Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие младших школьников

Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие младших школьников
Колесникова Е.Г.
г. Томск, МАОУ ООШ № 27,
учитель начальных классов

Аннотация
Информационные технологии дают замечательную возможность развиваться как ученику, так и учителю. Сейчас трудно представить современный урок без использования ИКТ. Создание презентаций к урокам, работа с интерактивной доской дает возможность учителю самостоятельно построить учебный урок исходя из особенностей своего класса, темы, предмета.

Ключевые слова:
Создание и использование презентаций, работа с интерактивной доской, компьютер.

В условиях введения ФГОС нового поколения компьютерные технологии более чем успешно входят в нашу жизнь и каждый современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на компьютере. Информационные технологии дают замечательную возможность развиваться как ученику, так и учителю. Сейчас трудно представить современный урок без использования ИКТ. Компьютер, мультимедийная презентация, интерактивная доска являются надежными помощниками на уроках, а использование в качестве проверки, закрепления знаний, первичного закрепления, диагностирования « Тест символов» является неотъемлемой частью урока. У маленького ребенка основной вид деятельности – игровой. Приходя в первый класс, большинство учащихся уже имеют первоначальные навыки владения компьютером. Поэтому современный ребенок, владеющий информационными технологиями, имеет совершенно другой стиль мышления и использование компьютера делает урок более насыщенным, интересным, познавательным. Повышается темп урока, увеличивается объем самостоятельной работы, урок имеет развивающее направление, а использование педагогом образовательных Интернет- ресурсов делает возможным для учащихся получение образования в соответствии с современными требованиями. [1]
 Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
1.создание презентаций к урокам;
2.работа с Интернет- ресурсами;
3.использование готовых обучающих программ.
Создание презентаций к урокам дает возможность самостоятельно построить учебный урок исходя из особенностей своего класса, темы, предмета. Это позволяет добиться максимального учебного эффекта.
Презентации позволяют учителю:
наглядно представлять материал;
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; [2]
Учащихся младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка общения, при которой ученики стремятся выразить свои мысли, они с желанием выполняют задания, проявляют большой интерес к изучаемому предмету. Представление объектов не текстовым описанием, а с помощью фото, видео, анимации, звука приносит наибольший результат своей красочностью и яркостью. Выполняя исследовательскую работу, ученик обязательно создает презентацию своей работы.
Презентации помогают ребенку наглядно представить учебный материал, быстрее понять новую тему, заинтересоваться изучаемым предметом. Создавая свои тесты, использую шаблон теста для начальной школы Д. Иванова, который  обладает возможностью исправлять допущенные учеником ошибки. Также тесты создаю в программе к интерактивной доске. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, схемы, активно вовлекать учащихся в процесс освоения учебного материала. Используя выход в Интернет, самостоятельно получаю нужную информацию. На электронной доске вместе с учениками добавляем, исправляем, делаем пометки, записываем мысли, какие-то идеи учащихся, таким образом составляем с учениками план урока. Можно отслеживать результаты учебной деятельности учеников. Готовые материалы распечатываются, сохраняются на магнитных носителях.   Также использую компьютерные обучающие игры при обучении русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению.
Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания детей, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость учащихся. Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной подачи материала,  занятия становятся интересными и развивается мотивация к учению.
Однако при работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:
не всегда педагог самостоятельно может справиться с техническими проблемами, возникшими при работе;
много времени уходит на подготовку к уроку интерактивной доски;
Использование « Электронного дневника» позволяет родителям быть в курсе успеваемости своего ребенка. Большинство учеников имеют свою электронную почту, и умеют ею пользоваться.
На уроках математики, русского языка компьютер выступает в роли мультимедийного пособия, средства диагностики и контроля. Его использую при изучении нового материала, обобщении, повторении. На уроках окружающего мира применяю диск для начальной школы «Природа и человек. Естествознание для начальной школы». Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными. Программа курса «Информатика» Е. П. Бененсона, («Перспективная начальная школа») также снабжена диском.
На уроках литературного чтения постоянно обращаемся к библиотеке электронных наглядных пособий, музыкальным произведениям, анимации.
Следя за здоровьем учащихся, применяю музыкальные физминутки из Интернета.
ИКТ в начальной школе способствует:
активизации познавательной деятельности школьников;
успешному усвоению учебного материала;
психическому развитию школьника;
стремлению к получению знаний.
Учитывая психологические особенности младших школьников, тщательно продумываю применение ИКТ на каждом уроке.
Использованная литература
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал « Начальная школа»№1, 2008
Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib )
3. Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)




Заголовок 215