Урок русского языка в 4 классе Клуб любителей русского языка

Клуб любителей русского языка.

Тема: Обобщение по теме глагол.
Цели:
- Обобщение знаний о части речи глагол;
- Развитие умений правильно писать безударные окончания глаголов, определять спряжение глаголов;
- Развитие умения обобщать, делать выводы;
- Развитие творчества, логического мышления;
- Воспитание активности, чувства коммуникабельности.

Постановка целей и задач урока:

Сегодня мы будем повторять всё о глаголе. А самое главное мы будем общаться, разговаривать, слушать друг друга, рассуждать, делать выводы.

Справка из СЭС: Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей, связанных общими интересами, а также для отдыха и развлечений.
А нас с вами объединяет любовь к русскому языку.

Слово Абая о русском языке:
« Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык
Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами»
(Абай- слово двадцать пятое)

Мы с вами живём в Казахстане и поэтому должны изучать казахский язык, чтобы лучше понимать и знать культуру, традиции обычаи нашей страны.

Ассоциация:
(Я говорю слово или высказывание, а вы то, что с ним связываете)
кто? (сущ; мест; одуш.)
какой? (прил; м.р; числит. порядковое)
сколько? (числит; колич.)
суффикс – л- у глагола (глагол прош. времени)
что сделать? (глагол, н.ф; сов. вид.)
что делают? (глагол; наст. времени; мн.ч.)
что? (сущ; неодуш; И.п.)
кем? чем? (вопрос Т.п.)
как? (наречие)
что будет делать? (буд. сложное время)
зависеть (глагол исключение)

А сейчас сделайте умозаключение и начинайте свой ответ со слова «значит»
если глагол 2 лица, ед.ч., значит(надо писать мягкий знак)
если сущ. Ж.р. с мягким знаком, значит(сущ. 3 скл.)
если глагол отвечает на вопрос что сделать? Значит(глагол н.ф.несов. вида)
если прилагат. Связано с сущ. Ж.р. значит(и прилагат.ж.р.)
если в вопросе есть мягкий знак, значит (и в глаголе есть мягкий знак)

Прочитайте слово, записанное на доске. Напишите транскрипцию этого слова. И расскажите всё об этом слове, как об имени существительном.
(печь) – существительное, неодушевлённое, женского рода, 3 склонения, единственного числа, в Именительном падеже, в слове 3 звука и 4 буквы, мягкий знак – звука не обозначает, буква –е- обозначает звук -э-

Запишите предложение:
На то она и печь, чтобы хлеб да блины печь.
что заметили? (слово –печь- звучит и пишется одинаково, а обозначают разные части речи: существительное и глагол – это слова – омоформы.
Расскажите об этом слове, как о глаголе.
(печь) – глагол, неопределённой формы, несовершенного вида.
что обозначает глагол н.ф.? (обозначает действие, но не указывает на лицо, которое это действие совершает.)

Авторский стул: (рассказать всё о глаголе, как о части речи)

Экспресс - опрос:
Как определить время глагола?
Как поставить глагол в начальную форму?
Как определить лицо глагола?
Что такое спряжение?
Какие глаголы спрягаются?
Сколько спряжений у глаголов?
Как определить спряжение глагола?
надо знать четыре правила:
по ударному окончанию
по неопределённой форме
по 3 лицу, мн.ч., наст., будущ.(простого) времени.
Надо знать глаголы исключения.

Сказка. Как появились глаголы – исключения.

Давным – давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда – то спешил, что –то делал, чем - то занимался.
Было у царя два сына: первое спряжение и второе спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: второе спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на – ить, а первое спряжение всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть , обидеть, вертеть. Пришли они к царю с просьбой:
Милостливый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
Что случилось?
По твоему указу оказались мы в царстве первого спряжения, а наши старые родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться а царстве второго спряжения, хотя они и не заканчиваются на – ить. И по сей день эти глаголы, в виде исключения, относятся ко второму спряжению. Запомните их, ребята!


Распредели глаголы в два столбика по спряжениям:

( у доски два человека, два королевича)
Тает снег, капает с крыш, гонит литья, свистит за окном, видишь землю, написать письмо, бродишь по тропинкам, приходишь в школу, читаешь книги, греет землю.

Стихи о глаголе: ( которые дети придумали сами)

Без глагола – никуда!
Что поделаешь тогда?
Что поделаешь – глагол!
А не сделаешь – прокол!
( Нуреев Эльдар)

Я – глагол и всем известно,
Без глагола – никуда.
С существительным я вместе
И раздельно иногда.
В предложении узнают
Все по действию меня.
Бегают, поют, играют-
Посмотрите: это я.
( Агалаков Атрём)

Если б вдруг исчезли с речи
Все глаголы.
Как сказала б брату я:
Сказку прочитай.
Как бы попросилась погулять пойти
Как бы вы сказали:
Солнце встало,
Дождь пошёл.
Видно, без глагола
Нам не обойтись!
( Ботян Валерия)

Глагол тебе всегда поможет.
В школе, на работе и везде.
Глагол твой верный друг.
Не упусти его, он в жизни пригодится.
И потом ты ещё скажешь:

Спасибо! Мой верный друг!
( Мельник Надежда)

Каждый школьник должен знать,
Как глагол читать, писать.
И на какие он вопросы должен отвечать.
Что делать? И что сделать?
Надо это знать!
Так, что знайте вы, ребята,
Без глагола никуда!
Предложенье без глагола
Не составить никогда!
( Буракова Алеся)

Ты знаешь такую хорошую часть?
Ты учишь её и знаешь на «пять»
Что делать? Что сделать?
Спроси у неё.
Убраться, играться – ответит она.
Ты знаешь такую?
Узнал ты её?
Ведь это наш умный и мудрый
ГЛАГОЛ!
( Ильин Анатолий)

Глагол – самый умный,
Глагол – самый мудрый,
Глагол – самый классный
И самый прекрасный.

Глагол наш есть в книге,
И даже в мультфильме.
Глагол наш хороший
И самый пригожий.

Его ты услышишь,
Но им не подышишь.
Его ты спросишь,
И он даст ответ.
( Ильин Анатолий)



Русский зык – хороший язык,
Русский язык – самый лучший язык.
Он сложный и лёгкий, и даже прикольный.

В таком языке много частей.
А самый хороший – это глагол
Изменяется он по временам,
По числам, лицам и по родам.

У глагола есть вид
И много вопросов.
Вопросы там есть по всем временам.

Глагол- самый умный, прекрасный товарищ!
( Юрчик Юрий)

Учиться, трудиться, любить, отдыхать,
Мечтать, помогать, рисовать и играть.
Всё это готовы мы делать с глаголом,
Который, не даст никогда нам скучать!
( Хаткевич Владислав)

Глагола правила учи!
Сгодится всё в твоём пути!
И время, вид учи!
Глагола правила трудны.
Но не спеши!
Ты повтори!
И всё запомнишь ты тогда
И будешь умным навсегда!
( Кудрявцева Татьяна)

Я дома маме вымыл пол,
Помог мне в этом
Любимый ГЛАГОЛ!
(Соболевский Александр)


Глагол – самая употребительная часть речи после имени существительного. По частоте употребления глагол занимает второе место. Самыми употребительными ( частотными) являются глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значит.

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.
( Л. Толстой)

Беседа о слове «Любовь»

Улыбнись, пожалуйста, ты мне
Так, как ты ещё не улыбалась,
Чтоб, как солнце яркое в окне,
Радость в моём сердце расплескалась.

Для меня сейчас глагол найти
Тот, который исцелил бы душу,
Чтобы сердце слабое в груди
Билось бы звончее, а не глуше.

Поцелуй, пожалуйста, меня
Чтоб забыл обиды и боли,
Чтобы ощутил я жар огня
И наполнил мир большой любовью.
( педагог и поэт Николай Асташов)

Учитель дарит детям валентинки в день святого Валентина и читает письмо:
Дорогие мои дети!
Мальчики и девочки!
Я вас очень всех люблю:
Маленьких и больших,
И худых, и толстых,
И отличников, и не отличников,
Послушных и, иногда, не очень.
Потому что, вы все мои дети,
И у каждого из вас есть
Что-то хорошее, за что вас
Стоит ЛЮБИТЬ!

Итог урока.
















Заголовок 1 Заголовок 215