Дидактические материалы по аудиторным видам самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык и литература

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»





ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО АУДИТОРНЫМ ВИДАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

специальности:
19.02.10 Технология продукции общественного питания;
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров;
09.02.04 Информационные системы (по отраслям);
43.02.10 Туризм.






Разработчик:
преподаватель гуманитарных
дисциплин Е.И. Богуш
В ходе изучения дисциплины «Русский язык и литература» используются следующие формы аудиторной самостоятельной работы:

1. Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.

Конспект – это краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов.

Цели конспектирования:
переработка информации и трансформации её вида;
выделение в тексте самого необходимого с целью решения определённой задачи, ответа на определённый вопрос;
эффективное запоминание научного текста;
создание структурной или понятийной модели проблемы, а также накопление информации.

Пример использования формы аудиторной самостоятельной работы на занятиях по русскому языку и литературе:
Подробный смешанный конспект лекции по теме 1.7. М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества М. Салтыкова-Щедрина. Сказки для детей изрядного возраста. Тематика сказок.

Форма руководства аудиторной самостоятельной работы преподавателем – выборочная проверка конспектов.

Литература:
1) Литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. ; под ред. Г.А. Обернихиной. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
2) Антонова Е.С. Русский язык : учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.

2. Составление хронологической таблицы – это составление таблицы одновременности происходящих событий, один из способов систематизации исторических явлений. Она наглядно демонстрирует последовательность литературных событий, позволяет упорядочить полученные знания, выявить связь между историческими фактами, увидеть известные феномены под новым углом зрения, охватить единым взглядом большое поле явлений, сделать выводы об их взаимосвязи.

Цель составления хронологической таблицы: показать последовательность историко-литературных событий и явлений в жизни писателя, протяженность их во времени.

Пример использования формы аудиторной самостоятельной работы на занятиях по русскому языку и литературе:
Хронологическая таблица по теме 1.8. Ф.М. Достоевский. Встреча с Ф.М. Достоевским, мыслителем, художником и человеком. История создания романа «Преступление и наказание».

Пример и алгоритм составления хронологической таблицы:
Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять хронологическую таблицу.
Читая второй раз, выделите основные события, которые войдут в хронологическую таблицу.
Подготовьте в конспекте основу таблицы. Обычно, она выглядит следующим образом:
Дата
Событие




        Строчек в таблице может быть столько, сколько дат и событий вы запишите.
Читая биографию Ф.М. Достоевского и историю создания романа «Преступление и наказание» еще раз, заполните таблицу.
Выписывайте в хронологическую таблицу только те события, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.
Первая дата в таблице – это дата рождения писателя, а последняя – дата смерти.
После таблицы возможно сделать вывод.

Формы руководства аудиторной самостоятельной работы преподавателем:
разработка заданий;
создание поисковых ситуаций;
составление методических указаний и алгоритма действий.

Литература:
1) Литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. ; под ред. Г.А. Обернихиной. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.

3. Схематизирование материала – это простой вид графического способа отображения информации, представление учебного материала в схематическом, упрощенно-обобщенном виде.

Цель схематизирования: развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо понятий и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию.

Роль преподавателя:
конкретизировать задание, уточнить цель;
проверить исполнение и оценить в контексте задания.

Роль студента:
изучить информацию по теме;
создать тематическую схему, иллюстрацию, диаграмму;
представить на контроль в установленный срок.

Пример использования формы аудиторной самостоятельной работы на занятиях по русскому языку и литературе:
Этап систематизации материала по теме 2.3. Поэзия начала ХХ века. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Формы руководства аудиторной самостоятельной работы преподавателем:
разработка заданий и проверка усвоения;
создание поисковых ситуаций;
составление методических указаний и алгоритма действий;
предложение примеров схем или предложение составить свою схему по ходу или в заключение занятия.

Литература:
1) Литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. ; под ред. Г.А. Обернихиной. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
2) Антонова Е.С. Русский язык : учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
3) Воителева Т.М. Русский язык : сборник упражнений : учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования / Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
4) Воителева Т.М. Русский язык : методические рекомендации : метод. пособие для учреждений сред. проф. образования / Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
5) Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Просвещение, 2014.

4. Составление плана
План книги или статьи представляет собой своеобразный перечень основных мыслей, положений, расположенных в последовательности отражающей логику работы.

Составление плана – один из видов работы над текстом.

Цели составления плана:
усвоение и понимание прочитанного;
изучение композиции произведения;
развитие устной и письменной речи.

Пример использования формы аудиторной самостоятельной работы на занятиях по русскому языку и литературе:
Составление простого плана рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (тема 2.2. А.И. Куприн. Рассказы: «Олеся», «Гранатовый браслет». Комментированное чтение).

Общие правила составления плана при работе с текстом:
Прочитать текст, обдумать прочитанное.
Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Итак, план - самая краткая запись:
отражает последовательность изменения мысли и обобщает;
раскрывает содержание текста;
восстанавливает в памяти содержание источника;
заменяет конспекты и тезисы;
помогает составлению записей разного рода;
ускоряет проработку источника информации;
организует самоконтроль;
сосредотачивает внимание и стимулирует занятие;
используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст;
не передает фактического содержания, лишь указывая на него и схему его подачи.

Вариант первый
1) Формулировка ведущей темы рассказа.
2) Какими были отношения Веры с мужем? Счастлива ли она?
3) Что было главнейшим в жизни Желткова?
4) Закономерна ли смерть героя?

Вариант второй
1) генерал Аносов о любви;
2) обретенные чувства;
3) любовь и письма Желткова;
4) бездушные люди;
5) последнее письмо;
6) соната номер два.

Формы руководства аудиторной самостоятельной работы преподавателем:
разработка заданий и проверка результатов;
создание поисковых ситуаций;
составление методических указаний и алгоритма действий;
предложение примеров.

Литература:
1) Литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. ; под ред. Г.А. Обернихиной. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
2) Антонова Е.С. Русский язык : учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.

Электронные ресурсы:
1) Интернет-библиотека Алексея Комарова. - Режим доступа к библиотеке: http://www.веб-библиотека.рф

5. Тестирование это форма измерения знаний обучающихся, основанная на применении педагогических тестов.

Педагогический тест это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Цели тестирования:
выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся;
мотивирование обучающихся к активизации работы по усвоению учебного материала;
организация деятельности обучающихся, выявление и устранение пробелов в знаниях;
формирование у студентов стремления развить свои способности, усвоить недостающий материал, ликвидировать недостатки.

Пример использования формы аудиторной самостоятельной работы на занятиях по русскому языку и литературе:
Традиционный педагогический тест с выбором одного правильного ответа по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (тема 1.9. Л.Н.Толстой).

Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.
1.Когда начинается действие романа «Война и мир»?
а) в январе 1812 года
б) в апреле 1801 года
в) в мае 1807 года
г) в июле 1805 года

2.Как определил сам Л.Н. Толстой жанр произведения «Война и мир»?
а) историческая хроника
б) роман
в) летопись
г) эпопея

3.В исторических трудах Наполеон нередко противопоставляется
Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе «Война и мир»?
а) Александр I
б) М.И. Кутузов
в) А. Болконский
г) Николай I

4.Сколько времени длится действие романа 9 (в целом)?
а) 10 лет
б) 25 лет
в) около 7 лет
г) 15 лет

5.В ком Л.Н. Толстой видит решающую силу истории?
а) царь
б) военачальники
в) аристократия
г) народ

6. С какого события начинается роман «Война и мир»?
а) описания встречи отца и сына Болконских
б) описания Шенграбенского сражения
в) описания именин в доме Ростовых
г) описания вечера у А. П. Шерер

7. Возраст Наташи Ростовой в начале романа?
а) 10 лет
б) 13 лет
в) 16 лет
г) 18 лет

8. Сколько детей было у графа и графини Ростовых?
а) 3
б) 4
в) 5
г) 6

9. Определите кульминацию 1-го тома романа «Война и мир».
а) именины в доме Ростовых
б) история с Теляниным
в) встреча императоров в Тильзите
г) Аустерлицкое сражение

10. Почему князь Андрей идёт служить в действующую армию ( 1-й том)?
а) так он понимает офицерский долг
б) хочет продвинуться по служебной лестнице
в) стремится к славе
г) мечтает защищать родину


Ответы:
1-г
5-г
9-г

2-г
6-г
10-в

3-б
7-б

4-г
8-б


Формы руководства аудиторной самостоятельной работы преподавателем включают в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых. Также может иметь место раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Литература:
1) Литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. ; под ред. Г.А. Обернихиной. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
2) Антонова Е.С. Русский язык : учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
3) Воителева Т.М. Русский язык : методические рекомендации : метод. пособие для учреждений сред. проф. образования / Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
4) Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Просвещение, 2014.

Электронные ресурсы:
1) Интернет-библиотека Алексея Комарова. - Режим доступа к библиотеке: http://www.веб-библиотека.рф
Направления в литературе

Реализм

Модернизм

Символизм

Имажинизм

Футуризм

Акмеизм



15