выступление на педагогическом совете школы на тему«Изменения в деятельности, обучающихся начальных классов с переходом на ФГОС НОО»


Тема выступления: «Изменения в деятельности, обучающихся начальных классов с переходом на ФГОС НОО»
Введение– ФГОС НОО привело к кардинальной перестройке организации образовательного процесса в начальных классах.
Какие же изменения произошли я в деятельности обучающихся с переходом на ФГОС НОО?
 
Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Учитель при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения. Значительно снизился у детей уровень тревожности при их выполнении.
Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений Деятельность первоклассника до введения ФГОС Деятельность первоклассника после введения ФГОС
Вид деятельности Пассивное слушание Активные действия
Выполнение заданий по указанию учителя Самостоятельный поиск решения поставленной задачи
Работа с источниками информации по рекомендации учителя Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов
Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей) Использование интернет-ресурсов самостоятельно
Переспрашивание заданного вопроса Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)
Фронтальная работа Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе
Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)
Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели
Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника Учителем организована деятельность детей:
• по поиску, обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Взаимодействие ученика и учителя Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений
От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя
Адаптация к школьному обучению Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период
Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель
Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебнаяВиды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная
Результаты обучения Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях
Оценка деятельности обучающихсяОсуществляется учителем Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки