Формирование социальных компетенций учащихся начальной школы на основе развивающего обучения


Формирование социальных компетенций учащихся начальной школы на основе развивающего общества
В наше нелегкое время проблема воспитания школьников продолжает оставаться актуальной. Стране нужны деятельные, коммуникабельные, умеющие входить в контакты с разными людьми граждане. Мощным воспитательным средством всегда были человеческие отношения. Легко работается в тех классах, где между учащимися царят дружелюбие, взаимопонимание, умение выслушать мнение одноклассника, внести дельное предложение по проведению какого – то дела. Естественно, что все эти умения и навыки не возникают сами по себе, а воспитываются родителями, учителями.
Уровень подготовки к школе, по мнению специалистов, предполагает зрелость организма ребенка, включая его нервную систему. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный. Остановлюсь на последнем, так как в течение шести лет использую в работе методы социоигровой педагогики.
Под социальным аспектом понимается потребность детей в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил (это договоры, которые дети в нашем образовательном учреждении заключают между собой, группами, классами) и норм поведения, которые, в свою очередь, являются регулятором нравственных поступков.
Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю сторону, поверхностную картину, однако за этим лежит внутренний, невидимый, но очень важный аспект общения: потребности и мотивы, т.е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение с ним. Многие конфликты сверстников связаны, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого; эти конфликты в одной сфере общения влекут за собой неудачи в другой.
Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические способности, обеспечивающие эффективность общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает:
желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»);
умение организовать общение («Я умею»).
Поэтому целью педагога является создание социально - психологических условий для адаптации школьников в ситуации школьного обучения, которые позволяют ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Тогда задачами педагога будут:
развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;
развитие у детей когнитивных умений, способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
формирование у учащихся внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
оказание помощи учащимся в усвоении школьных правил.
Я решаю эти задачи, использую игры на уроке или вне урока. Например, в ходе игры «Волшебные сундучки» предлагаю ребенку подумать, какое у него настроение, затем «сложить» отрицательные эмоции в сундучок и выбросить. Из другого сундучка (он более яркий) предлагаю ребенку взять положительные эмоции. Эту игру желательно проводить с утра на Утреннем Сборе.
Игра «Клеевой дождик» - на сплочение группы.
Дети строятся в колонну по одному, и каждый держится за плечи впереди стоящего. В таком положении они должны преодолевать различные препятствия: подняться и отойти от стула, проползти под столом, обогнуть «широкое озеро», пробраться чрез дремучий лес, спрятаться от «диких животных». И много других игр провожу на развитие сплоченности, уверенности в себе, умение общаться с окружающими.
Работая в игровой манере, я заметила, что большое значение в регуляции поведения играют правила. Действуя в соответствии с ними, дети учатся соотносить свои поступки с объективными требованиями, заключенными в них, а само правило служит ориентиром в выборе действий или оценки поведения сверстников. Нужно четко для себя определить, что эти правила дети должны принимать сами. Поэтому учитель в работе с детьми должен опираться на разъяснение смысла правил, на необходимость их выполнения.
Усилия учителя не должны быть направлены только на изучение школьных предметов; он должен формировать у детей коммуникативную грамотность, которая поможет им успешно обучаться в школе.
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка, является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Работа в системе РО и использования на уроках групповой работы убедили меня в том, что:
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учетом позиций других людей.
Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что, тем не менее, помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям я стараюсь помочь, включая их в групповую работу.
Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, я имею в виду, дать каждому ребенку:
эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.
Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.
Остановимся на общих моментах организации групповой работы.
При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому её надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. (Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г.А. Цукерман и др. «Введение в школьную жизнь»).
Вводя новую форму сотрудничества, первоначально нужно дать ее образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т.д. Я назвала их вопросами запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. По – настоящему образец будет освоен детьми только после разбора двух – трех ошибок. Но при этом надо разобрать не содержательные ошибки (например, «Вы неправильно составили схему»), а ход взаимодействия («Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала» и т.д.). Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки.
Следующий момент, который требует внимание учителя, - это подбор детей в группы. Конечно, объединять нужно с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно.
Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Я остановилась на такой форме подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества учащихся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу, потом эти двое решают, кого пригласить к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные.
Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом группу нужно переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.
Дифференцированное обучение на уроке должно осуществляться через изменение содержания, регулирования трудности и длительности выполнения отдельных задач, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.
Эту задачу я решаю через организацию работы детей в парах и в группах. Пары и группы могут быть как постоянного, так и сменного состава, исходя из цели работы и её содержания.
Мною рассматриваются вопросы правильной организации учебного сотрудничества в парах и в группах, уделяя большое внимание культуре общения и умелому комплектованию пар и групп.
Работая в парах и в группах, дети не только усваивают изучаемый материал, но и учатся взаимопомощи, взаимоконтролю и взаимооценке (в ходе выполнения как устных, так и письменных заданий). Здесь имеются хорошие условия для взаимообучаемости.
При групповой работе общая познавательная задача решается общими усилиями. Каждая микрогруппа получает задание определенной степени трудности. На уроке математики, например, групповую работу лучше использовать для закрепления материала, а на уроках чтения– при изложении нового материала, носящего проблемный характер. При парной и групповой формах работы развиваются умения делового общения, взаимодействия.
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды. Для групповой же работы парты надо составить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершенность работы). Дети любят переставлять парты, предлагая самые разнообразные варианты их размещения.
Оборудование классной комнаты в основном остается традиционным, но расстановку учебных столов можно менять. Удобно расположить полукругом перед классной доской (для уроков чтения, внеклассного чтения, музыки). Соединить столы по два (для групповой работы), объединить их одним семейным столом (для уроков, не требующих работы в тетрадях, для внеклассных мероприятий). При этом не следует переставлять столы в первом классе на уроках письма и математики: когда идет обучение правильному письму, букв и цифр, дети должны смотреть на доску прямо, а не сбоку.
 
Обновленная, «одомашненная» обстановка в классе вызывает дополнительный интерес к учению, настраивает на творческий труд, снимает психическое напряжение. Детям предоставляется свобода для общения.
Особого подхода требует проведение физкультминуток. Они должны быть предельно динамичными, при этом следует использовать всю свободную площадь класса. Ходьба, легкие пробежки по классу, различные имитационные движения хорошо снимают физическое и психическое напряжение. Хорошо, когда физминутка связана с темой урока, временем года, состоянием погоды и настроением детей. Во время физминуток не стоит держать детей около столов, надо отвлечь их от умственного напряжения, дать отдых отдельным группам мышц. Активно отдохнув, дети будут с удовольствие продолжать учебную работу.
Эмоционально значимые беседы на нравственные темы, обсуждение проблем взаимоотношений я веду, разместившись кружком. Дети не боятся обсуждать свои личные проблемы, а класс, конечно, готов им помочь.
У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.
Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:
организатор - отвечает за работу группы в целом;
спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Вот другой вариант: капитан, докладчик, писарь, бодрила, контролер. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.
Мною выбран первый вариант. Роль организатора очень сложна и трудна. Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, был составлен своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе, взяв за основу положения алгоритма при разработке проекта. Вот что получилось:
Алгоритм движения при выполнении задания в группе
Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выяснение разницы).
Обоснование версий, их проверка, исключение не подходящих для выполнения задания.
Совместное принятие решения.
Анализ решения задания, его оформление.
Проговаривание в группе выступление спикера.
Представление решения спикером.
Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут – в 3-4 классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Психолого-педагогические исследования показывают, что каким бы хорошим не был учитель начального общего образования, он один обеспечить полноценное личностное развитие младших школьников не может. Для этого необходимо организовывать взаимодействие обучающихся между собой в процессе учебной деятельности.
Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитете учителя, не подавляющего внимание всего класса.
Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров не приятно искажается становление характера.
Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. Первый класс – контроль и оценка, позже – целеполагание и планирование.
Дать учителю мотивационное средство, вовлечь в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке воспитание и обучение, строить и человеческие и деловые отношения детей.