Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС


Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам.
Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы начального общего образования. Система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает разнообразные методы. Одним из оптимальных методов получения интегральных оценок является портфолио. Портфолио позволяет отследить результаты усилий, затраченных ребенком в различных видах деятельности на протяжении определенного времени, осуществлять контроль динамики развития и формирования индивидуальных способностей каждого ребенка. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию возможностей каждого, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений.
Основная цель школьного портфолио – выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.
Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Портфолио – образцы проделанной работы , которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за её пределами. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения и второстепенные.В состав портфолио могут включаться результаты,достиунутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой.
Личностное портфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств развивающейся личности. Особенно актуально это для учащихся начальных классов, когда ребёнок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои силы и слабые стороны.
Единых требований к структуре портфолио на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников своего класса.
Исходя из опыта, предлагаю примерный вариант структуры портфолио ученика начальной ступени обучения:
1.Титульный лист.
2. Я и мои друзья.
3. Предметные результаты. Стартовая диагностика.
4. Личностные результаты.
5.Выборки детских работ.
При создании портфолио важно помнить, что это совместная деятельность ребенка, родителей и учителя. Где учитель начальных классов - организатор, родители в первом классе – соучастники. Во втором, третьем и четвертом классах – заинтересованные наблюдатели и если присутствует необходимость, помощники, а ученик – творец
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное – это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.