Выступление на заседании методсовета на тему: Индивидуальный подход в процессе обучения дисциплинам профессионального цикла.


Индивидуальный подход в обучении
на уроках технологии
  Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд: как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение, поэтому все авторы понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием «индивидуализации», но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка, средство и т. д.). В педагогической теории и практике наметились следующие основные формы реализации дифференциации обучения: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп).
Анализ реальных возможностей различных форм дифференциации детей по уровню их
обучаемости и умственного развития показывает, что они по отдельности не решают всех задач, которые стоят перед современной школой как адаптивной педагогической системой. Но, на мой взгляд, лучше всего эти задачи решает внутренняя дифференциация.
Дадим ей характеристику:
 различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам;
 основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях
учащихся;
 предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя;
 возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие, подвижные) внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами;
 особенность внутренней дифференциация на современном этапе – ее направленность не только для детей, испытывающих трудности (что традиционно для школы), но и на одаренных детей.
Внутренняя дифференциация может осуществляться в форме:
Дифференцированного подхода к учащимся, который состоит в применении форм и методов
обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.
Уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Внутреняяя дифференциация осуществляется посредством:
 вариативности темпа изучения материала;
 дифференциации учебных заданий;
 выбора различных видов деятельности;
 определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Рассмотрим, каких целей позволяет достичь внедрение дифференцированного обучения в школе:
1. создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей
каждого ученика;
2. удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительнойдеятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков,
формирование профессиональных качеств;
3. целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального,
профессионального потенциала общества в целях рационального использования
возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
4. решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы
дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой
мотивационной основе.
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие
задачи:
1. предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень
подготовки всего класса;
2. развить способности и интересы учащихся;
3. повысить качество знаний;
4. более рационально использовать учебное время каждого;
5. вовлечь всех учащихся в активную, умственную деятельность;
6. устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальнымхарактером знаний.
При этом реализуется центральная идея базового образования – познание учеником себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.[14, c. 39]
Как же осуществлять дифференциацию обучения?
Необходимо:
 уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;
 разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию;
 использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов
предварительной диагностики учащихся;
 в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;
 при успешном выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений,
пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом
отметить его успехи и достижения;
 создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.
Итак, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на уроках технологии связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года я делю детей на три группы: 1 группа (А) –
«творческие» дети, 2 группа (Б) – «инициативные», 3 группа (В) – «равнодушные». Распределение по группам провожу по результатам предыдущего года, также учитываю активность учащихся на данное время. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
1. Опрос:
При письменном опросе использую, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сам). Так же использую для опроса нетрадиционные формы. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.
Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения или иные пути решения задачи по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
В конце изучения раздела провожу итоговые работы с дифференцированными заданиями, а итогом является выполнение проекта.
2. Объяснение нового материала:
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них
отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам,
при этом они готовят наглядные пособия (эскизы, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить материал к следующему уроку для объяснения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых слов.
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей
группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более
подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.
При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы.
Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач дляучащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую
взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.
Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.
4. Домашнее задание:
Детей группы А учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные
задания творческого характера, а также провести небольшие исследования, наблюдения. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.
Применение в своей работе с учащимися дифференцированного (индивидуального) подхода на уроках "Технологии" позволяет мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к познанию.