Сценарий учебного занятия по предмету с учетом требований ФГОС


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Попельницкая Светлана Анатольевна

Район
Нижегородский

Место работы
МБОУ СОШ № 35

Должность
Учитель


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет
Химия

Класс
9

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)
-

Тема учебного занятия
Алюминий и его соединения

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.


Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия
Раздел «Металлы» - 17 часов
Урок - 14


Учебная задача
Открыть способ
Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию
Овладеть теоретическим знанием в области и способами его прикладного использования
Задачи урока:
Общеобразовательные:
а) применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;
б) контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
в) уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
г) уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла».
Развивающие:
а) развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
б) развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.
Воспитательные:
а) формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
б) воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
в) воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
 Обще учебные:
а) учебно - организационные: составлять  таблицы.
б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
в) учебно – информационные: пользоваться компьютером.



Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель
Уровень
Базовый («обучающийся научится»)
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)
Обучающиеся научатся проверять свои знания, выявлять глубину понимания и прочность запоминания изученного на предыдущих занятиях.
Обучающиеся получат возможность развивать мышление, самостоятельность, способность к рефлексии.

Цель – способ (метапредметный результат)
Обучающиеся откроют необходимые способы деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке.
Обучающиеся получат возможность искать нестандартные решения.

Цель – ценность (личностный результат)
Обучающиеся убедятся в том, что понимают единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.)

Исходное состояние обучающихся:
- имеют опыт.;
- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)
- могут определять.;
- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;
- могут планировать, проектировать, моделировать;
- могут контролировать, оценивать и т.д.


Формы оценки планируемых результатов
Предметный результат
Метапредметный результат
Личностный результат


Составлять характеристику алюминия по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Характеризовать строение, физические и химические свойства алюминия.
Характеризовать физические и химические свойства оксида и гидроксида алюминия.
Объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) алюминия от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства алюминия и его соединений: электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов.
Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки алюминия и его соединений, его химическими свойствами.
Наблюдать и описывать химический эксперимент.
Вычислять по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающим с участием алюминия и его соединений
Познавательные: использовать знаковое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы; получать информацию из различных источников, структурировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (аспект смыслового чтения)), проводить наблюдение.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать личную точку зрения
Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач.
Формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту


Комментарии учителя к учебному занятию или уроку





Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет - ресурсы
ЭОРы


Учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.

Рабочая программа к учебнику химии О.С. Габриеляна. 9 класс / Сост. Л.И. Асанова. – М.: ВАКО, 2015. – .. с. – (Рабочие программы).


alm20.ru/index1283.php?Sposoby_polucheniya_alyuminiya

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.ecolife.ru/index.shtml
Программное обеспечение по химии
http://chemicsoft.chat.ru/
Практическая и теоретическая химия
http://chemfiles.narod.ru/
Популярная библиотека химических элементов
http://n-t.ru/ri/ps/



Техническое обеспечение

Оборудование:
1. Для лабораторных опытов: штативы для пробирок, пробирки, растворы: хлорид алюминия, гидроксида калия, соляной кислоты.
2. Для демонстраций: коллекция «Алюминий» и его сплавы, изделия из алюминия (кастрюля, столовые приборы, модель самолёта, бенгальские огни, алюминиевая проволока, фольга пищевая, серебрянка, новогодний «дождик», Альмагель);
Схема-кластер для учащихся, приложения с дополнительной информацией
Технические средства: компьютер, мультимедиа, программное обеспечение Химия 8-11 классы.







Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)











1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Предъявление учителем своей индивидуальности
Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества
Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале
Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»
Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»
Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся
















2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата
Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).
Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности
Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково-символических средств, представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
Построение системы конкретно-практических задач
В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу
Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)
Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения



Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

1.3. Создание проблемной ситуации


Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» 7 мин.
Этап 1. Инициация

Приветствие АМО «Я тебя знаю» (Шкатулка)
(АДАПТИРОВАННЫЙ)
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
4 мин.
Цель этапа: «Знакомство» друг с другом и повторение изученного на прошлых уроках.
Создание доброжелательной обстановки на уроке.
Технология проведения: Класс делится на 3группы, по числу рядов в классе. Каждый ряд – это форма существования элемента. Перед дверью поставить стул, на него шкатулку в которой листочки с заданием свернуты в трубочку:
а) алюминий, как свободный атом: - порядковый номер AI=?; «адрес» алюминия в ПСХЭ Д. И. Менделеева; заряд ядра атома алюминия равен ?; число протонов в ядре атома AL =?; число нейтронов в ядре атома AL =?; число электронов в ядре атома AL =?; электронная схема AL =?; электронная формула AL =?; число валентных электронов в атоме AL =?; степень окисления атома AL =?.
б) алюминий, как простое вещество: Ar (AI) =?; Mr (AI) =?; M (AI) =?; вид химической связи AI=?; тип кристаллической решетки AI=?; сколько алюминий отдает электронов?; сколько алюминий принимает электронов?;  какие свойства проявляет алюминий?; алюминий металл или неметалл?
в) алюминий, как сложное вещество – формула оксида алюминия, формула гидроксида алюминия; формула хлорида алюминия; формула сульфата алюминия; формула нитрата алюминия; дайте название веществу – AI2O3; дайте название веществу – AI(OH)3; дайте название веществу – AIPO4; дайте название веществу – AI2(CO3)3; дайте название веществу – AI2S3.


Ученик берет листочек с заданием и садится на соответствующий ряд своему заданию, пишет ответ и вставляет в бейджик. Потом в импровизированной форме называют «свое имя» знакомятся с соседом по парте, при этом пожимая друг другу руку.








2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации е

Этап 2. Погружение в тему.
Название метода: Дидактическая игра
« Сходство и отличие». 

Совместное целеполагание. 3 мин.
Учитель: - Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Для этого посмотрите на доску и сделайте задание.

Цель этапа: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения. Совместное целеполагание.
Технология проведения: Учитель записывает на доске разные формулы, в составе которых есть алюминий, и просит ребят найти между ними общее и чем они отличаются.
Учитель: - Для подтверждения своих предположений послушайте одну красивую, но, вероятно, неправдоподобную легенду из «Historia naturalis». Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот ни кому неизвестный металл он сумел получить из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло Тиберия, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного» металла.
О каком металле идёт речь?
Формулировка темы урока, его цели и задач осуществляется с помощью выполнения этого задания с опорой на ранее приобретённые знания и собственные наблюдения.
Учитель: - Таким образом, тема нашего урока: «Алюминий и его соединения».
Цель:
изучать самый распространенный металл на Земле и его соединения.
Задачи:
исследовать физические и химические свойства алюминия;
развивать представления о переходных химических элементах, об амфотерности алюминия, умения и навыки самостоятельной и групповой деятельности;
воспитывать культуру работы с химическими реактивами, соблюдения правил техники безопасности.
Ребята, на ваших столах находятся кластеры.
Эти кластеры будут нашими маршрутами при изучении темы. Именно по ним мы будем поэтапно изучать самый распространенный металл на земле.

Учитель: Алюминий относится к р-элементам, переходной элемент, соединения которого обладают амфотерными свойствами. Металл. Алюминий занимает промежуточное положение между металлами и неметаллами. Металлические свойства у него должны быть выражены слабее, чем у натрия и магния. Наличие у него 3 электронов на внешнем уровне и несколько меньший радиус атома обуславливает уменьшение химической активности алюминия по сравнению с соответствующими элементами I и II групп)
Учитель: - Для решения вопроса об активности алюминия, что мы должны рассмотреть?
Учитель: Почему алюминия нет в свободном виде в природе? Обратите внимание на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжения металлов.

(Ответ: об алюминии)
После выполнения предыдущих заданий в классе разворачивается коллективное обсуждение по следующим вопросам: 1.Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия? Ответ: три электрона.2.Какую степень окисления проявляет алюминий? Ответ: +3.Алюминий будет отдавать или принимать электроны? Ответ: отдавать. Значит алюминий этоОтвет: металл. 4. Какой же это металл: активный или неактивный?
Ответы могут быть разные: из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это неактивный металл (алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов.



2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Фаза 2 «Работа над темой»

Этап 3. Инпут

Интерактивная лекция – презентация: «Алюминий и его соединения»
22 мин.
Цель: Сообщение нового материала.
Физические свойства. 3 мин.
(Слайд №3 ) Рассмотрите в учебнике на стр. 68 физические свойства алюминия. Рассмотрите коллекцию алюминия и его соединений.
Учитель: Изучив физические свойства алюминия, можно ли предсказать активный или пассивный этот металл? Ответ – нет.
Химические свойства. 7 мин.
Взаимодействие с простыми веществами: с йодом, бромом – (демонстрация видео); с О2 (Демонстрация – горение «бенгальских» огней);
Взаимодействие со сложными веществами: с разбавленными кислотами - HCI и Н2SO4
Записать соответствующие уравнения реакции.
Учитель: Какой же это металл: активный или пассивный? Ответ: активный.
А теперь рассмотрим взаимодействие алюминия с водой и Н2SO4(конц), HNO3(конц).
Учитель: Алюминий, стоящий в начале ряда напряжений металлов, проявляет химическую пассивность. Почему? Причину пассивности выясним, посмотрев опыт «плавление алюминия» Внимание на экран (видео).
Учитель: Концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют алюминий образуя на поверхности металла плотную, прочную оксидную пленку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах.
Если удалить пленку, то алюминий должен проявлять активность, близкую к щелочноземельным металлам. Без оксидной пленки он способен реагировать с водой при обычных условиях.
С водой (при удалении оксидной пленки) 2АI+6H2O=2AI(OH)3 + 3H2
Нахождение алюминия в природе. 3 мин. (Слайд № 4) напишите основные соединения алюминия и дайте им названия.
Учитель: Почему алюминия нет в свободном виде в природе?
Ответ: Исходя из положения алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов, можно заключить, что он обладает высокой химической активностью и поэтому не встречается в природе в свободном состоянии.
Получение алюминия: 1 мин. (Слайд № 5)
Учитель: Алюминий получают электролизом оксида алюминия Al2O3 в расплаве криолита. Процесс электролиза, в конечном итоге, сводится к разложению Al2O3 электрическим током:
2 Al2O3 > 4Al + 3O2


Соединения алюминия - AI2O. 3мин. (Слайд № 6)
Оксид алюминия Аl2O3 белое вещество с очень высокой температурой плавления, термически стойкий, гигроскопичный. По химическим свойствам это амфотерный оксид. Как основный он реагирует с кислотами:
Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O
Как кислотный – со щелочами:
Al2O3 +NaOH =2NaAlO2 + H2O
Может быть получен разложением при нагревании соответствующего ему гидроксида алюминия:

2AI(OH)3 = Аl2O3+ 3H2O
Применение:
Сырьё в производстве алюминия, катализатор, адсорбент, огнеупорный и абразивный материал.
Гидроксид алюминия Аl(ОН)3 - белый, аморфный или кристаллический порошок. Практически не растворяется в воде. Его получают при взаимодействии раствора щелочи с раствором соли алюминия.
Al2(SO4)3 + 6NaOH = 2Al(OH)3 + 3Na2SO4
Эта реакция является качественной на ионы Al3+. При действии раствора щелочи на соль алюминия образуется белый осадок Al(OH)3, который растворяется в избытке щелочи. Как амфотерный гидроксид он реагирует с кислотами и основаниями:
Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O
Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O
Применение:
Используется при очистке воды, так как обладает способностью поглощать (адсорбировать) различные вещества. В медицине, в качестве антацидного средства (для лечения кислотозависимых заболеваний желудочно-кишечного тракта посредством нейтрализации соляной кислоты, входящей в состав желудочного сока – «Альмагель»). Применяется в качестве антипирена (подавителя горения) в пластиках, полимерных, лакокрасочных материалах.
Разлагается при нагревании.
Применение алюминия и его соединений. 3 мин. (Слайд № 7)
Алюминий широко используют в металлургии для получения металлов хрома, марганца, ванадия, титана, циркония из их оксидов. Как вы помните, этот способ носит название алюминотермии. На практике часто применяют термит смесь Fe3O4 с порошком алюминия. Если эту смесь поджечь, например, с помощью магниевой ленты, то происходит энергичная реакция с выделением большого количества теплоты:
8 AI + 3 Fe3O4 = 4 Al2O3 + 9 Fe
Выделяющейся теплоты вполне достаточно для полного расплавления образующегося железа, поэтому этот процесс используют для сварки стальных изделий.
Задание: зная физические и химические свойства алюминия, предположите области его применения.

Учитель: Оказывает ли алюминий влияние на здоровье человека?
7. Биологическая и экологическая роль алюминия и его соединений. 2 мин. (Слайд №)

Ответ: Физические и химические свойства алюминия.
Ответ: Исходя из положения алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов, можно заключить, что он обладает высокой химической активностью и поэтому не встречается в природе в свободном состоянии.
Примерные ответы. Физические свойства алюминия: серебристо- белого цвета; твердость. Аl – 2,9; плотность. Аl – 2,7 , лёгкий; температура плавления Al – 660 (вольфрам – 3370 , натрий – 98); большая электро- и теплопроводность; очень пластичен.
Взаимодействие со сложными веществами: с разбавленными кислотами - HCI и Н2SO4
Записать соответствующие уравнения реакции.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Al2O3 · H2O (с примесями SiO2, Fe2O3, CaCO3)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  KNa3[AlSiO4]4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  (Na,K)2SO4·Al2(SO4)3·4Al(OH)3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (смеси [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с песком SiO2, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] CaCO3, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] MgCO3)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  Al2O3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  (K,Na)2O·Al2O3·6SiO2, Ca[Al2Si2O8]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Al2O3·2SiO2 · 2H2O
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  3ВеО · Al2О3 · 6SiO2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  BeAl2O4.
Ответы: основные области применения алюминия связаны с легкостью, прочностью и устойчивостью. В таком сочетании полезных свойств нуждается в первую очередь транспорт. Главные потребители алюминиевых сплавов – самолетостроение и автомобилестроение. Учащиеся смотрят учебник, и продолжают отвечать с добавлением учителя: указанные свойства алюминиевых сплавов, а также их красивый внешний вид обусловили широкое применение их в строительстве. Алюминий и его сплавы используют при отделке станций метрополитена, фасадов зданий. Гофрированными листами сплавов покрывают крыши. Высокая электрическая проводимость чистого алюминия используется в электротехнике. Из алюминия изготавливают электропровода. При одинаковом электрическом сопротивлении масса алюминиевого провода значительно меньше массы медного. Это облегчает сооружение опорных мачт, на которые подвешиваются провода.
Широко применяется “серебряная краска” на основе алюминиевого порошка. Она не только придает красивый внешний вид изделиям, но и защищает их от химического разрушения. Для защиты от солнечных лучей покрывают цистерны, предназначенные для перевозки нефтепродуктов.
В быту алюминий используют в виде кухонной посуды. Здесь используются такие свойства как высокая теплопроводность, способность противостоять действию не только холодной, но и кипящей воды и не ядовитость его соединений, которые в небольшом количестве могут образоваться при действии на алюминий слабых органических кислот, содержащихся в пище.



2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Этап 4. Проработка содержания темы. 10 мин.
«Проблема – решение – ответ» (лабораторная работа).
Цель: Доказательство амфотерности алюминия.
(Проблемный вопрос к лабораторному опыту): математики утверждают, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. А вот химики считают, что это не всегда справедливо. Убедитесь в этом, меняя порядок приливания растворов: хлорида алюминия и гидроксида калия.
Работаем по инструкции. Вспомним о ТБ. (Если пролита кислота – проточная вода, р-р питьевой соды; если щелочь – вода, 2% р-р уксусной кислоты). Работаем в парах. Делаем поэтапно. Наблюдаем, записываем уравнения в ионном виде. За каждое уравнение по 1 баллу.
В пробирку налейте 1мл. раствора соли алюминия. Добавьте несколько капель раствора щелочи до образования студенистого осадка гидроксида алюминия. Затем запишите молекулярное и ионное уравнения реакции.
В эту пробирку 1мл. раствора соляной кислоты. Встряхните содержимое пробирки. Что наблюдаете? Если гидроксид реагирует с кислотой, значит, он проявляет основные свойства. Запишите молекулярное и ионное уравнения реакции.
В другую пробирку налейте 1-2 мл. гидроксида калия. Добавте несколько капель раствора соли алюминия. Что наблюдаете? Если гидроксид реагирует со щелочью, значит, он проявляет кислотные свойства. Запишите молекулярное и ионное уравнения реакции.

Впишите пропущенные слова.
При взаимодействии с кислотами гидроксид алюминия проявляет .свойства, а при взаимодействии со щелочами гидроксид алюминия проявляет .свойства. Следовательно, гидроксид алюминия - соединение.
Вывод: гидроксид алюминия – амфотерное соединение. Амфос в переводе с греческого означает реагирует с тем и с другим.
А как распознать ионы алюминия? (Добавить к соли р-р щелочи, выпадает белый осадок, растворимый в избытке щелочи).



3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Этап 5. Эмоциональная разрядка (разминка). 2 мин.
Название метода – Эссе.
Цель: Снятие напряжения и усталости и расслабление.
Завершение образовательного процесса. Д/З – мини сочинение 3-5 предложений от имени алюминия «Я самый, самый»
Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия».





3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Этап 6. Рефлексия. 4 мин.
Название метода: «Смайлики», «Волшебный микрофон»

Цели задачи использования метода: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Подробная технология проведения:
В тетради, в конце темы нарисовать смайлик соответствующий уроку. Подведение итогов - « волшебный микрофон»
Продолжите предложения:
1. Сегодня я понял
2. Теперь я могу
3. Меня удивило и т.д.













ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
Сценарий учебного занятия по предмету



ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Лђ Заголовок 5 Заголовок 715