Мастер-класс на тему Работа с текстом на уроке литературного чтения

Ход мастер – класса:
Слайд 1 (Ж.Ж.Руссо)
Орг. момент

- Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги.
- Свой мастер- класс я хотела бы начать с притчи.

Обучающая кейс- технология
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит идёт человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
- Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
- Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
- Верно! – удивился человек.
- Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
- Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

- Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились пред стариком и поклонились ему.
- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ. Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвёл крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
- Меня больше радуют твои пёрышки

- Почему пёрышки учителя больше обрадовали старика?

-Вот так и я на своих уроках я стараюсь научить детей полёту мысли, творчества и фантазии. А чтобы этого добиться использую основные идеи образовательного стандарта.

-Каждый из нас коллег, присутствующих здесь, мечтает о проведении интересных уроков, а интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

Слайд
личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала;
применения современных обучающих технологий.

Мы понимаем, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

слайд (название технологий)

2 .Мотивация к мастер-классу.

- Я предлагаю вам посмотреть одну из серий журнала "Ералаш".

Ролик

Мозговой штурм
- Какую книгу мальчик читает с таким интересом? Ваши предположения.

Слайд
-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках литературного чтения.
- Тема моего мастер- класса «Я умею читать»

Слайд («Я умею читать»)
-Обратите внимание, в конце предложения не стоит знак препинания. Мы поставим его в конце нашего занятия.

- Скажите пожалуйста– вы умеете читать?

Исследовательская кейс- технология

- Давайте проверим
(слайд 3)

- По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

- Ну что, справились с заданием? Уверена, без особых проблем. Но в данном случае это не только тест на узнавание текста, но и серьёзный научный вывод, который нельзя проигнорировать.

-Одну сторону чтения выяснили- читать мы умеем.
- А теперь выясним, насколько осознанно мы умеем это делать.

- Я предлагаю провести исследование на примере одного произведения. Автора вы узнаете после небольшой игры.

3.Работа по теме.

Практическая кейс- технология -

-Я попрошу участников выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас прикреплю Вам на спины буквы, а Вы из предложенных букв составьте фамилию писателя(СЛАДКОВ)
- Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали ? (Коммуникативные, познавательные)
-Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?
-Сегодня мы поработаем с произведением Николая Сладкова.
-Давайте обратимся к тексту. Прочитайте.
(слайд)

У всех день рождения
· радость. А у клестят
· беда.

-Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают)
-Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения.

-Давайте прочитаем второе утверждение.
-Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы)
-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Возьмите голубые листы. (Читаем).

Слайд.
Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

- Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что день рождения у клестят беда.

- Почему у клестят день рождения раз в четыре года?

-Давайте узнаем, а что же родители?

(Слайд)
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст
· сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

- Проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью метода 6 шляп. Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон.

-И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы).

-Красная шляпа-это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.
-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят?
(автора или клестов).

- В тексте есть прямое указание на того, чьи это слова.

(слайд)
Это я так про клестят думаю.

- Так с чьих же слов мы с вами узнали о жизни клестят?
-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)
(слайд с книгами)

-Продолжим чтение на желтых листах.

Слайд
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся
· и спать. Снизу гнездо
· как пуховая перинка, сверху мама
· как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
Немного дней прошло
· выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

-Изменился ли теперь ваш взгляд на жизнь клестят?
-Ваши ощущения поменялись?(красная шляпа)
-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.

Слайд
А у клестят
· беда.

-Можем ли мы теперь согласиться, что день рождения у клестят - беда, после всего, что мы узнали из текста?

А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать).

-Удалось автору достичь этой цели?

-Но это еще не конец рассказа. Возьмите белые листы.

Слайд
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения
· всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!

-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце.
Почему?
(ответы).Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.

-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Как бы вы озаглавили его?

-Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».

Слайд
-А теперь я хочу предложить вам написать синквейн по теме "Клестята". Его структура на слайде.
(зачитывают).

-Молодцы, уважаемые коллеги.
Но наша работа не закончена. Давайте вернёмся к теме нашего мастер-класса.

Слайд.
-Перед вами пёрышки с предложением. Поставьте нужный знак в конце. На доске только что вылупившийся клестёнок. Давайте поможем ему вырасти, обрести силы, отправиться в полёт.

-Я вижу, что все предложения с ! знаком. А это означает, что мы в совершенстве владеем чтением. Я уверена, что все мы будем развивать эти умения у наших детей. От души желаю всем творческих успехов!!!































«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций


ўђ Заголовок 115