового общения, оценить умение говорить, слушать, защищать свои решения и т. п.
Таким образом, обучаемые в ходе занятия, проводимого данным методом, изучают материалы, готовят по нему вопросы, отвечают на них, рецензируют и защищают рецензии – все это обеспечивает многократные индивидуальные и коллективные действия их в процессе усвоения материала, что позволяет достичь глубоких и прочных знаний.
в) Организационно-деятельностная игра
В отличие от деловых игр, основная задача которых сводится к овладению заданными функциями ролевого поведения, цель организационно-деятельностной игры – решение проблемной задачи теоретического уровня. Вторая цель – развитие рефлексивного компонента творческого мышления.
Данный метод предполагает следующую методику проведения занятия. При этом может быть использовано несколько вариантов в его осуществлении:
I вариант. На занятии преподаватель разбивает группу на подгруппы. Ставит каждой из них определенную проблему, выносимую на семинарское занятие. После чего дает 15–20 минут для выработки ответа на поставленную проблему. Во время разрешения данного вопроса обучаемым не запрещается переговариваться в целях общего поиска ответа на поставленный вопрос.
После истечения установленного времени преподаватель организует обсуждение поставленных проблем. Поочередно выступают представители от каждой подгруппы.
Причем вначале обсуждается вопрос, который готовила первая подгруппа. После выступления основного докладчика выступают и представители этой и других подгрупп с уточнениями и дополняющими ответами. В конце обсуждения дает разъяснения преподаватель, отмечая полноту ответа, его правильность, на какие моменты следует обратить внимание. Только после того, когда решены все задачи, следует перейти к обсуждению второй проблемы и т. д.
II вариант. Не привязываясь к разработанному плану проведения семинарского занятия, преподаватель на самостоятельной подготовке предлагает каждому обучаемому выбрать проблему, которую он бы хотел рассмотреть. На обдумывание проблемы предоставляется 15–20 минут, она излагается письменно и передается преподавателю.
Собрав информацию, преподаватель отбирает из нее наиболее содержательные и емкие проблемы по данной теме и отдает по 2–3 проблемы каждой подгруппе для подготовки ответа.
На семинарском занятии он организует обсуждение данных по проблеме по уже изложенной выше методике.
г) Ролевой тренинг
Является одним из наиболее эффективных методов активного обучения. Более простой, чем другие игровые методы, он требует значительно меньших затрат времени и сил на разработку и проведение занятий.
Тренинг в обучении – это многократные тренировки обучаемых с целью отработки у них необходимых навыков и умений, а также важнейших профессиональных качеств.
Назначение тренингов:
– отработка практических навыков и умений слушателей;
– выработка у них эмоционально-волевой устойчивости, внутренней готовности и способности преодолевать трудности в решении коммуникативных, психолого-педагогических, познавательных проблем;
– поддержание в рабочем состоянии профессиональных навыков и умений.
Основные условия успешности проведения тренингов:
а) четкое и ясное знание преподавателем индивидуальных особенностей обучаемых;
б) глубокое понимание задачи и возможностей тренингов, приемов и способов их организации;
в) умение правильно организовать тренировочную деятельность и регулярно ее осуществлять;
г) соблюдение ряда обязательных условий: сначала отрабатывать точность, а затем – скорость; постоянство тренировок; увеличение нагрузок и вариантность упражнений; ясное понимание обучаемыми смысла тренировок и задач, которые необходимо решить на каждом этапе, и др.
Рассматриваемый метод дает хорошие результаты при анализе отдельных многоцелевых управленческих задач, которые решаются путем компромисса между участниками, имеющими различные ролевые цели.
С помощью этого метода можно имитировать, например, служебное совещание, причем обучаемые назначаются на роли различных участников совещания.
Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:
-  игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;
-   игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;
- в деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»;
-игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике»;
- деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.).
Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности. Отличительными достоинствами метода «деловая игра» являются многие факторы. Студенты испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения. Во время «деловой игры» происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умений. В этот момент, на мой взгляд, резко возрастает уровень использования наглядности на уроке, повышается производительность труда преподавателя и студента. Большую роль играют и межпредметные связи с общеобразовательными и специальными дисциплинами, что позволяет студентам получить более прочные знания сразу по нескольким предметам. Огромное внимание при данной технологии проведения занятия уделяется логической подаче учебного материала, что значительно повышает уровень знаний студентов. Применение на занятиях метода «деловая игра» дает свой положительный результат: студенты более активно и с наивысшим интересом принимают участие во всех конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и викторинах, и, что не менее важно, проявляют повышенный интерес к своей будущей профессии.
Таким образом, игровые методы обучение позволяют преподавателю: 1)развивать у студентов коммуникативные умения и навыки;
2) приучать работать в команде;
3) обеспечивать студентов необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;
4) вести грамотный диалог (диспут) преподаватель — студент;
5) благодаря смене форм деятельности, способствует снятию нервной нагрузки студента, расположить его к диалогу и действию.
Анализ применения на своих уроках одного из активных методов обучения «деловой игры» показал, что все это способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к их профессиональной деятельности в современный период, и это лишь один из методов, который можно использовать в новых образовательных технологиях.
ТО: Деловая игра – это в определенном смысле репетиция будущей профессиональной деятельности. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.
Использованная литература:
Мочалова Н.М. Педагогические теории, системы, технологии обучения. Учебно-метод. пособие. Казань. 2000,-153 с.
Педагогические технологии в проф. образовании: Сборник методических разработок, часть 2 –Уфа: РИО РУНМЦ МОРБ, 2006 -224 с.бное пособие для преп. –М.: Мастерство, 2001.- 272 с.
Сёмушкина А.А. Содержание и технологии обучения в ССУЗ: УчИнтернет-источник: http://www.prepodi.ru/praktika-pedagoga/problem-obytenie/1170-metodu?showall=1