Методические рекомендации для обучающихся по подготовке и защите индивидуальных проектов


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методические рекомендации
по выполнению и защите индивидуального проектадля всех профессий технического и естественнонаучного профиля
Березники, 2016

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы проектной деятельности», которая предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала и выполнение самостоятельной работы.
Выполнение самостоятельной внеаудиторной работа является обязательной для каждого студента. В данных рекомендациях предусмотрены задания по формированию умений и навыков конспектирования текста, работы с учебной и специальной литературой, подготовкой сообщений, докладов и презентаций.
Разработаны c учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413); Приказа Минобразования России от 29 декабря 2014 № 1645 «Внесение изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования по профессиям:
-13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям);
- 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки));
- 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике;
- 18.01.05 Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ;
- 21.01.16 Обогатитель полезных ископаемых.
- 15.01.30 Слесарь
- 19.01.02 Лаборант-аналитик
Организация разработчик: ГБПОУ «Березниковский политехнический техникум»
Разработчик: Васильева Наталья Геннадьевна, преподаватель
Рецензенты:
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О., квалификация, должность
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О., квалификация должность
Рекомендована (одобрена) цикловой методической комиссией «Гуманитарных и математических дисциплин»
Протокол №_____ от «____»____20_____ г.
Председатель ЦМК ____________________ А.М.ШерстобитоваУтверждена на заседании Методического совета
Протокол №_______ от «__ » ______ 20____г.
Председатель Методического совета ____________________ Д.А.Парцвания М.ПСодержание
TOC \o "1-3" \h \z \u 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА PAGEREF _Toc469176837 \h 42.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ PAGEREF _Toc469176838 \h 53.ВЫБОР ТЕМЫ PAGEREF _Toc469176839 \h 64.ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИЮ И НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЕКТА PAGEREF _Toc469176840 \h 65.Работа с источниками информации PAGEREF _Toc469176841 \h 106.ЗАЩИТА ПРОЕКТА PAGEREF _Toc469176842 \h 107.ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ PAGEREF _Toc469176843 \h 118.Общие требования при подготовке презентаций Power Point PAGEREF _Toc469176844 \h 149.ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ PAGEREF _Toc469176845 \h 17Приложение 1 PAGEREF _Toc469176846 \h 18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодические рекомендации по дополнительной учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» предназначены для реализации проектной деятельности студентов в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите
В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач требует повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Цели самостоятельной работы:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать справочную и учебную литературу;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯТребования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является проектная деятельность студентов.
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого студента техникума.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности выполняется обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких учебных дисциплин в любой избранной области деятельности.
Проектная деятельность студентов - мотивированная самостоятельная деятельность студентов, ориентированная на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта. Этот продукт (результат проектной деятельности) можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект завершает изучение определенной дисциплины, соответствующего модуля, является самостоятельным творческим исследованием студента, предполагающим углубленное овладение теоретическим материалом, а также проведение исследования и анализ полученных данных по выбранной теме.
Таким образом, основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.
Проект
(от лат. projectus – буквально брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, торчащий)
– строго ограниченное по времени предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги, результата или же воздействия.

ВЫБОР ТЕМЫПримерная тематика проектов разрабатываются преподавателем. Основным критерием выбора темы индивидуального проекта, прежде всего, является научный интерес студента. В связи с этим студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему работы из предлагаемого перечня тем. Студент вправе также предложить для исследования свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. В таком случае обучающемуся необходимо согласовать предлагаемую тему с предполагаемым руководителем. При определении темы целесообразно иметь ориентировочное представление о вопросах, которые необходимо рассмотреть. Поощряется выполнение работы на основе исследований, проведенных студентом на предыдущих курсах, а так же в период прохождения производственной практики.
Также по согласованию с руководителем возможно изменение названия уже имеющейся темы либо представление своей формулировки. Темы должны быть актуальными в теоретическом и практическом отношениях.
Предоставление проекта по теме, отличной от утверждённой тематики, является основанием для не допуска студента к его защите.
Первая ступень в процессе выполнения проекта - поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему проекта.
Тематика индивидуального проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта.
Выбор темы индивидуального проекта сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению и защите проектов.
Подбор материала для выполнения индивидуального проекта осуществляется студентами самостоятельно с учётом рекомендаций научного руководителя
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИЮ И НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЕКТАПосле утверждения темы студент должен встретиться с руководителем и утвердить план для написания работы. При согласовании плана преподаватель может рекомендовать студенту литературу, необходимую для раскрытия выбранной темы.
В соответствии с планом работы над индивидуальным проектом (заблаговременно до защиты) студент должен предоставить текст курсовой работы научному руководителю с целью получения коррекционных замечаний и устного отзыва о проделанной работе. Студент должен доработать проект с учетом рекомендаций и замечаний научного руководителя.
Работая над индивидуальным проектом, студент должен:
а) проанализировать научную литературу и материал по теме;
б) всесторонне изучить определенную в исследовании проблему, ее теоретические и практические аспекты;
в) собрать и обобщить с учетом темы при необходимости практические данные (поставить эксперимент, провести наблюдение, измерение и т.д.), статистические данные;
г) выработать собственное суждение по соответствующей проблеме, отношение к существующим научным позициям, точкам зрения, практике;
д) по возможности сформулировать свои предложения по совершенствованию технологии, дальнейшего изучения материала и т.д.
Структурными элементами текстовой части индивидуального проекта являются:
Титульный лист (Приложение № 1 );
Содержание (Приложение № 2 );
Введение;
Основной текст;
Заключение;
Список использованных источников (Приложение №3 );
Приложения (при необходимости);
Титульный лист работы является первым листом и оформляется по образцу, представленному в Приложении №1.
На странице содержания указываются все разделы за исключением титульного листа. При этом обозначаются все подразделы основной части, а также номера страниц, на которых размещается начало соответствующего раздела и подраздела работы. Оформление страницы содержания следует производить согласно Приложению № 2.
Не допускаются одинаковые формулировки наименования индивидуального проекта в целом и отдельных глав и параграфов.
Введение в объеме 1-1,5 страниц предваряет основную часть работы. Во введении даётся общая характеристика работы: обоснование актуальности выбранной темы, теоретическая база, цели, задачи, практическая значимость, а также методы исследования.
Актуальность темы (в чём современность, практическая значимость темы) и проблемная ситуация (это противоречивая ситуация; что известно, что не раскрыто ещё, не изучено полно и т.д.).
Цель работы (это ответ на вопрос «Зачем?»; то, что предполагается получить при проведении исследований, выявить взаимосвязь ситуаций или явлений, описать новое явление, найти закономерности малоизученных явлений описать новое явление, найти закономерности в процессах, явлениях, ситуации; создать классификацию, определённый социально значимый продукт.).
Цель должна отвечать требованиям:
Конкретность (полнота содержания, т. е. определенность всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности),
Измеримость, диагностичность (операциональность определения ожидаемого результата (контролируемость) достижения результата),
Достижимость (реальность, соответствие возможностям),
Временная определенность (соответствие календарному плану работы).
Задачи исследования конкретизируют цель.
Объект исследования (То, что рассматривается - процесс, явление, порождающее проблемную ситуацию, это может быть социальное явление, категория людей, материалы и т.п.).Предмет исследования (аспект объекта – процесс, метод, форма, технология, состав – используемые при изучении объекта, включает в себя свойства или стороны объекта, которые надо изучить. Например, если объектом выбраны дети-сироты, то предметом исследования может выступать проблема защиты их прав и т.д.).Методы (способ достижения цели, решения проблемы; методы сбора информации – анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение литературы; методы обработки и анализа информации – шкалирование, группировка, анализ; методы получения новой информации, исследование – эксперимент, моделирование т.д.) (Приложение 2).
Методы исследований традиционно делятся на основные и специальные. Общие методы научного познания: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы (см. табл. 1 Приложения 6). Специальные методы определяются характером исследуемого объекта. К математическим методам относятся статистические методы, методы моделирования, методы программирования, методы и модели массового обслуживания, метод визуализации данных (функции, графики и т. п.) и др. Измерение предполагает определение численного значения величины посредством единицы измерения.
Гипотеза (предположение о причинах, связях, явлений, объектов – причём не вполне доказанное) Гипотезы бывают описательные и объяснительные (за счёт чего достигнут результат). Структура гипотезы: Если ……(сущность изменения, предположения), то …… (результат), потому что…… (или за счёт того, что).Ошибки при выдвижении гипотезы – очевидность содержания и подмена предполагаемых ответов.
Чтобы определить верность или ложность того или иного суждения, необходимо поставить перед собой следующие вопросы:
- Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
- Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
- Подтверждается ли теоретическое положение практическим материалом?
Практическая значимость работы или продукта проекта (определяется влиянием полученных результатов на решение практических вопросов; результаты исследования, разработки могут быть внедрены в практику, возможно уже есть результат апробации и др., новизна).
В основной части работы необходимо дать обоснованное и аналитическое изложение темы. Текст основной части проекта должен состоять из двух-трёх разделов, при этом каждый раздел из двух-трёх подразделов. Анализируется теоретическая основа проблемы по разным источникам (литература, интернет-ресурсы), статистические данные проблемы. Исследовательская часть содержит описание методов исследования с указанием автора методов, результат исследования, анализ результатов.
Краткое подведение итогов исследования формулируется студентом в виде заключения. Заключение должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач поставленных в работе, рекомендации по практическому использованию результатов работы. Если в ходе работы у студента возникло предложение, к примеру, по совершенствованию той или иной отрасли науки или технологии, то оно также фиксируется в заключении. Выводы и их обоснование должны соотноситься с «целью», могут содержать те или иные рекомендации.
Список использованных источников является обязательным элементом курсовой работы. В нем приводится описание всех материалов, которые использовались для подготовки текстовой части. Список должен содержать не менее 5 наименований исходных данных, быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.0.5 -2008.
В приложениях дается вспомогательный и справочный материал к работе: таблицы, схемы и т.п. Приложения могут включать иллюстрации, графики, и другой материал, если есть смысл наглядно продемонстрировать его содержание, объём – не более 3-х страниц. В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте курсовой работы.
Проект должен быть посвящен одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым он должен быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.
Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
Направление проекта, тип, вид:
информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной профессиональной или предметной/межпредметной тематике;
исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы; при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической;
практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи; данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например колледж, город и т.д.
творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы.
социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.
Индивидуальный проект может иметь почти любую форму, важно только, чтобы он способствовал потребностям и интересам конкретного обучающегося.
Продукт проекта
Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.);
творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.
Материальный объект, макет, иное изделие могут быть предназначены для использования в качестве наглядных пособий кабинета, лаборатории и т.д.
Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
Материальный продукт (макет, установка, иное изделие) должны сопровождаться описанием продукта по упрощённой схеме:
титульный лист,
содержание проекта (цель разработки, назначение продукта, практическая значимость).
Работа с источниками информацииПроработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.
Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных дисциплин.
Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников.
На титульном лист индивидуального проекта указывается наименование учебного заведения, специальность, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя.
ЗАЩИТА ПРОЕКТАДля того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Проверку и составление письменного отзыва осуществляет руководитель проекта. По завершении обучающимся работы над индивидуальным проектом, руководитель проверяет работу, составляет письменный отзыв и передает его обучающемуся для ознакомления.
Письменный отзыв содержит заключение о соответствии работы заявленной теме, оценку качества и полноты разработки поставленных вопросов, их теоретической и практической значимости, общую оценку проекта
Защита индивидуального проекта проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины.
Индивидуальный проект оценивается по балльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Обучающимся, получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется право доработки прежней темы, в связи с чем определяется новый срок для ее защиты.
Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
По итогам защиты представленного проекта, составленных студентом тезисов (краткой пояснительной записке), руководитель проекта пишет отзыв и выставляет оценку.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИТекст проекта печатается на листах формата А4 с одной стороны.
Обязательно делайте абзацные отступы величиной на усмотрение автора.
Текст работы должен быть хорошо читаемым.
Каждая глава проекта начинается с новой страницы. Нумеруются главы арабскими цифрами. Параграфы нумеруются цифрами через точку, где первая цифра – номер главы, вторая – номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.). Если параграфы имеют тоже пункты, то их нумеруют соответственно тремя цифрами через точку (например, 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д.).
Наименования структурных элементов курсовой работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» (при необходимости) служат заголовками структурных элементов работы. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине сроки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Каждый структурный элемент курсовой работы должен начинаться с новой страницы. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
№ Элемент оформления Требования
Поля левое поле листа - 25 мм правое - 15 мм верхнее и нижнее - 20 мм
Шрифт Times New RomanРазмер шрифта (кегль) 14. Интервал – 1,15
Выравнивание По ширине
Заголовок Печатается полужирным шрифтом с заглавной буквы, не подчеркивается, точка в конце не ставится. Переносы слов в заголовках глав не допускаются. Между заголовком и текстом делается отступ 2 интервала. Выравнивание – посредине
Нумерация страниц Внизу по центру
Оформление приложений проекта
Согласно правил оформления проектов, рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи, эскизы, таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания творческой работы после «Списка литературы» на отдельных страницах в приложениях (например: Приложение 1, Приложение 2, ...).Надпись «Приложение 1» располагается в правом верхнем углу листа.
299847039497000Фотографии, графики, диаграммы, чертежи, эскизы и таблицы - все перечисленные выше объекты в приложениях нумеруются и подписываются.
Название располагают под картинкой
(например: Рисунок 1. изменение температуры в течение суток, Фото 1. Вид на реку, График 1. Изменение параметра света, Диаграмма 1. Количество людей в Европе).3086100775970Рисунок 1. изменение температуры в течение суток
0Рисунок 1. изменение температуры в течение суток
Таблицы в приложениях пронумерованы и озаглавлены. В таблицах применяется интервал одинарный. Обычно название и нумерация стоит под таблицей (Таблица 1. Характеристики роста).При оформлении проекта в конце того предложения где нужно указать на приложение - пишут: (Приложение 1).
Титульный лист проекта оформляется на листе формата А4.
Поля: левое поле листа - 25 мм правое - 15 мм верхнее и нижнее - 20 мм Междустрочный интервал – 1,5.
Номер страницы на титульном листе не ставится.
В верхнем поле титульного листа творческого проекта указывается полное название учебного заведения (размер шрифта – 16 пт.).
Ниже указывается ФИО автора
В среднем поле (посередине листа) пишется «Проектная работа» (шрифт – 24 пт.)
На следующей строке – заглавными буквами название работы без слова "тема", без кавычек и без точки в конце предложения (шрифт – 28 пт.).
Название должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать общему содержанию проекта. Название проекта при необходимости может содержать подзаголовок для конкретного представления темы проекта, который должен быть очень кратким и не превратиться в новое заглавие работы.
Ниже указываются данные о руководителе творческого проекта (пишется «Руководитель» и указываются его фамилия, инициалы и должность (шрифт – 14 пт.)).
В случае если руководителей творческой работы несколько, указываются все.
Если есть консультанты творческого проекта, то их фамилии помещаются ниже руководителя с указанием «Консультант».
В самом нижнем поле содержания титульного листа проекта по центру пишется место выполнения творческого проекта студента: БЕРЕЗНИКИ, а на следующей строчке – год выполнения работы – 2016 – без точки, кавычек, "год" или "г" (шрифт – 14 пт.).Нумерация страниц проекта
После завершения набора творческой работы следует пронумеровать страницы.
Номера страниц ставятся, начиная с цифры 2 со второй страницы. На первой номер не ставится. Расположение нумерации - внизу по центру. Для выбора соответствующих опций нумерации страниц необходимо воспользоваться меню “Вставка” текстового редактора Word.
Не допускается использование в оформлении творческой работы рамок и других элементов для украшения.
Список использованной литературы
Список приводится в алфавитном порядке после текста статьи. Пункты не нумеруются и разделяются пустой строкой (дополнительным нажатием кнопки Enter). Имена авторов либо названия работ выделяются курсивом.
Ссылки в русскоязычной версии статьи даются на языке оригинала. Сначала – источники на кириллице (на русском, сербском, украинском etc), затем – на латинице (на англ., фр. etc). Правила описания одинаковы для всех источников, отечественных и иностранных.
При наличии нескольких работ одного автора (авторов) – ссылки выстраиваются по годам в порядке возрастания, от ранних работ к более поздним. Работы одного автора (авторов) и одного года помечаются в алфавитном порядке латинской буквой при годе издания, без пробела после указания года: 2007b. В этом случае отсылки в тексте также содержат букву при указании года [Иванов, 2007b].
Тире между частями описания в библиографических ссылках отсутствует (это допускается ГОСТ Р 7.0.5-2008). Все ссылки должны быть оформлены единообразно: только с точкой, без тире между частями описания.
Символы № и & не используются; номер обозначается лат. буквой N без точки после нее; см. ниже Cокращения в библиографических описаниях.
Двойной косой чертой отделяется описание более крупного документа, на фрагмент которого ссылаются. Перед двойной косой чертой // точка не ставится. Пробелы до и после // обязательны.
etc. — сокращение латинского выражения et cetĕra, означающего «и другие», «и тому подобное», «и так далее». Ставится в конце неполного перечисления.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕЗИСОВ ДОКЛАДА
Тезисы представляются только в формате Microsoft Word.
Объем не более 2 страниц. Текст выполняется шрифтом «Times New Roman», кегель 14, межстрочный интервал-1,5.
Параметры страниц: размер А4 книжной ориентации, верхнее и нижнее поле 1,5 см, левое – 2,5 см, правое 2 см.
Каждую новую мысль необходимо начинать с красной строки (в компьютерной версии у первой строки абзаца отступ 1,25см, допускается выделение жирным, курсивом и подчеркиванием, использование маркированного и нумерованного списка).
Не допускаются ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ
При оформлении тезисов необходимо придерживаться следующей схемы:
Название доклада на русском языке
Ф.И.О. автора, группа, курс
Пустая строка
Текст доклада
Пустая строка
Список используемой литературы – под заголовком «Литература», оформляется в соответствии с действующим ГОСТОбщие требования при подготовке презентаций Power PointСтруктура материалов в электронном виде:
Титульный слайд;
Введение
Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта:
Актуальность
Цели и задачи проекта
Объект проекта
Предмет проекта
Период проекта
Основная часть (информационные слайды) )- непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы);
Заключения (выводы), связанные с целью;
Источники;
Завершающий слайд.
Титульный слайд: шрифт 24 и более, содержит информацию: образовательное учреждение, тема, автор, руководитель, годОбщие требования:
Единый стиль оформления;
На слайдах - поля, не менее 1 см с каждой стороны;
Допускаемый размер шрифта – не менее 18 пт., рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт (до 53 у заголовка);
Дизайн должен быть простым и лаконичным, слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;
Основная цель – читаемость;
Правила шрифтового оформления
размер шрифта: 24–54 пт (заголовок), 18–36 пт (обычный текст)
текст должен хорошо читаться, контрастировать с фоном
шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana, Corbel)
для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем
курсив, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Оформление заголовков
Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание);
В конце точка НИКОГДА не ставится;
Анимация, как правило, не применяется;
Длинные заголовки не пишутся.
Текст
Форматируется по ширине;
Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку;
Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка;
На схемах текст лучше форматировать по центру, в таблицах – по усмотрению автора;
Обычный текст пишется без использования маркеров списка;
Главное в тексте выделяется другим цветом.
Рисунки
Не более 2 рисунков на одном слайде;
Не совмещаются статические и динамические рисунки, фото и картинки;
Иллюстрации должны быть в одном стиле, одного размера и формата;
Картинки должны быть неразмытыми, чёткими, быть не украшением, а наглядностью.
Графическая информация
рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом (не более двух строк).
Диаграммы
390842523812500Должно быть название (или таким названием может служить заголовок слайда)
Должна занимать все место на слайде
Линии и подписи должны быть хорошо видны
Графики
Стараться избегать чрезмерно большого количества кривых на одном графике;
Каждая иллюстрация должна нести определенный смысл: упоминаться в докладе или нести разъяснительную информацию;
График и фон должны быть контрастными и четкими;
Текст на графиках и в таблицах и подписи на осях должны хорошо читаться;
Стараться избегать использовать отсканированные или перефотографированные изображения, если есть возможность получить первоначальный вариант
Таблицы
Название для таблицы;
Читаемость при «невчитываемости»;
3766820163195Чем ниже строчка - тем хуже читаемость
0Чем ниже строчка - тем хуже читаемость
Отличие шапки от основных данных.
Цвет
Не более трех цветов и неограниченное количество оттенков этих цветов
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМДля эффективной работы над индивидуальным проектом необходимо составить план, с точным указанием сроков и придерживаться этого графика. При этом следует проанализировать требующиеся ресурсы и возможности. План прилагается к портфолио проекта с отметками преподавателя.
№  Этап Задачи Срок Обеспечение
1 Поисковый (проблема) Выбор темы, выявление противоречий, формулировка проблемы и гипотезы, выявление объекта и предмета исследования, целеполагание 2 Аналитический Проектирование Составление плана
Составление списка литературы по проблеме исследования
Выбор методов исследования Поиск информации Сбор теоретического материала
Сбор собственного материала и получение консультаций
Анализ информации и обобщение
Уточнение темы и корректировка
Изучение альтернативных способов решения
Экономический расчёт 3 Практический (продукт) Создание текстовых материалов
Текст работы, тезисы к презентации
Разработка дизайна продукта
Конструкторское решение
Изготовление продукта 4 Презентация Защита проекта 5 Контрольный (портфолио) Формирование портфолио проекта Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучащимся с последующим обсуждением. 
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 
4. Самостоятельная работа студента по своим индивидуальным исследовательским, творческим задачам. 
5. Промежуточные обсуждения полученных данных с руководителем проекта (на консультациях или по индивидуальной договорённости). 
6. Защита проектов, оппонирование. 
7. Обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Приложение 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ
Курс __ группа ________( профессия)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ___________________ТЕМА______________________
по дисциплине
_________________________________________
Руководитель: преподаватель общеобразовательных дисциплин____________
( инициалы, фамилия)
__________«___»____________2016г.
(дата)
БЕРЕЗНИКИ, 2016
Приложение 2
Образец оформления содержания индивидуального проекта по теме «Уголовная ответственность как вид юридической ответственности»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………2
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……....3
1.1. Признаки юридической ответственности …………………………….…...3
1.2. Виды юридической ответственности………………………….....................8
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ …………………………………………………….....10
2.1. Задачи и принципы уголовной ответственности ………………….…....10
2.2. Функции уголовной ответственности ………………………….……..….15
ГЛАВА III. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ……………………………..……...18
3.1 Понятие состава преступления …………………………………………….18
3.2 Виды составов преступления ………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...........23
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………........24
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ……….……………………………....25

Приложение 3
Примеры оформления списка литературы согласно ГОСТ 7.0.5–2008
Статья в журнале (1 автор)
Аболмасов Н. Н. Стратегия и тактика профилактики заболеваний пародонта / Н. Н. Аболмасов // Стоматология. – 2003. – № 4. – С. 34–39.
Статья в журнале (от 2 до 4 авторов)
Безрукова И. В. Классификация агрессивных форм воспалительных заболеваний пародонта / И. В. Безрукова, А. И. Грудянов // Стоматология. – 2002. – № 5. – С. 45–47.
Статья в журнале (4 автора)
Значение контроля микроциркуляции при миллиметровой волновой терапии острого деструктивного панкреатита / Б. С. Брискин, О. Е. Ефанов, В. Н. Букатко, А. Н. Никитин // Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2002. – № 5. – С. 13–16.
Статья в журнале (более 4 авторов)
Иммунологические нарушения в патогенезе хронического генерализованного пародонтита / А. И. Воложин, Г. В. Порядин, А. Н. Казимирский и др. // Стоматология. – 2005. – № 3. – С. 4–7.
Статья в сборнике трудов (1 автор)
Кащенко П. В. Применение лазерной допплеровской флоуметрии в имплантологии / П. В. Кащенко // Применение лазерной допплеровской флуометрии в медицинской практике : материалы III Всерос. симпозиума. – М., 2000. – С. 131–133.
Статья в сборнике трудов (от 2 до 4 авторов)
Козлов В. И. Лазерный анализатор кровотока ЛАКК-01 / В. И. Козлов, В. В. Сидоров // Применение лазерной допплеровской флуометрии в медицинской практике : материалы II Всерос. симпозиума. – М., 1998. – С. 5–8.
Статья в сборнике трудов (4 автора)
Анализ стоматологической заболеваемости подростков до 18 лет / А. М. Хамадеева, Г. К. Бурда, И. Е. Герасимова, С. С. Степанова // VIII Междунар. конф. челюстно-лицевых хирургов и стоматологов : материалы конф. – СПб., 2003. – С. 170.
Статья в сборнике трудов (более 4 авторов)
Влияние гепаринов на показатели микроциркуляции и реологии крови у больных острым коронарным синдромом / В. С. Задионченко, Е. В. Горбачёва, Н. В. Данилова и др. // Применение лазерной допплеровской флуометрии в медицинской практике : материалы IV Всерос. симпозиума. – Пущино, 2002. – С. 69–71.
Книга (1 автор)
Адмакин В. В. Условия применения композитов / В. В. Адмакин. – Красноярск : Изд-во МГПУ, 2003. – 128 с.
Книга (от 2 до 4 авторов)
Логинова Н. К. Патофизиология пародонта / Н. К. Логинова, А. И. Воложин. – М., 1995. – 108 с.
Книга (4 автора)
Лазерная допплеровская флоуметрия в стоматологии : метод. рекомендации / Е. К. Кречина, В. И. Козлов, О. А. Терман, В. В. Сидоров. – М., 1997. – 12 с.
Книга (более 4 авторов)
Метод лазерной допплеровской флоуметрии в кардиологии : пособие для врачей / В. И. Маколкин, В. В. Бранько, Э. А. Богданова и др. – М., 1999. – 48 с.
Иностранные источники: 1 автор
Armitage G. C. Development of classification system for periodontal diseases and conditions / G. C. Armitage // Ann. Periodontal. – 1999. – № 1. – P. 1–6.
Иностранные источники: от 2 до 4 авторов
Eggert F. M. Performance of a commercial immunoassay for detection and differentiation of periodontal marker bacteria: analysis of immunochemical performance with clinical samples / F. M. Eggert, M. H. McLeod, G. Flowerdew // J. Periodontol. – 2001. – Vol. 72, № 9. – P. 1201–1209.
Иностранные источники: 4 автора
Erste Beweise einer intressanten Beziehung. Parodontitus und Gafässerkrankungen / N. Mastragelopulos, V. I. Haraszthy, J. J. Zambon, G. G. Zafiropoulos // Новое в стоматологии. – 2002. – № 8(108) [спец. вып.]. – С. 4–5.
Иностранные источники: более 4 авторов
The effect of short-term tooth intrusion on human pulpal blood flow measured by laser Doppler flowmetry / M. Ikawa, M. Fujiwara, H. Horiuchi et al. // Arch. Oral. Biol. – 2001. – Vol. 46, № 9. – P. 781–788.
Приложение 4
Методы научного познания
Метод Характеристика
Эмпирические
Наблюдение Метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов.
Виды наблюдения:
- Структурированное наблюдение – это наблюдение, осуществляемое по плану, неструктурированное наблюдение – это наблюдение, при котором определен только объект наблюдения;
- Полевое наблюдение – это наблюдение в естественной обстановке; лабораторное наблюдение – это наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях;
- Непосредственное наблюдение – это наблюдение, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя; опосредованное наблюдение – это наблюдение, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя опосредовано прибором.
Наблюдение осуществляют в соответствии со следующим алгоритмом:
1. Определение цели наблюдения.
2. Выбор объекта наблюдения.
3. Выбор способов достижения цели наблюдения.
4. Выбор способа регистрации полученной информации.
5. Обработка и интерпретация полученной информации.
Эксперимент Метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения.
Структура программы эксперимента:
1. Актуальность исследования. Актуальность исследования – это обоснование необходимости решения той или иной проблемы. Актуальность исследований характеризуется степенью расхождения между спросом на научные идеи, технологии, методические рекомендации и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.
2. Проблема исследования. В основе проблемы исследования лежит противоречие, которое необходимо разрешить в ходе эксперимента и которое обосновывалось при определении актуальности исследования.
3. Объект и предмет исследования. Объект исследования – это область изучения; предмет – это аспект изучения объекта.
4. Гипотеза исследования. Гипотеза исследования – это научно обоснованное предположение о разрешении проблемы.
5. Цели и задачи исследования. Цель исследования – это предполагаемая деятельность, промежуточные и конечные результаты проверки гипотезы. Задачи – конкретизация цели исследования, ее декомпозиция (расчленение).
6. Этапы экспериментальной работы, ожидаемые результаты по каждому этапу в форме документов, основные методы исследования.
7. Научная новизна исследования. Новизна отражает общественно значимые новые знания, факты, данные, полученные в результате исследования. Критерий новизна отражает содержательную сторону результата. В зависимости от результата на первый план может быть выдвинута теоретическая новизна (концепция, принцип и т.д.), практическая (правило, рекомендация, методика, требование, средство и т.д.) или оба вида одновременно.Моделирование Модели – это материальные и мысленно представленные объекты, которые в процессе изучения замещают объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для определенного исследования свойства.
Виды моделирования:
1. Материальное (предметное) моделирование:
- физическое моделирование – это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта.
- аналоговое моделирование – это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.).
2. Мысленное (идеальное) моделирование:
- интуитивное моделирование – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся или не требующим формализации.
- знаковое моделирование – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.
Анкетирование Метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа (т.е. анкеты) респондентом (т.е. опрашиваемым) по указанным в нем правилам.В анкете могут использоваться следующие виды вопросов:
Закрытый вопрос – это вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Закрытые вопросы бывают альтернативные (т.е. предполагающие выбор только одного ответа) и неальтернативные (т.е. предполагающие выбор более одного ответа).
Открытый вопрос – это вопрос, который не содержит подсказки и не навязывает респонденту варианты ответов
Интервьюирование Метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации.
Различают два основных вида интервью:
- Формализованное интервью предполагает, что общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией.
- Свободное интервью (беседа) проводится без заранее подготовленного опросника, определяется только тема беседы. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.
Теоретические
 Анализ и синтез Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств. Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа. Анализ и синтез не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя.
Говоря об анализе и синтезе, нельзя думать, что сначала идет чистый анализ, а затем начинается чистый синтез. Уже в начале анализа исследователь имеет какую-то общую идею об изучаемом объекте, так что анализ начинается в сочетании с синтезом. Затем, изучив несколько частей целого, исследователь уже начинает делать первые обобщения, приступая к синтезу первых данных анализа. И таких ступеней может быть несколько, перед тем как будут изучены все части целого.
 Сравнение Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов. Сходство – это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – это то, чем один сравниваемый объект отличается от другого.
Общий алгоритм сравнения:
1. Определение объектов сравнения.
2. Определение аспекта сравнения объектов.
3. Анализ и синтез объектов в соответствии с аспектом сравнения. Если существенные признаки сравниваемых объектов известны, то их выбирают в соответствии с аспектом сравнения.
4. Сопоставление существенных признаков сравниваемых объектов, т.е. определение общих и/или отличительных существенных признаков сравниваемых объектов.
5. Определение различия у общих признаков.
6. Вывод. Необходимо представить общие и/или отличительные существенные признаки сравниваемых объектов и указать степень различия общих признаков. В некоторых случаях необходимо привести причины сходства и различия сравниваемых объектов.
 Обобщение Обобщение – это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.
Определяют два основных обобщения: индуктивное и дедуктивное:
- Индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному) предполагает определение общих существенных признаков двух и более объектов и фиксировании их в форме понятия или суждения.
Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов. Суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о признаках объектов.
Индуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
1. Актуализируйте существенные признаки объектов обобщения.
2. Определите общие существенные признаки объектов.
3. Зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения.
Обобщение – это не только определение сходных признаков объектов; оно предполагает рассмотрение объектов, как части чего-то общего, части какого-то рода, вида, семейства, класса, отряда. Без обобщения не может быть познания вообще, ибо познание всегда выходит за рамки отдельного, индивидуального. Только на основе обобщения возможно образование общих понятий, суждений, умозаключений, построение теорий и т.д. Примером обобщения может быть переход от изучения общих существенных признаков таких объектов как ель и сосна к формированию более общего положения: «Ель и сосна – это хвойные деревья».
Индуктивному обобщению всегда предшествует анализ, синтез и сравнение. Анализ и синтез направлены на установление существенных признаков объектов. Сравнение позволяет выявить отличительные и общие существенные признаки объектов. Следует отметить, что определение общих существенных признаков уже является началом обобщения. Однако обобщение предполагает не только установление общих существенных признаков, но и определение их «ближайшего общего», выяснения их принадлежности к конкретному роду. Род – это совокупность объектов, в состав которой входят другие объекты, являющиеся видом этого рода. Так, изучив лук и арбалет, мы установим общие существенные признаки: стрелы метают с помощью пружинящей дуги, стянутой тетивой, лук и арбалет являются индивидуальным оружием стрелков, которые при натягивании тетивы используют силу рук. На основании знания общих признаков мы можем сделать обобщение: и лук, и арбалет являются ручным оружием для метания стрел. Таким образом, ручное оружие для метания стрел – род, а лук и арбалет – виды.
- Дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное) предполагает актуализацию понятия или суждения и отождествления с ним соответствующих существенных признаков одного и более объектов.
Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
1. Актуализируйте существенные признаки объектов, зафиксированные в понятии или суждении.
2. Актуализируйте существенные признаки заданного объекта или объектов.
3. Сопоставьте существенные признаки и определите принадлежность объекта или объектов к данному понятию или суждению.
Осуществим дедуктивное обобщение под понятие «ручное оружие для метания стрел». Мы знаем, что данное оружие метает стрелы с помощью пружинящей дуги, стянутой тетивой, при натяжении тетивы используется сила рук стрелка.
В качестве объектов для дедуктивного обобщения возьмем пращу и лук. Вспомним их существенные признаки.
Праща – это ременная петля, с помощью которой можно метнуть камень или металлическое ядро посредством вращательного движения. Сопоставление существенных признаков пращи с признаками, зафиксированными в данном понятии, позволяют сделать вывод, что праща не является ручным оружием для метания стрел.
Лук состоит из пружинящей дуги, стянутой тетивой. Из лука стреляли длинными деревянными стрелами с металлическими наконечниками. Лук использовался стрелком в полевом бою. Сопоставление данного объекта и понятия позволяет сделать обобщение, что лук – это ручное оружие для метания стрел.
 Классификация Классификация предполагает делание рода (класса) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.
Род – это совокупность объектов, которые объединяются в целое по общим существенным отличительным признакам.
Классификация осуществляется по следующему алгоритму:
1. Установите род объектов для классификации.
2. Определите признаки объектов.
3. Определите общие и отличительные существенные признаки объектов.
4. Определите основание для классификации рода, т.е. отличительный существенный признак, по которому будет делиться род на виды.
5. Распределите объекты по видам.
6. Определите основания классификации вида на подвиды.
7. Распределите объекты на подвиды.
Если в процессе индуктивного обобщения мы идем от единичного к общему, от менее общего к более общему, то в процессе классификации мы идем от более общего к менее общему, от общего к единичному.
Существуют классификации по видообразующему признаку и дихотомические. Приведем примеры классификации по видообразующему признаку: зеркала классифицируются на плоские и сферические, а сферические зеркала классифицируются на вогнутые и выпуклые. В качестве примера дихотомической классификации приведем деления понятия «лес»: «лес» – «лиственный лес и не лиственный лес»; «не лиственный лес» – «хвойный лес и нехвойный лес». При дихотомическом делении род делится на два противоречащих вида, исчерпывающих род: А и не - А.
Классификацию можно проводить на основе существенных признаков (естественная) и несущественных признаков (искусственная).
При естественной классификации, зная к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах. Д.И. Менделеев, расположив химические элементы в зависимости от их атомного веса, вскрыл закономерности в их свойствах, создав периодическую систему, позволяющую предсказать свойства неоткрытых еще химических элементов.
Искусственная классификация не дает возможности судить о свойствах предметов (например, список фамилий, расположенных по алфавиту, алфавитный каталог книг), применяется для более легкого отыскания вещи, слова и т.д. Справочник лекарственных препаратов, расположенные в алфавитном порядке, представляют примеры искусственных классификаций.
Необходимо соблюдать следующие правила классификации:
1. Деление должно вестись только по одному основанию. Это требование означает, что избранный в начале в качестве основания отдельный признак не следует в ходе деления подменять другими признаками. Неверным являются деления обуви на мужскую, женскую и резиновую.
2. Деление должно быть исчерпывающим, т.е. сумма видов должна равняться роду. Ошибочным, не исчерпывающим будет, в частности: деление треугольников на остроугольные и прямоугольные (пропускаются тупоугольные треугольники.3. Виды, входящие в род, должны взаимно исключать друг друга. Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен входить только в один вид. Ошибочно делить людей на тех, которые ходят в кино, и тех, которые ходят в театр, так как есть люди, которые ходят и в кино, и в театр.4. Подразделение на виды должно быть непрерывным, т.е. необходимо брать ближайший вид и не перескакивать на подвиды. Среди позвоночных животных выделяются такие классы: рыбы, земноводные, рептилии (гады), птицы и млекопитающие. Каждый из этих классов делится на дальнейшие виды. Если же начать делить позвоночных на рыб, земноводных, а вместо указания рептилии перечислить все их виды, то это будет скачком в деление.
Определение понятий Способ познания посредством раскрытия содержания понятий.
Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов. Всякое понятие имеет содержание и объем.
- Содержанием понятия называют существенные признаки объекта или объектов, отраженных в понятии.
- Объемом понятия называют объект или объекты, существенные признаки которых зафиксированы в понятии.
Например, объем понятия «планета Земля» исчерпывается одной планетой. Содержание понятия тесно связано с его объемом, каждая планета имеет свои неповторимые особенности, поэтому понятие «планета Земля» будет включать следующие единичные существенные признаки: «Третья от Солнца планета, обращающаяся вокруг него на среднем расстоянии 150 млн. км за период 365 солнечных суток».
Таким образом, понятие – это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные свойства.
Родовидовое определение понятий предполагает нахождение ближайшего рода объектов определяемого понятия и их отличительных существенных признаков.
Например, для того чтобы определить понятие «маяк», необходимо найти ближайший род «башня» и определить отличительные признаки «с сигнальными огнями для морских и речных судов».
Таблица 1 характеристика методов исследования

Приложение 5
Памятка при работе с интернет-источникамиСеть Интернет – как огромная библиотека. Она содержит множество Интернет-сайтов, которые состоят из страниц. С одной страницы можно переходить на другие при помощи ссылок – обычно ссылки подчеркнуты и выделены цветом. Когда указатель мышки превращается из стрелочки в значок руки, это значит, что Вы навели его на ссылку. Иногда ссылкой является картинка. Достаточно один раз нажать на ссылку левой кнопкой мыши, и откроется новая страница
План поиска информации
"Что ищем?» "Где ищем?" "Как ищем?"
Поисковые запросы бывают явные и неявные. В явных вопросах конкретно указывается объект поиска. В неявных вопросах, например, «какая сегодня погода» объект поиска конкретно не указывается. Надо определиться и с возможными форматами файлов, в которых может содержаться требуемая информация. Это может быть html-страница, текстовый документ в форматах txt, rtf, odt, doc или docx, документ pdf, презентация в форматах odp, ppt или pptx, электронная таблица в форматах ods, xls или xlsx, аудио в формате mp3, flash-ролик формата swf, видео в формате avi и т. д.
Информация может размещаться на веб-серверах, на ftp-серверах, в блогах, в новостях, в книгах, в словарях, в справочниках адресов организаций, в каталогах, в Википедии, в архивах Интернета, в базах данных. Поэтому лучше заранее определиться, где мы начнём свой поиск
Методы поиска зависят от того, как мы ответили на два первых вопроса
Поисковые системы:
Google; AltaVista; Yahoo! ; Апорт;
Rambler; Яндекс; @MAIL.RU; ru.msn.com;
Nigma.ru ; Quintura; Bing ; KM.RU;
Специализированные поисковики:
GigaBits.com; Taggalaxy.deFindSounds.comСОВЕТЫ ПО ПОИСКУ
Проверяйте орфографию. Если поиск не нашел ни одного документа, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова.
Используйте синонимы. Если список найденных страниц слишком мал или не содержит полезных страниц, попробуйте изменить слово. Попробуйте задать для поиска три-четыре слова-синонима сразу. Для этого перечислите их через вертикальную черту (|). Тогда будут найдены страницы, где встречается хотя бы одно из них. Например, вместо "фотографии" попробуйте "фотографии | фото | фотоснимки".
Ищите больше, чем по одному слову. Слово "вышивка" дадут при поиске поодиночке большое число ссылок. Добавьте одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, "вышивка шелковыми лентами". Рекомендуется также сужать область вашего вопроса.
Не пишите большими буквами. Начиная слово с большой буквы, вы не найдете слов, написанных с маленькой буквы, если это слово не первое в предложении. Поэтому не набирайте обычные слова с Большой Буквы, даже если с них начинается ваш вопрос. Заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, "телепередача Смак".
Поиск картинок и фотографий. Яндекс умеет искать не только в тексте документа, но и отыскивать картинки по названию файла или подписи. Для этого перейдите в "расширенный поиск". Для поиска картинки предусмотрены два поля. В поле "Название картинки" вписываются слова для поиска по названиям картинок, обычно появляющихся, когда к картинке подводится курсор.

Приложение 6
Опорная схема «Основные этапы работы над ПРОЕКТОМ»
36576005133340Возможно сегодня вы услышите примеры творческих форм – не забудьте их вписать:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
00Возможно сегодня вы услышите примеры творческих форм – не забудьте их вписать:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
17145002161540Приемы исследовательской и умственной деятельности
00Приемы исследовательской и умственной деятельности
1943100106680Тема
00Тема
3657600165100-расширение во времени;
-расширение в пространстве;
-сужение и конкретизация;
-интеграция с различными учебными дисциплинами;
00-расширение во времени;
-расширение в пространстве;
-сужение и конкретизация;
-интеграция с различными учебными дисциплинами;
-228600106680-выбрана обучающимся;
-предложена преподавателем;
00-выбрана обучающимся;
-предложена преподавателем;
1600200335280003314700335280001943100792480Цель
00Цель
-228600792480звучит емко, лаконично и отражает тему проекта
00звучит емко, лаконично и отражает тему проекта
160020010185400020574001361440Задачи
00Задачи
-2286001361440шаги, которые необходимо сделать, чтобы раскрыть тему и достичь поставленной цели
00шаги, которые необходимо сделать, чтобы раскрыть тему и достичь поставленной цели
36576001132840-определить
-изыскать
-привлечь
-научить
-сформулировать
-развить
-исследовать
00-определить
-изыскать
-привлечь
-научить
-сформулировать
-развить
-исследовать
16002001590040003314700170434000331470012471400026289006756400026289001247140002628900170434000-2286002504440-консультации
-изучение различных источников;
-работа с фотоматериалами, репродукциями, документами;
-подбор текстов;
-персонификация;
-интервьюирование;
-составление каталогов;
-выполнение рисунков, макетов, моделей, таблиц, схем, карт;
-драматизация;
-работа в сети Интернет;
-посещение выставок;
00-консультации
-изучение различных источников;
-работа с фотоматериалами, репродукциями, документами;
-подбор текстов;
-персонификация;
-интервьюирование;
-составление каталогов;
-выполнение рисунков, макетов, моделей, таблиц, схем, карт;
-драматизация;
-работа в сети Интернет;
-посещение выставок;
36576002733040анализ, синтез, конкретизация, обобщение, абстрагирование, сравнение, выявление существенного, доказательство
00анализ, синтез, конкретизация, обобщение, абстрагирование, сравнение, выявление существенного, доказательство
3429000284734000148590025044400017145003075940Приемы – действия, направленные на решение конкретной задачи. Способы работы, выполняемые для достижения конкретных результатов.
00Приемы – действия, направленные на решение конкретной задачи. Способы работы, выполняемые для достижения конкретных результатов.
36576003761740Где искать информацию?
Библиотеки, музей, выставки, Интернет, соседи, родственники, домашние, ведомственные и государственные архивы00Где искать информацию?
Библиотеки, музей, выставки, Интернет, соседи, родственники, домашние, ведомственные и государственные архивы342900039903400034290005590540002514600456184000
148971077216000017113258005445Время защиты – 6-8 мин.
00Время защиты – 6-8 мин.
17113257522210Защита проекта
00Защита проекта
251079072351900016026804455736Форма проекта
Творческий подход:
найдите новую форму представления материала, что позволит вам проявить свое творчество (макеты, буклеты, фото отчеты, рекламные акции, презентации, дневники дел, рекомендации, мастер-классы, материалы, оформленные посредством ИКТ и т.д. и т.п.)00Форма проекта
Творческий подход:
найдите новую форму представления материала, что позволит вам проявить свое творчество (макеты, буклеты, фото отчеты, рекламные акции, презентации, дневники дел, рекомендации, мастер-классы, материалы, оформленные посредством ИКТ и т.д. и т.п.)-2438405662930Оцениваются:
-композиция проекта, полнота результатов, аргументированность;
-эрудиция автора, межпредметные связи;
-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;
-ответы на вопросы: полнота, убедительность, доброжелательность;
00Оцениваются:
-композиция проекта, полнота результатов, аргументированность;
-эрудиция автора, межпредметные связи;
-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;
-ответы на вопросы: полнота, убедительность, доброжелательность;