Цифровые образовательные ресурсы по дисциплинам в области знаний «Искусство» и проблемы использования на уроках и внеурочной деятельности





Доклад:
«Цифровые образовательные ресурсы по дисциплинам в области знаний «Искусство» и проблемы использования на уроках и внеурочной деятельности »






Выступление на городском МО
учителя МБОУ СОШ № 6
Здориковой Лилии Николаевны







Георгиевск
2014 год



«Между Кум-то реки, между Тереком,
Между тех-то было отноженок,
Там ходил гулял удалой молодец
Млад литерский казак, млад охотничек»
(из старинной казачьей песни)
ГЕОРГИЕВСКИЙ ВАЛЬС
Сл. и муз. Н.П. Кравцова
Здесь выходят Подкумские вады
На равнину, что сердцу мила.
Обогнув тебя маленький город,
Там, где крепость когда-то была
С каждым днём ты мой город красивей
И растёшь ты под шум тополей
Я люблю тебя город России
Ты историей славен своей
Здесь соседствует старое с новым
Золотятся на церквах кресты
И кварталы берёзки веселой
Зелены, широки, высоки

Развивая познавательный интерес учащихся на уроках изобразительного искусства, я разработала и апробировала искусствоведческий мультимедийный материал - «Культурно-историческое наследие город Георгиевска». Провела серию уроков «Искусство на улицах города» и « Мой город 100 лет назад».
Работая над темой самообразования «Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства посредством использования регионального компонента», я показала открытые уроки для учителей школы и города, поэтому доступны в применении другими учителями. Кроме того, я делилась опытом работы на городских конференциях по теме самообразования, принимала активное участие в педагогических конференциях, методических выставках, городских МО:
выступление на научно-практической конференции «Освоение культурно-творческой позиции как части общего образования» по теме: «Особенности развития познавательного интереса школьников, воспитание патриота и гражданина на уроках ИЗО и МХК средствами краеведческого материала».
выступление на городском методическом объединении учителей ИЗО и МХК научно-практической конференции «Непрерывное художественное образование: содержание, проблемы, перспективы» по теме «Изучение регионального компонента на уроках ИЗО и МХК с использованием ЦОР».
Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов Ставропольского края, региона КМВ, России, всего мира в целом. В связи с этим перед учащимися на уроках ИЗО и МХК ставятся следующие задачи:
- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключённых в образах отечественного искусства, отечественной поэзии, музыки, играх и обрядах, в родной природе;
- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всём многообразии его видов;
- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.
Экскурсии в краеведческий и изобразительный музеи помогают воспитывать у учащихся живую любовь к родному краю, дают те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры. Возникает необходимая эстетическая среда, которая максимально приближает детей к сокровищам родной культуры, нравственных и духовных ценностей своего народа. Мы с ребятами сначала проводим экскурсию по улицам родного города.
Особое внимание уделяем памятникам, возлагаем к ним цветы, а на уроке знакомимся с памятниками в других городах, но отлитых когда-то нашими мастерами. В этом году дети получили на каникулы задание (по желанию): сфотографировать все памятники в нашем городе, красивые ограды и другие архитектурные украшения. Большую связь мы поддерживаем с выставочным залом дворца культуры, т.к. там часто бывают передвижные выставки, позволяющие нам познакомиться с другими народными ремёслами.
Проводя уроки в музее, учитель как бы помогает детям погрузиться в мир материальной и духовной культуры прежних поколений, создавая атмосферу сопереживания и сотворчества. Возникает та необходимая эстетическая среда, которая максимально приближает человека к сокровищам родной культуры, нравственных и духовных ценностей своего народа.
Воспитание национального самосознания ребёнка непосредственно связано с развитием творчески активной личности, способной создавать из воспринятых объектов новую комбинацию в виде образа, нередко исходящего из коллективного творческого замысла детей и формируемого их дружными усилиями. В этом может помочь использование изображений исторического и культурного наследий своего народа.
Освоение культуры родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребёнка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории. Поэтому только на основе введения регионального компонента в художественно-эстетическое образование можно содействовать национальному воспитанию и становлению, духовно развитой личности, воспитанию патриота и гражданина.
Ставропольский край самобытен и богат традициями, которые нужно знать и помнить. Ведь недаром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Именно поэтому система образования должна предусматривать формирование у детей чувства сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины.
Еще совсем недавно о казачестве никто и не вспоминал. А ведь именно оно распространило русскую культуру среди народов Северного Кавказа. В настоящее время традиции казачества возрождаются, однако в большинстве случаев это сводится лишь к временным атрибутам.
В процессе работы был собран богатый исторический и искусствоведческий материал, подобран иллюстративный материал, включающий в себя фотографии казачьей архитектуры, бытовых атрибутов, казачьих костюмов. Рассмотрен образовательный потенциал изучения данной темы на уроках ИЗО в школе. Разработано содержание и методика ведения уроков ИЗО по изучению культуры терских казаков.
Воспитывая патриота и гражданина при изучении регионального компонента учитель должен непосредственно помочь, не подсказывая, а легко, ненавязчиво направляя его деятельность, создавая условия для развития его творческих способностей.
Условия, создаваемые учителем для развития творчества учащихся при выполнении докладов и презентаций:
1. Свобода в выборе проблемы.
2. Максимальное напряжение сил.
3. Отказ от показа образца.
4. Решение многих, совершенно новых задач самостоятельно и без предварительного обучения.
Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. И тогда дети решат сложные, стоящие перед ними задачи, это и даст им большую радость открытия, причем радость высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Личностно-ориентированное обучение объединяет в себе разные педагогические технологии, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое место среди них занимает проектная деятельность.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему – все это лежит в основе проектной деятельности.
Введение в тему
(погружение в проблему) Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
Выдвижение гипотез (варианты, пути) решения проблем
Определение творческого названия проекта
Формирование знаний учащихся о существующих промыслах России, убеждений в собственной ответственности за качество решения учебной проблемы.
Организация групп
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
Самостоятельная деятельность Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
Самостоятельная работа групп.
Оформление результатов Учащиеся анализируют материалы по своей проблеме, найденные в различных источниках информации, подбирают соответствующий материал, оформляют собранные сведения в виде веб-документа, публикации или презентации
Учатся пользоваться мультимедийной презентацией, публикацией, веб-сайтом для оформления результатов поисково-исследовательской деятельности.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе:
Защита полученных результатов и выводов.
Подведение итогов Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.
На защиту проекта отводится 15 минут, заполнение оценочных листов, составленных на основе Критериев оценивания.
Оценка учащихся по проекту складывается из итогов экспериментальной работы:
Определение творческого названия проекта.
Организация групп.
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Представляю вашему вниманию конкретный учебный продукт как результат самостоятельного исследования творческих групп по теме «Культурно-историческое наследие города Георгиевска».










13PAGE 15


13PAGE 14115




15