Доклад на тему: Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС




Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста
в рамках внедрения ФГОС НОО

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта отражены основные результаты начального общего образования. К ним относятся:
Личностные
Предметные
Метопредметные
Идея самоценности детей младшего школьного возраста побудила разработчиков ФГОС ввести в образовательный процесс новую педагогическую технологию, позволяющую ребенку реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Это технология «Портфолио», которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании.
Портфолио - иностранное слово. В переводе с французского оно означает «собрание листов», с итальянского – «портфель», «папка с документами», с английского – «портфель для документов». В русском языке слово «портфолио» может употребляться как в мужском, так и в среднем роде – кому как больше нравится. (В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российской академии наук (отв. ред. В.В.Лопатин) указан мужской и средний роды (т.е. допустимо говорить как «моё портфолио», так и «мой портфолио»).
Цель портфолио: показать все то, на что способен ребенок
Задачи портфолио:
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях;
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
Формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
Стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Структура портфолио:
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя и родителей в соответствии со структурой, принятой в ОУ
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
-систематичность и регулярность ведения портфолио - 1раз в четверть/полугодие;
-достоверность сведений, представленных в портфолио;
-аккуратность и эстетичность оформления;
-разборчивость при ведении записей;
-целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
-наглядность;
-сохранность портфолио ( по усмотрению ОУ).
(о готовых портфолио)



















Титульный лист.
I раздел: «Давайте познакомимся!»
Мой портрет (Здравствуйте! Это я – приклеиваем фото ребёнка. Можно предложить ребёнку самому нарисовать автопортрет)
Личные данные
Безопасный маршрут «Дом – школа» (лучше нарисовать от руки вместе с ребёнком, чтобы он лучше запомнил какой дорогой добираться до школы. В каких местах надо быть более внимательным! Да и вообще, рисование схем развивает пространственное мышление ребёнка)
Мои лучшие друзья (приклеиваем фото друзей. Можно предложить ребёнку самому нарисовать друзей)
Мои увлечения (рамочки можно заполнить фотографиями или рисунками или аппликациями ребёнка о любимых видах деятельности – на вашу фантазию. Так же, в рамочки можно поместить фотографии с кружков, которые посещает владелец портфолио. На листке в клетку следует прокомментировать картинки, которые вы поместите в рамочки или дополнить - чем ещё любит заниматься ребёнок)
Мои кружки, секции, клубы

II раздел: «Копилка творческих работ»
Перечень представленных работ
Проекты
Оригиналы или фотографии творческих и научных работ (как поместить поделку с выставки в папку портфолио? Конечно сфотографировать её!)
III раздел: «Копилка достижений»
Перечень сертифицированных документов
Оригиналы или копии наград
Работы, которыми я горжусь (по предметам). По русскому языку и литературному чтению, иностранному языку диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему,
по математике математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, и т. п.;
по окружающему миру дневники наблюдений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по технологии фото - и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, и т. п.;
по физкультуре видеоизображения примеров исполнительской
IV раздел: «Отзывы и пожелания» (Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Учитель может добавить лист отзывов, где все участники образовательного процесса могут высказать свои рекомендации и пожелания, характеристику на учащегося за год обучения) и т.д.
Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей и учителя ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей

Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2010 г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ПОРТФОЛИО

1. Давйте познакомимся

2. Копилка творческих работ

3. Копилка достижений

4. Отзывы и пожелания



15