Экзаменационная работа по курсам повышения квалификации


Министерство образования науки Волгоградской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Волгоградская государственная академия последипломного образования
(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)
_____________________________________________________________________
Кафедра коррекционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования
Экзаменационная работы
Предмет: коррекционная педагогика и специальная психология
«Формирование связного высказывания описательно-повествовательного типа на уроках развития речи у учащихся классов со сложной структурой дефектов посредством интерактивных упражнений»

Работу выполнила:
Слушатель курсов №182
Кравченко Светлана Васильевна
Учитель классов со сложной структурой дефекта
ГКС(к)ОУ «Котовская С(к)ОШИ»
Волгоградская область
Волгоград - 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ……. 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ ………………………3
Актуальность опыта ……………………………………………………..3
Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте ………………..4
Педагогические средства, используемые в опыте ……………………4
Технология опыта ………………………………………………………..5
Результативность опыта ………………………………………………..13
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА В МАССОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ …………………………………… 17
Условия функционирования опыта …………………………………...17
Теоретико-практические основы опыта ………………………………18
Перспективы и возможности использования опыта в массовой общеобразовательной практике ………………………………………19
Рекомендации будущим пользователям………………………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………21
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………22
ИНФОРМАЦИОННО – СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ
Тема опыта: Формирование связного высказывания описательно-повествовательного типа на уроках развития речи у учащихся классов со сложной структурой дефекта посредством интерактивных игр.
Автор опыта: Кравченко Светлана Васильевна
Должность автора: учитель классов со сложной структурой дефекта
Место функционирования опыта: ГКС(к)ОУ «Котовская С(к)ОШИ»
Волгоградская область, г. Котово, ул. Чапаева, дом 3, (8-84455-4-11-93).
Разновидность опыта: рационализаторский
Материалы, иллюстрирующие опыт:
Опыт представлен описанием и следующими приложениями:
Приложение 1: Календарно-тематическое планирование
Приложение 2: Набор интерактивных упражнений
Приложение 3: Фотография использования интерактивного упражнения на формирование лексического базиса связной речи
Приложение 4: Фотография использования интерактивного упражнения на исключение «лишнего» предмета
Приложение 5: Фотографии использования интерактивных упражнений на формирование грамматического базиса связной речи
Приложение 6: Итоговая таблица по составлению загадки
Приложение 7: Фотографии использования приема описания предмета по выполненному рисунку
Приложение 8: Фотография использования интерактивной схемы наглядного моделирования для составления описательного рассказа
Приложение 9: Фотография использования интерактивной доски как предмета изучения
Приложение 10: Диагностическая методика «Назови слова»
Приложение 11: Диагностическая методика «Ответь на вопросы»
Приложение 12: Диагностическая методика «Расскажи по картинке»
Приложение 13: Результаты диагностики «Назови слова»
Приложение 14: Результаты диагностики «Ответь на вопросы»
Приложение 15: Результаты диагностики «Расскажи по картинке»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.Актуальность
Работая в классах со сложной структурой дефекта, я столкнулась со множеством трудностей в обучении данных воспитанников. Одна из которых, неумение не только ясно и правильно высказываться, но и просто говорить, повторять простые слова и предложения. Неумение связно выражать свои мысли оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию учащихся. Исходя из основной проблемы школы: «Создание коррекционно-развивающей среды для формирования социально устойчивой и социально адаптированной личности», я считаю, что данная тема актуальна для многих педагогов нашей школы. Обучать этому необходимо всегда и везде, а тем более на уроках развития речи, работая с описательно – повествовательными высказываниями. Наряду с традиционными методами и приёмами, я решила использовать современный метод – интерактивные упражнения, который создаёт более благоприятную среду для обучения, реализуя следующие принципы:
Принцип многогранности (рассмотрение большего числа граней предмета обучения);
Принцип увлекательности;
Принцип продуктивности (способствуют развитию всех когнитивных процессов);
Принцип персонализации (поддерживают более внимательное и вдумчивое отношение ученика к себе самому как к учащемуся);
Принцип рефлексии (учат детей оценивать свои результаты, обнаруживать трудности и проблемы).
Интерактивные упражнения – это возможность сделать обычный урок развития речи необычным, это многообразие форм и приёмов деятельности, это наглядность и результативность обучения.
2. Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте
Основная цель - формирование у учащихся классов со сложной структурой дефекта умений и навыков описательно-повествовательных высказываний на уроках развития речи и окружающего мира посредством интерактивных упражнений.
Использование интерактивных упражнений на уроках развития речи и окружающего мира, способствующих формированию связного высказывания описательно-повествовательного типа, эффективно решает следующие задачи:
- Формирование и развитие лексических навыков в описательно-повествовательной речи.
- Формирование и развитие грамматического базиса связной речи.
- Усвоение норм правильного построения разных типов предложений, согласованию слов в предложении, построение предложений в тексте.
- Активизация психических процессов: восприятия, памяти, воображения, мыслительных процессов, тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
3.Педагогические средства, используемые в опыте
Опыт работы по формированию связного высказывания описательно-повествовательного типа на уроках развития речи и окружающего мира позволил выбрать в качестве основного педагогического средства – интерактивные упражнения. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана связного высказывания.
4.Технология работы
Формирование связного высказывания описательно-повествовательного типа посредством интерактивных упражнений у учащихся классов со сложной структурой дефекта осуществлялось на каждом уроке развития речи и окружающего мира в 5 классе в соответствии с календарно-тематическим планированием (приложение 1). Набор интерактивных упражнений представлен в приложении 2.
В лингвистической и методической литературе связная речь определяется как смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), которое отражает все существенные стороны своего предметного содержания и обеспечивающее общение, и взаимопонимание людей. Связное высказывание описательного типа – это сообщение в виде перечисления существенных и второстепенных признаков, качеств, действий того или иного объекта. Связное высказывание повествовательного типа – это сообщение о последовательности развития тех или иных событий.
Учитывая данные определения, а также принцип построения связного сообщения от слова к словосочетанию, от словосочетания к предложению и от предложения к тексту, работа по формированию связного высказывания описательно-повествовательного типа осуществляется по следующим основным этапам:
I этап - Формирование лексического базиса связной речи.На данном этапе происходит, прежде всего, обогащение знаний и представлений учащихся об объектах, их качествах и свойствах, а также о доступных им пониманию явлений природы и общественной жизни. В решении задач формирования словаря на первое место я выдвигаю работу над смысловой стороной слова, так как понимание учащимися значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Использую следующие виды словарной работы на уроке, обеспечивающие многократное повторение учащимися нового слова в различных вариантах:
рассматривание объекта и установление его назначения;
называние деталей объекта;
определение обобщающего понятия;
подбор качественных прилагательных к объекту (какой предмет?);
подбор относительных прилагательных (из чего сделано?);
подбор притяжательных прилагательных (чей?);
подбор синонимов, антонимов;
определение характерного действия по предъявляемому объекту;
подбор близких по значению слов-действий;
образование звукоподражание;
подбор качественных наречий (как?);
подбор наречий времени (когда?).
Многие виды работы отрабатываю на уроке посредством интерактивных упражнений (игр-заданий). Например, в игре «Слово-действие» перед каждым вариантом задания звучит инструкция: «Оживи картинку. Подбери к предмету действие. Составь предложение из двух слов». Игра-упражнение «Следопыт», в ходе которой учащимся предлагается называть предмет и его части и указывать на недостающую часть предмета. В интерактивной игре «Подзорная труба» дети выявляют признаки объекта и подбирают объекты с похожими признаками (приложение 3). Можно использовать интерактивное упражнение на исключение «лишнего» предмета (приложение 4). Так, «новое» слово само собой возникает в речи учащихся вследствие проявления повышенной активности и заинтересованности детей в выполнении интерактивных заданий.
II этап - формирование грамматического базиса связной речи.Формирование грамматического строя речи рассматривается в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. На данном этапе использую следующие виды работы:
образование множественного числа;
образование словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных и некоторых глаголов);
согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
словообразование (уменьшительно-ласкательное);
употребление простых и сложных предлогов (в, на, с, над, под, из, между, около, из-за, из-под). Т.Б.Филичева отмечает, что для освоения грамматики важна самостоятельная деятельность ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающие более легкое и прочное запоминание нужной информации. Учитывая это, я на данном этапе также использую интерактивные игры-упражнения. Например, интерактивные упражнения «Что одно, а чего много?», «Чего (кого) не стало?», «Что с чем», «Чья вещь», «Что на чем», «Что - куда», «Где – что» (приложение 5). На интерактивной доске учащиеся выполняют следующее упражнение: «Поставить слова «маленький», «средний» и большой» рядом с соответствующими объектами и составить нужные словосочетания». Игра «Покажи и назови с какого дерева?» К схематическому изображению дерева дети подбирают листья и плоды. Для учащихся интересным и увлекательным является задание в интерактивной игре «Украсим картину». В ходе, которой дети украшают картину какими-нибудь элементами, определяя и называя их место расположения. В качестве упражнения на словообразование детям предлагается осуществить поиск среди вариантов словообразовательных моделей единственно верный.
Использование подобных интерактивных упражнений приводит к правильному употреблению учащимися грамматических форм в связной речи описательно-повествовательного типа.
III этап - формирование синтаксического базиса связной речи.
Для создания учащимися самостоятельного высказывания особое значение приобретает работа над синтаксисом. Здесь на первый план выступает задача обучение учащихся правильному построению разных типов предложений и согласованию слов в предложении. Решению этих задач способствуют различные виды работ:
составление простого нераспространенного предложения;
составление простого распространенного предложения;
составление сложносочиненных предложений;
составление сложноподчиненных предложений.
Данный этап я также реализую с помощью мультимедийных игр, заданий и упражнений. Так, например, в интерактивном упражнении «Волшебники» даются слова или картинки (мяч, игра, мальчик, девочка), с помощью которых предлагается составить предложение: "Мальчик и девочка играли в мяч". Игра-задание «Добавь словечко». Ученикам предлагается распространить предложения путем добавления одного слова (используя интерактивные картинки или зарисовки): Например: «Дети катаются на санках. Зимой дети катаются на санках. Зимой дети катаются на санках с горы». Составлению сложносочиненных предложений способствуют интерактивные упражнения «Два друга»: учащимся предлагается сравнить два объекта и одним предложением ответить на вопрос. Например, «Каковы по величине яблоко и арбуз? - Арбуз большой, а яблоко маленькое». Упражнение «Скрепочка»: учащимся дается два предложения: "Пошел сильный дождь. Все дети побежали домой", подкрепленные картинками, и предлагается составить из них одно предложение: "Пошел сильный дождь, и все дети побежали домой". Использую и такие интерактивные задания: определи, что было сначала, а что потом (Сначала выпал снег, а потом дети начали лепить снеговика).
IV этап – составление связного высказывания описательно-повествовательного типа.На данном этапе использую следующие виды работ:
составление описания объекта;
составление рассказа по сюжетной картинке;
составление рассказа по серии картинок;
пересказ текста;
составление загадок;
составление описания объекта по выполненному рисунку.
Интерактивная игра-задание «Перескажи рассказ». На экране представлен ряд картинок. Детям дается инструкция: «Рассмотрите картинки. Послушайте рассказ. Расставьте картинки в последовательности рассказа. Перескажите рассказ с опорой на картинки».
Упражнение «Составь загадку». Для составления загадки выбирается объект. Далее вместе с учащимися подбираем образные характеристики по заданным признакам, схематически их изображаем на интерактивной доске. После этого дети читают загадку. (Например, это насекомое, с разноцветными крыльями, питается нектаром и пыльцой). После того, как дети научились составлять подобные описательные загадки, перехожу к следующему варианту составления загадок по принципу «Какой? – Что бывает таким же?». Детьми даются образные характеристики по заданным педагогам признакам. Данные характеристики записываются схематически (рисунком или буквой) в левой части таблицы (приложение 6) на интерактивной доске (например, какой самовар по цвету? – блестящий, какой самовар по действиям? – шипящий, какой самовар по форме? – круглый). Затем все вместе подбираем сравнения и вносим их в правую часть таблицы (например, что бывает блестящим? – монета, что бывает шипящим? – вулкан, что бывает круглым? – арбуз). После заполнения таблички учащиеся читают загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий монета
Шипящий вулкан
Круглый арбуз
Приём описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения учащимися навыков самостоятельного описания. После самостоятельного выполнения учащимися рисунка какого-либо объекта на интерактивной доске, ребятам предлагается дать его описание по определённому плану (приложение 7).
Существенные трудности при построении связного высказывания описательно-повествовательного типа отмечаются у детей, прежде всего, на уровне планирования его содержания. Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) выступают символы разнообразного характера: геометрические фигуры или символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы). Знания о предмете мы получаем через сенсорные каналы – зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Часть модели рассказа включает соответствующую символику: символы глаз, ухо, рука, рот. Если предмет живой – добавляются местонахождение (жилище) предмета, способ передвижения. Логические признаки обозначает вопрос (?), признаки польза – вред обозначаются соответственно знаками (+) или (-).
Я использую интерактивные схемы наглядного моделирования для составления описательных и сравнительных рассказов для таких групп предметов, как одежда, животные, овощи и фрукты, ягоды, посуда и другие. Пример интерактивной схемы наглядного моделирования представлен в приложении 8.
Анализируя результаты проведённой работы, я сделала вывод, что использование интерактивных схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Как показывает практика, по мере того, как навык описания совершенствуется, дети начинают терять интерес к составлению связных высказываний описательно-повествовательного типа. С другой стороны, отказ от схемы немедленно приводит к затруднениям: целиком удержать в памяти план из шести-семи пунктов наши учащиеся не могут. Таким образом, я продолжаю использовать интерактивные схемы, но не готовые, а составленные детьми – проводим на занятии игры «Собери круг» и «Солнышко». В интерактивной игре «Собери круг» детям предлагается выбрать сектора, на которых изображены элементы рассказа, сложить их в круг и составить рассказ. Аналогично проводится игра «Солнышко»: дети подбирают к солнечному кругу – центру рассказа – «лучи» с символами и пиктограммами, которые помогут рассказать о том или ином предмете. При этом детям предоставляется самостоятельность в выборе элементов рассказа и последовательности, в которой будет проходить описание.
В связи с временными ограничениями работы учащихся с компьютером и интерактивной доской на уроке, дальнейшая работа по формированию связного высказывания описательно-повествовательного типа продолжается на уроке в процессе взаимодействия детей с педагогом, дидактических игр.
На внеклассных мероприятиях, во внеурочное время вокруг интерактивной доски у учащихся происходит более интенсивное общение друг с другом, чем в других зонах классной комнаты. Дети обсуждают то, что они хотят «нарисовать», где разместить картинку. Они поправляют друг друга и сотрудничают при выполнении задачи, которую сами себе ставят. В процессе такого взаимодействия также происходит дальнейшее развитие связной речи учащихся.
Следует отметить, что одни и те же интерактивные упражнения использовались для работы с разным тематическим материалом. И, наоборот, один и тот же тематический материал является содержанием разных интерактивных упражнений. Это обстоятельство делает такие интерактивные упражнения особенно продуктивными. Использование этого метода обучения имеет еще одно положительное качества: в содержании упражнений входит не только новый, но и ранее усвоенный речевой материал, а это создает возможность активного повторения и сопоставления нового материала с прежним.
Интерактивные упражнения дают учащимся возможность:
слышать любое написанное слово или рассказ;
связывать картинку, написанное слово и записанное его звучание (угаданную связь всегда можно проверить);
создавать (записывать) предложения словами, соединенными соответствующими картинками или сочетанием слов и картинок;
реконструировать предложения, расставляя слова в правильном порядке;
вводить (с помощью рисунков) новые картинки и составлять на интерактивной доске новые слова;
играть со словами и фразами;
записывать короткие тексты с помощью слов и картинок и т.д.
Следует отметить, что интерактивные упражнения и интерактивная доска являются как средствами обучения и средствами коррекции, так и предметом изучения. Учащиеся овладевают минимальной компьютерной грамотностью. Дети учатся пользоваться интерактивной доской: без труда находить нужные кнопки, применять необходимые операции. Этот момент прослеживается на каждом уроке развития речи и окружающего мира (приложение 9).
5. Результаты опыта
Чтобы убедиться в эффективности предложенной системы обучения на уроках развития речи и окружающего мира у учащихся классов со сложной структурой дефекта, в течение двух лет проводился мониторинг уровня сформированности связного высказывания описательно-повествовательного типа у детей одной группы.
Цель мониторинга: Проследить и сравнить динамику сформированности связного высказывания описательно-повествовательного типа у учащихся экспериментальной группы, обучающихся с применением интерактивных упражнений и по традиционной системе.
Задачи мониторинга:
1.Определить у учащихся уровень сформированности связного высказывания описательно-повествовательного типа.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Дать оценку эффективности представленной системы работы на уроках развития речи и окружающего мира.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс на уроках развития речи и окружающего мира в 4 / 5 классе со сложной структурой дефекта за 2011 – 2012, 2012 – 2013 учебный год.
Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие формирование связного высказывания описательно-повествовательного типа на уроках развития речи.
Респонденты: учащиеся 4 / 5 класса со сложной структурой дефекта, в количестве 5 человек.
Методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, тестирование.
Методики исследования: диагностические методики Немова Р.С. «Назови слова» (приложение 10), «Ответь на вопросы» (приложение 11), «Расскажи по картинке» (приложение 12).
Процедура обследования: диагностическое обследование проводилось индивидуальным способом, в несколько приемов. Все задания предлагались последовательно. Динамические наблюдения за состоянием речи осуществлялось в течение всего периода экспериментального исследования. В ходе исследования было проведено четыре диагностических среза за 2011 – 2012, 2012 – 2013 учебные года: в начале каждого учебного года и в конце каждого учебного года.
Результаты исследования: Результаты исследования представлены в приложениях 13, 14, 15.
По итогам диагностического обследования в конце 2011 – 2012 учебного года у большинства учащихся (60%) остается довольно слабым словарный запас. Многие дети знают названия предъявляемых предметов, но они в пассивном словаре. Владеют некоторыми обобщающими понятиями. Подбирают к существительным не более двух признаков. Не умеют образовывать относительных и притяжательных прилагательных. Основная часть учащихся (80%) имеют ниже среднего уровень развития грамматического базиса связной речи. Дети умеют образовывать множественное число существительных, но допускают ошибки. Употребляют простые предлоги («в», «на», «с»). Образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Допускают много ошибок в образовании существительных. Практически все дети (80%) в конце 2011 – 2012 учебного года показали ниже среднего уровень сформированности связного высказывания описательно-повествовательного типа. Дети составляли предложения, описательно-повествовательный рассказ по картинке, но с помощью наводящих вопросов.
По итогам диагностического обследования в конце 2012 – 2013 учебного года большинство учащихся (60%) имеют средний уровень развития активного словарного запаса. Дети знают названия предъявляемых предметов, называют их части. Умеют объединять предметы в группы, пользуются обобщающими словами-понятиями, но ошибаются в определении существенных признаков родового понятия. Умеют образовывать относительные прилагательные, называют антонимы. Подбирают к существительным по три признака предметов. Глагольный словарь не в полном объеме: не называют близкие по значению слова. Стало большее количество учащихся (60%) имеющих средний уровень развития грамматического базиса связной речи. Эта группа детей умеют образовывать множественное число существительных, согласуют прилагательные с существительными. Употребляют предлоги: «над», «под», «из», «между», «около». Образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Могут иногда допустить ошибки в образовании существительных. Основная часть учащихся (80%) в конце 2012 – 2013 учебного года показала средний уровень сформированности связного высказывания описательно-повествовательного типа. Данная группа детей самостоятельно составляют предложения и рассказ по картине. Иногда необходима помощь педагога в установлении последовательности рассказа. Слабо используют средства выразительности.
Проводя сравнительный анализ результатов диагностического обследования основных компонентов связного высказывания описательно-повествовательного высказывания у учащихся 4 / 5 класса со сложной структурой дефекта можно сделать следующие выводы:
- используемые в течение 2011 – 2012 учебного года традиционные методы и приемы на уроках развития речи способствовали незначительной положительной динамике в развитии навыков составления связного высказывания описательно-повествовательного типа у учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта;
- результаты диагностического обследования за 2012 – 2013 учебный год позволяют констатировать статистически значимые положительные сдвиги в развитии навыков составления связного высказывания описательно-повествовательного типа у учащихся 5 класса со сложной структурой дефекта. А достигнуто это было благодаря использованию на уроках развития речи интерактивных упражнений.
Было отмечено, что в процессе работы над интерактивным упражнением у учащихся развиваются практически все виды универсальных учебных действий. Выделим только главные из них:
Личностные УУД – в первую очередь, повышается учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, следствием этого является повышение у учащихся познавательной активности и мотивации учения; ориентация учащихся на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД  – принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив.Познавательные УУД - владение алгоритмом построения описательно-повествовательного высказывания; активизация психических процессов: восприятия, памяти, воображения, мыслительных процессов.
Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.
Даже неполное перечисление формируемых УУД в работе с интерактивными упражнениями на уроке развития речи дает представление о том, какие изменения постепенно происходят в личностном развитии учащихся.
Проблемы:
Трудности при переключении внимания учащихся
Обучение некоторых детей, по данной системе работы, затруднено в силу их диагноза (Аня З. имеет нарушения органов слуха).
Общие выводы: Все поставленные задачи были выполнены. Данный мониторинг показывает эффективность применения интерактивных упражнений на уроке развития речи и окружающего мира в классе со сложной структурой дефекта для формирования связного высказывания описательно-повествовательного типа. Использование данного нетрадиционного метода позволяет использовать учащимся все каналы восприятия, создают условия для более прочного усвоения компонентов связного высказывания описательно-повествовательного типа, повышают мотивацию к вербальным формам деятельности, способствуют развитию познавательной активности, создают ситуацию успеха в деятельности. Найден такой механизм обучения, который позволяют достичь образовательных целей наиболее эффективным, естественным и творческим способом.
Рекомендации:
- продолжить работу по данной системе обучения с этими же учащимися;
- продолжить мониторинговую деятельность по данному направлению.
III. Перспективы использования опыта в массовой педагогической практике
Условия функционирования опыта
Опыт функционирует в ГКС(к)ОУ «Котовская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа- интернат VIII вида».
Урок развития речи и окружающий мир проводится 2 раза в неделю. Продолжительность уроков в данной школе – 40 минут. Уроки проводятся в кабинете для класса со сложной структурой дефекта, со стандартным набором оборудования, приспособлений и инвентаря. В классе имеется интерактивная доска, компьютер. Учащиеся обучаются по программе специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/
В экспериментальной группе 5 учащихся, из них 4 девочки и 1 мальчик.
Характеристика состава класса по клинико-патогенетической классификации умственной отсталости Певзнер М.С.:
1. Олигофрения с нарушением функций анализаторов: Аня З. (локальные дефекты слуха); Настя П. (локальные дефекты слуха)
2. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью: Даша Д.; Ваня В.; Настя П.
3. Олигофрения с психопатоподобными формами поведения: Вика Б.
Учебно-методическая база по предлагаемой теме содержит:
- диски с интерактивными играми;
- пакет диагностических процедур;
- мониторинг уровня развития описательно-повествовательной речи учащихся.
Автор опыта имеет высшее образование, I квалификационную категорию, должность учитель. Стаж работы в данной школе - 15 лет.
Теоретико-практические основы опыта
Методологической и теоретической базой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я. С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.). В основу опыта были положены: разработанный Т.Д.Ладыженской принцип последовательности формирования отдельных умений и навыков связной речи; концепция Ж.Пиаже «Монологическая речь как речь эгоцентрическая»; концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); Л.С. Выготский «Учение о зоне ближайшего развития». Методика развития связной речи, разработанная В.В. Коноваленко и О.С. Гомзяк.
Перспективы и возможности использования опыта в массовой общеобразовательной практике
Описанный опыт может быть полезен:
- для педагогов специальных (коррекционных) школ V, VII, VIII видов: логопедам, учителям начальных классов, учителям классов со сложной структурой дефекта;
- для воспитателей и логопедов дошкольных учреждений;
- для логопедов и учителей начальных классов массовых общеобразовательных школ.
Рекомендации будущим пользователям
Использование данного опыта работы не представляет особых трудностей. Однако необходимо соблюдать определённые условия:
Интерактивные упражнения являются более продуктивными в том случае, когда они нацелены на определённый материал, требующий усвоения, и проводятся так, что данному материалу обеспечивается наибольшая повторяемость.
Интерактивные упражнения должны строиться так, чтобы для учащихся они имели бы свою логику, выглядели бы практически целесообразными.
Интерактивные упражнения необходимо использовать с учетом возможностей каждого ученика, строго дозировать объем речевого материала для каждого занятия с учетом степени новизны и доступности грамматических конструкций.
Интерактивные упражнения должны протекать с полной активностью всего состава учащихся класса.
В интерактивных упражнениях должны быть предусмотрены речевые образцы для оформления правильных по существу ответов.
Интерактивные упражнения не следует рассматривать как способ или средство подавления или вытеснения других видов деятельности.

Список литературы
Бойкова С.Б. Развитие лексики и грамматического строя у доршкольников. - СПб: Каро, 2005
Волкова Г.А. Методика психологического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики . – СПб.: Детство – Пресс, 2009
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1984
Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. – № 2.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1970
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: Просвещение, 2000 г.
Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников — М.: Просвещение, 1972.
Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего до школьного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. — 2005. — № 6.
Лебедева Л.М. Повышение результативности профессиональной деятельности педагогов на основе использования современных образовательных технологий // Вестник Гум. института ТГУ. 2012. №2.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Ткаченко Т.А. Символика для речевого развития. – М.: Эксмо, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РАЗДЕЛЫ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Лето. Летние каникулы.
Наша школа. Пришкольный участок.
Осень. Труд людей осенью.
Весна. Труд людей.
Зима. Труд людей. Зимние забавы.
Дикие животные:
Овощи: (редис, картофель, капуста, свёкла, горох)
Фрукты (лимон, апельсин).
Ягоды (рябина, клюква, клубника, малина).
Птицы: ворона, воробей, грач, скворец, снегирь, сорока, синица, дятел.
Насекомые: жук, бабочка, муравей, муха.
Домашние животные: коза, овца, кролик.
Охрана здоровья. Гигиена.
Комнатные растения (хлорофитум, сансевьера, сингониум, плющ)
Одежда. Уход.
Обувь. Уход.
Растения (Раннецветущие: подснежник, медуница, мать-и-мачеха.)
Кустарники (крыжовник, малина)
Деревья (ель, сосна, берёза, клён)
Домашние птицы (курица, утка).
Рыбы: щука.
Посуда.
ПДД
Транспорт
Грибы
Цветы (астра, календула)
Бахчевые (дыня, арбуз)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
НАБОР ИНТЕРАКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
(CD – диск)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ФОТОГРАФИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО БАЗИСА СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ФОТОГРАФИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО УПРАЖНЕНИЯ НА ИСКЛЮЧЕНИЕ «ЛИШНЕГО» ПРЕДМЕТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ФОТОГРАФИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО БАЗИСА СВЯЗНОЙ РЕЧИ


ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДКИ
Самовар

ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ФОТОГРАФИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА ПО ВЫПОЛНЕННОМУ РИСУНКУ


ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ФОТОГРАФИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ СХЕМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ФОТОГРАФИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ КАК ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «НАЗОВИ СЛОВА»
Цель: определение запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.
Процедура обследования: Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой группе.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
9. Характерное действие по предъявляемому предмету.
10. Образование звукоподражания.
Обработка результатов:
Уровень развития словаря Критерий оценки
Низкий Некоторые части предметов знает, но не обобщает. Не подбирает признаков к предмету, не образует притяжательных, относительных прилагательных, не называет антонимы, наречия
Ниже среднего Многие названия предметов знает, но они в пассивном словаре. Владеет некоторыми обобщениями. Подбирает к существительным не более двух признаков. Не образует относительных и притяжательных прилагательных.
Средний Называет части предметов. Объединяет предметы в группы, пользуется обобщающими словами-понятиями, но ошибается в определении существенных признаков родового понятия. Образует относительные прилагательные, называет антонимы. Подбирает к существительным три признака предмета. Глагольный словарь не в полном объеме: не называет близкие по значению слова.
Достаточный Называет части предметов. Объединяет предметы в группы, пользуется обобщающими словами-понятиями, определяет существенные признаки родового понятия. Образует относительные прилагательные, называет антонимы. Подбирает к существительным более трех признаков предмета. Называет близкие по значению слова. Подбирает качественные наречия и наречия времени.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
«ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»
Цель: определение уровня сформированности грамматического строя речи.
Процедура обследования: Взрослый предъявляет ребенку предметные и сюжетные картинки и по ним задает вопросы следующего характера:
Образование множественного числа существительных (лист – листья, ухо – уши, дерево – деревья, утенок – утята).Образование предложно-падежных форм (Куда идет девочка? Откуда выйдет девочка? Куда прячутся ребята?)Определи место расположения предмета
Согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями (синий чайник, синяя чашка, синее небо, синие васильки; посчитай – 1 машина, 2 машины и т.д.)Словообразование (назови ласково, назови профессию).
Обработка результатов:
Уровень сформирован-
ности грамматичес-
кого строя речи Критерии оценки
Низкий Изредка образует множественное число существительных. Грубые ошибки при согласовании слов. Словообразование на элементарном уровне.
Ниже среднего Образует множественное число существительных, но допускает ошибки. Употребляет простые предлоги (в, на, с). Образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Допускает много ошибок в образовании существительных.
Средний Образует множественное число существительных, согласует прилагательные с существительными. Употребляет предлоги: над, под, из, между, около. Допускает ошибки в образовании относительных прилагательных.
Достаточный Владеет способами словообразования притяжательных прилагательных и существительных. Не допускает ошибок при словоизменении. Употребляет сложные предлоги: из-за, из-под.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
«РАССКАЖИ ПО КАРТИНКЕ»
Цель: определение уровня сформированности связного высказывания описательно-повествовательного типа
Процедура обследования: Взрослый предъявляет ребенку сюжетную картинку ( потом серию картинок). Далее ребенку дается 2 мин. Для того, что бы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то взрослый разъясняет и специально обращает его внимание на это. После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней.
Обработка результатов:
Уровень развития связной речи Критерий оценок
Низкий Составляет простые нераспространенные предложения
Ниже среднего Составляет предложения, рассказ по картинке, но с помощью наводящих вопросов.
Средний Самостоятельно составляет предложения по картинке, рассказы по сюжетной картинке и серии картинок. Слабо использует средства выразительности
Достаточный Самостоятельно составляет предложения по картинке, рассказы по сюжетной картинке и серии картинок. Хорошо использует средства выразительности


ПРИЛОЖЕНИЕ 13
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ «НАЗОВИ СЛОВА»
Уровни 2011 – 2012 у.г. 2012 – 2013 у.г.
Начало года Конец года Начало года Конец года
Низкий 80% 20% 40% -
Ниже среднего 20% 60% 60% -
Средний - 20% - 60%
Достаточный - - - 40%

ПРИЛОЖЕНИЕ 14
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»
Уровни 2011 – 2012 у.г. 2012 – 2013 у.г.
Начало года Конец года Начало года Конец года
Низкий 80% 20% 40% -
Ниже среднего 20% 80% 60% 20%
Средний - - - 60%
Достаточный - - - 20%

ПРИЛОЖЕНИЕ 15
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ «РАССКАЖИ ПО КАРТИНКЕ»
Уровни 2011 – 2012 у.г. 2012 – 2013 у.г.
Начало года Конец года Начало года Конец года
Низкий 100% 20% 60% -
Ниже среднего - 80% 40% 20%
Средний - - - 80%
Достаточный - - - -