Презентация к уроку «Художественная культура Европы эпохи Просвещения»

Урок- экскурс «Художественная культура Европы эпохи Просвещения»
Нельмаер Лариса Эмменуиловна, учитель истории МKОУ Тополевской ООШ Барабинского района Новосибирской области.

Урок с использованием презентации. Приложение 1.

Планируемые результаты изучения материала
Уч-ся узнают, что 18век-страница истории мировой культуры, Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания , преодолеть все трудности и невзгоды.
Развитие умений учащихся
Знакомство с художественной культурой позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала ,осознать преемственные связи культур Возрождения и Просвещения
Погружение в мир искусства способствуют формированию навыков ,необходимых грамотному зрителю, читателю, слушателю
Методы обучения
Иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый методы
Формы организации учебной деятельности
Объяснения, рассказ, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий, обмен впечатлениями.
Вид урока
Комбинированный
Ход урока
Сообщение темы и цели урока (Слайд 1-3)
Проверка домашнего задания проходит методом беседы с учащимися
Вопросы для беседы (слайд 4)
Подумайте, существуют ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов 15-16 вв. и просветителей 18века. Если существуют, то укажите, какие?
Подумайте, что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами?
Руссо писал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих» Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли на практике решить эту проблему?
Подготовка к восприятию нового.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок-виртуальная экскурсия в 18 век, который часто называют галантным. В разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы , которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками. Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником?
А помогут нам познакомиться с выдающимися представителями искусства эксперты в области литературы, живописи и музыки.
4.Основное содержание урока
По ходу экскурсии вы должны заполнить таблицу (слайд 5)
План урока – (слайд 6)
1.Гуманисты и просветители
2.Необыкновенные приключения Робинзона и Гулливера
3.Школа и кафедра Просвещения
4.Маркизы, прачки и античные герои
5.Опероподобные сочинения кантора Баха
6. Имя тебе – Моцарт

·7.Мятежный композитор
Итак, представляю вам первого экскурсовода- учителя русского языка и литературы- Габерман С.В. (учитель излагает материал в объеме учебника, опирается на уже изученный учащимися материал, в конце предлагает вопросы для проверки первичного усвоения )(слайды 7-12)
Вопросы викторины:
1.Какой роман был написан для взрослых, а в наше время стал детской литературой? («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».)
2.Какой роман стал пародией на английскую конституционную монархию? («Путешествия Гулливера».)
3. Какое произведение Гете создает 60 лет? «(Фауст».)
4. О каком произведении Людовик 16 сказал «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену!» («Женитьба Фигаро».)
5. Назовите произведение Ф.Шиллера, где юные влюбленные «ценою смерти отстаивают свою любовь»? («Коварство и любовь».)
Галантный век нельзя представить без великолепных живописных полотен. Учитель изобразительного искусства Бочанова Т.М. познакомит вас с ними. (слайд 13-19)
Материал для рассказа учителя – в объеме учебника.
Три великих композитора определили музыкальный стиль 18 века. С ними вас познакомит Нельмаер Л.Э., учитель истории. (слайд 20- 23)
(Экскурс в объеме учебника, сопровождается короткими музыкальными вставками )
И.С.Бах – «Страсти по Матфею»
В.А.Моцарт – симфония № 40
Л.В.Бетховен – соната №14 «Лунная» или другими)
Проверка выполнения таблицы (если таблица выполнена не в полном объеме - доделать дома)
Закрепление
Обращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока
Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником и почему?(ответы учащихся).
Подведем итог.(слайд 24)
18век- яркая страница истории мировой культуры,
Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы.
Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания , преодолеть все трудности и невзгоды.
Идеальный герой просветителей- человек способный на подвиг, самопожертвование.
Домашнее задание п.20 доделать таблицу.
Остальные задания на выбор (слайд 25-26)
1.В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть диалог:
«Розина . Вечно вы браните наш бедный век.
Бартоло Прошу простить мою дерзость , но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?»
Что бы вы ответили персонажу комедии , что оставил в наследство человечеству век Просвещения?
2.Решить кроссворд
3.Составить викторину по теме
«Эпоха Просвещения- стремление к царству разума»
Подведение итогов урока.
Оценивание наиболее активных учащихся,
Рефлексия (понравился урок или нет) при помощи + и -.