Доклад на тему: Виды дидактического материала для развития индивидуальности личности.


ШМО учителей начальных классов
МОУ СШ № 2 г. Богородицка
Виды дидактического материала для развития индивидуальности личности.
(Заседание №2. Тема: Личностно – ориентированные технологии, способствующие формированию благоприятной образовательной среды в начальной школе по требованиям ФГОС.) С внедрением в педагогическую практику ФГОС изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающихся, стимулирования их к самостоятельному приобретению знаний, вопросам воспитания активной, сознательной, ответственной личности, способной быть субъектом тех перемен, которые происходят во всех сферах социума.
         Сегодня главная задача школы заключается в организации такого образовательного процесса, который бы способствовал формированию индивидуального стиля жизни, обеспечивал условия для развития у обучающихся качеств, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни, свое мировоззрение. Отсюда большое значение придается активным формам организации учебного процесса, например дидактическим играм, которые позволяют  активизировать познавательную деятельность обучающихся и обеспечивают развитие индивидуально - личностных качеств  и социальных компетенций.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Целью дидактических игр является  развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.), а также формирование положительных личностных качеств. 
Дидактические игры, прежде всего, направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Неотъемлемым элементом дидактических материалов является игровое действие , и  внимание обучающегося направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя начинает выполнять обучающую задачу. Поэтому задания представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.
В процессе игрового  обучения  решаются следующие задачи:
формирование и развитие психических процессов у обучающихся;
формирование коммуникативных навыков;
формирование положительных личностных качеств обучающихся.
         Решение данных задач, в свою очередь, помогает более эффективно развивать младших школьников.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1.игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2.настольные - печатные;
3.словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач.
В играх с предметами младшие школьники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм. В данном виде дидактических игр широко используются разнообразные игрушки.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи.
( Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
- Подбор картинок по общему признаку - классификация. Здесь от учеников требуется обобщение, установление связи между предметами. Составление разрезных картинок (пазлы) направлено, на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, на развитие логического мышления.(ПРИМЕР ИГРЫ НА СТОЛЕ)
- Игра-описание, рассказ по картинке с показом действий, движений, направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и т.д.)
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Принято различать два основных типа игр:
- игры с фиксированными, открытыми правилами;
- игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
А также условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
- Игры-путешествия.
- Игры-поручения.
- Игры-предположения.
- Игры-загадки.
- Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами.
Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное.
Цель данного занятия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. В состав данного занятия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий.
Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".
Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы…?" или "Что бы я сделал...".
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора.Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Дидактическая  игра  может  быть  проведена  на  разных  этапах  урока:
в  начале  урока  цель игры: организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность;
в середине урока: дидактическая  игра  должна  решать  задачи  усвоения,  обобщения  или  повторении  учебного материала;
в  конце  урока: игра  должна  носить  поисковый  и  творческий  характер.
В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку.
Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей.
Самое главное - дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание , стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают , что учатся, познают , запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях , развивают фантазию.
Игровая  деятельность, используемая в целях воспитательно-образовательной работы со школьниками,  обеспечивает более полное овладение  ими социальным опытом, развивает  их личностные качества и корректирует недостатки. Как сказал доктор педагогических наук  А. Н. Граборов: «Нет ни одной способности, которая не подлежит усовершенствованию в игре. Все высшие чувства находят в игре благоприятную почву для своего развития».
Таким образом, можно сделать вывод, что использование  дидактических игр на уроках в начальной школе, является эффективным средством развития личности школьников.
Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "В творческих, доблестных делах человека - важнейший источник его роста" мотивация. ПРИЛОЖЕНИЕ
Настольно - печатные игры
Цель. Закрепление понятия "имя существительное", развитие умения обобщать. В этой игре формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Содержание игры.
В игре участвует весь класс. Учитель называет группы слов, предлагает заменить каждую группу одним словом и записать это слово в тетради. Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов.
Материал для игры:
1)Берёза, осина, дуб, сосна;
2)медведь, заяц, лось, волк;
3) дятел, воробей, скворец, аист;4) малина, смородина, земляника;5) футболис, хоккеист, волейболист;6) кресло, диван, стол, стул;7) молоко, хлеб, сахар, мясо;8) брюки, рубашка, кофта, платье;9) ботинки, сапоги, валенки, туфли;10) кукла, мяч, юла, барабан.
Игра «Незадачливый математик»
На доске записаны примеры с окошечками
2+6=? 1?8=9 ?-2=8 9?3=6
7-?=5 8+1=? 5+?=9 7+?=10
Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листики с записанными на них цифрами и знаками и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листиках. Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился: как же теперь ему быть? Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места. По вызову учителя дети выходят к доске, ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
Словесные игры.
В заданиях практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку.
Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей.
Игра "Попугайчики" развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:
Мы – не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.
Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.
"Добавь следующее".
(Хорошая игра для развития речи и памяти)
Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:
Слон.
Слон, тигр.
Слон, тигр, лев и т. д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.
"Кто у нас самый зоркий?"( игра нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся).
Игра начинается со слов:
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!
Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?).
Игра "Художник" (развивает внимание, наблюдательность и речь детей)
Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:
Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?
Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.
Игра "Составь меню для Робина-Бобина-Барабека" ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который "скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника".
Начинается игра со слов:
Изменился человек, Робин- Бобин- Барабек.
Ведь представьте- ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто ж из вас скорей узнает?
На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример "8 - 3", под рисунком моркови "7 + 1", под рисунком яблока "3 + 2" и т. д. Значит один из вариантов ответа: Робину-Бобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5), тогда в сумме получится 10.
Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.