Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

класс
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках в начальной школе»

Цель мастер - класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Задачи:
раскрыть содержание мастер - класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД;
рассмотреть целесообразность использования приёмов по формированию УУД в практической деятельности на уроках.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход проведения мастер – класса:
Организационная часть.
Добрый день! Здравствуйте!
Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть это занятие принесет вам радость общения. И я бы хотела узнать с каким же настроением вы пришли сегодня к нам на этот мастер – класс? Перед вами лежат жёлтые кружочки. Нарисуйте, пожалуйста, солнышко. И пусть это солнышко выразит ваше настроение. (рисуют на листочках) А теперь поднимите вверх, покажите всем вашим коллегам. Очень приятно! Ну, что ж, сядьте поудобнее, глубоко вдохните и выдохните все ваши вчерашние хлопоты, заботы, переживания.
2.Самоопределение к деятельности.
Посмотрите на эти буквы – УУД (вывешивается на доску). Перед вами лежат наши «светофорики». Покажите, пожалуйста, с помощью сигналов, что вы знаете о них. Красный - много знаю, жёлтый - мало знаю, синий - ничего не знаю. (показывают) Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем мастер - классе? Предположите цель нашей с вами встречи. В этом нам помогут вопросы-помощники. (вывешиваются по одному вопросу на доску)
Что такое УУД?
Какие виды УУД бывают?
Как формируют УУД?
Зачем нужно формировать УУД?
(заслушиваются ответы участников мастер-класса)
Да! Мы будем говорить о том, какова же роль учителя в формировании универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. (цель встречи вывешивается на доске)
3.Актуализация знаний.
Выясним, что же означают эти буквы? Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.
А как вы думаете, что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?
Да! В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Мы все знаем, что их всех можно сгруппировать в четыре основных блока. Вы получили четыре кружочка и они все разного цвета. А как вы, думаете, почему? Да, мы будем говорить о разных универсальных учебных действиях.
Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательные – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный.
(Отразить на доске кружочки.)
Итак, что же представляют личностные универсальные учебные действия?
(Ответы участников мастер - класса)
То есть, по- другому у нас получается так: (вывешиваем на доску под красным кружочком)
Личностные УУД:
1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Отсюда следует вывод: главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Что представляют регулятивные универсальные учебные действия?
(Ответы участников семинара)
Значит, у нас получается: (вывешиваем на доску под желтым кружочком)
Регулятивные УУД:
1) учимся делать предположение;
2) учимся оценивать свои действия;
3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
То есть, мы должны научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.
Что представляют собой познавательные универсальные учебные действия? (Ответы участников семинара)
А вкратце у нас получается: (вывешиваем на доску под синим кружочком)
Познавательные УУД:
1) учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) учимся делать схемы;
3) учимся делать выводы;
4) учимся обобщать и классифицировать по признакам;
5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы.
Отсюда следует, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.

Что представляют коммуникативные универсальные учебные действия?
(Ответы участников мастер - класса)
У нас получается так: (вывешиваем под зеленый кружочек)
Коммуникативные УУД:
1) учимся слушать и понимать других;
2) учимся строить речевое высказывание;
3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;
4) учимся работать в паре.
Отсюда следует сделать вывод: не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
Ну что ж, мы с вами рассмотрели все виды УУД.
Работа в группах.
Продолжаем наше занятие. И поработаем с вами в группах. Мы, с вами должны разобрать, какие же универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. Возьмём несколько этапов.
Урок русского языка. Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети. На улице наступила весна. Ярко светит солнышко.
Учитель: Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка.
Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).
Урок русского языка по теме «Имя собственное» в 1 классе при постановке проблемы и её решении я предлагаю учащимся следующую ситуацию:
Учитель: Одна девочка-первоклассница написала о себе. Вот что у неё получилось:
«Меня зовут надя. Я живу в деревне петъял. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком».
- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.
- Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)
- В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)
- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)
- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать)
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, самостоятельное выделение познавательной цели, самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”) (формирование познавательных УУД).
Урок по окружающему миру по теме: «Почему их так назвали?» при актуализации знаний.
Учитель: Рассмотрите растения на странице 50. Какие из представленных растений вы видели и где? Посмотрите их на рисунке и дайте небольшую характеристику.
А теперь давайте попробуем определить эти растения по их описаниям.
«Игра»: Учитель читает определения, а дети отгадывают растения.
Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (познавательные, регулятивные УУД)
Урок математики 1 класс по теме: «Связь между суммой и слагаемыми» при закреплении
При решении задач №4 на странице 26 дети выполняют задание самостоятельно и проводят самопроверку по данному образцу.
А при выполнении №4 на странице 27 дети решают примеры самостоятельно, а затем проводят взаимопроверку с помощью учителя.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия -  действия контроля, также проводятся самопроверки и взаимопроверки.
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса.
Например, при проведении рефлексии по теме урока «Большая буква в именах собственных»
Учитель: Теперь, наверное, вы уже поняли, почему мы сегодня повторили написание заглавных букв. Сегодня вы были внимательны друг другу, дружны между собой, вы стремились многое узнать, вам нравится учиться. Наш с вами урок подошёл к концу. Что вы расскажите интересного об уроке своим родителям?
Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Также, например, на уроке математики в 1 классе можно провести ролевую игру - смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 7 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика в кошельке настоящие монеты достоинством 1р., 2р., 5 р., 10 р.). Несколько детей выступают в роли кассиров. Игра направлена не только на формирование предметных результатов (состав числа 7, сложение и вычитание в пределах 10). Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.
Обобщение знаний - самостоятельная работа.
-А сейчас проверим свои знания. Нужно определить какое универсальное учебное действие формируем на данном этапе. Вам необходимо нарисовать кружок данного цвета.
Дети делают зарядку
Личностные- красный
Дети работают в паре
Коммуникативные - зелёный
Познавательные - синий
У доски в группе решают пример
Познавательные - синий
Коммуникативные - зелёный
Дети оценивают свою работу
Регулятивные- желтый
Самопроверка.
А теперь проверьте свои результаты.(на доске образец: красный, зелёный, синий, синий, зелёный, жёлтый)
Итак, кто не допустил ни одной ошибки - поставьте внизу восклицательный знак (или мы рисуем жёлтый смайлик).
У кого одна ошибка - плюс,(или мы рисуем зелёный смайлик)
У кого две ошибки - минус (или мы рисуем красный смайлик)
Как вы думаете, что предложим тому, у кого больше трёх ошибок?, (Ещё поработать над этой темой, почитать книги, поработать в Интернете и т.д..)
Итог занятия.
Итак, подведём итог нашего занятия.
Какова же роль учителя в формировании УУД на уроках в начальной школе?
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.
Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Рефлексия
Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?
РЕФЛЕКСИЯ:

Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

Что Вам более всего удалось в работе мастер-класса, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно?

Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы.

А теперь я бы хотела посмотреть, как вы ответите на эти вопросы и оцените ваши старания на нашем мастер – классе с помощью светофорика. Спасибо вам за ваш сегодняшний труд.
Познавательные УУД:
1) учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) учимся делать схемы;
3) учимся делать выводы;
4) учимся обобщать и классифицировать по признакам;
5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:
1) учимся слушать и понимать других;
2) учимся строить речевое высказывание;
3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;
4) учимся работать в паре.

Регулятивные УУД:
1) учимся делать предположение;
2) учимся оценивать свои действия;
3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:
1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15