Конспект урока по окружающему миру на тему Мир глазами историка


Конспект урока
Предмет: окружающий мир
Программа: «Школа России»
Класс: 4
Тема: «Мир глазами историка»

Цель: организовать учебную деятельность по формированию представления об окружающем мире с точки зрения историков и представления об истории как науке.
Задачи:
1) Образовательные: создать условия для организации работы по раскрытию понятия "история", как науки, знакомству с видами исторических источников;
2) Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к своей истории, к прошлому человечества, формированию представления о необходимости изучения истории;
3) Развивающие: способствовать развитию интереса к изучению истории, речевого навыка, формированию знаний об исторических источниках, их видах.
Формируемые УУД:
- познавательные: искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- регулятивные: ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения учебного материала;
- личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Оборудование: презентация «Мир глазами историка»; схема «Исторические источники»; компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности .
- Итак, друзья, начнем урок!
Проблем у нас большой запас.
А для кого они?..
- Для нас!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.
- Сегодня мы откроем ещё 1 страницу книги об изучении мира. Как вы думаете, с какой наукой мы будем сегодня работать?
- Скажите, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? Что вы можете узнать? И зачем вам эти знания нужны?
А работать мы с вами будем, как всегда, по плану:
1)Повторим
2) Узнаем
3) Научимся
2.Актуализация опорных знаний. Введение в тему урока.
1)Проверка домашнего задания ( в тестовой форме).
2) Введение в тему урока.
-- В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию каждого из нас. У человечества тоже есть биография – это история. Но откуда же мы всё помним и знаем события, которые происходили много лет и даже тысячелетий назад?
–Попробуйте сформулировать тему урока.
– Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
- Что будем делать для достижения этой цели? (работать по учебнику, работать в парах, рассуждать, высказывать свою точку зрения и т.д)
3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
- Мы знакомимся с миром, который нас окружает. На предыдущих уроках мы узнали о взглядах на этот мир ученых-астрономов и ученых-географов. Сегодня узнаем о том, как получают информацию об окружающем мире учёные-историки.
1)Работа в группах.
(Деление учащихся на микрогруппы, определение капитанов, получение инструкции и заданий. )Инструкция.
Дорогие ребята!
Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За работу команды отвечает капитан. Чтобы работа была выполнена быстро и точно , капитан распределяет задания между участниками команды.
1.Прочитайте тексты на стр. 29-34 учебника .2. Найдите ответы на вопросы.
3. Запишите ответы в бланке с вопросами.
ВОПРОСЫ:
- Что такое история?
-Где историки получают информацию?
- Что называют историческими источниками?
-Что такое археология?
-Что такое Кунсткамера?
2)Проверка выполнения работы.
У каждой команды 5 вопросов. Отвечать вы будете по очереди.
( История - это наука о прошлом.Историки получают информацию в библиотеках, музеях, архивах.
-А какое время интересует историков?
Далёкое прошлое не исчезает бесследно, остаются развалины древних зданий, городов, могилы людей, остатки одежды, обломки посуды, оружие, другие предметы. Их нужно найти и изучить, чтобы узнать о жизни людей в древности. Всё, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками. К ним относится всё: от высочайшей пирамиды до крошечной бусинки, от небольшой надписи на надгробной плите до толстенных книг. Одни из них мы можем потрогать руками, другие прочитать, третьи услышать. Богатейшей кладовой вещественных источников является земля. Обнаружив места, где находятся «следы» жизни древних людей, учёные производят раскопки. Находки археологов дают представление об обычаях, оружии, орудиях труда, домашней утвари людей. Раскапывая остатки поселения людей, древние города, дома, мастерские, археологи могут понять, как они выглядели, представить себе жизнь людей. Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая предметы, сооружения,называется археологией.
Первый в России музей –Кунсткамеру - основал царь Пётр Первый в Санкт-Петербурге.)
3)Расширение представлений учащихся об исторических источниках.
-Все исторические источники мы можем разделить на письменные, устные и вещественные.
От какого слова произошло название «вещественные источники»? Вещественные источники можно потрогать руками. К ним относятся орудия труда, оружие, монеты, одежда, украшения, постройки – всё, что создано руками человека. А где же хранят найденные вещественные источники? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике.
Развалины зданий, оружие, украшения могут о многом рассказать, но разве вещь может рассказать о чём мечтали древние люди? Чему радовались, о чём печалились наши предки? А ведь очень интересно узнать, какой у них был характер, какие качества они ценили в людях, какие они пели песни, какую музыку любили. Ответы на эти вопросы могут дать письменные и устные источники.
- Как вы думаете, что относится к письменным источникам?
К письменным источникам относится всё, что написано на бумаге, пергаменте, камне, дереве, металле, глине – всё, на чём можно писать. Это княжеские указы, грамоты, договоры о мире и торговле между странами, деловые документы, письма, книги, описания путешествий и сражений. И, конечно же, летописи.
- Вспомните, что такое летопись? (Летопись – подробный рассказ о событиях.)
- Что же может быть устным источником?
Устным источником является устное народное творчество. На уроках чтения мы знакомились со многими видами этого творчества. Что же относится к устному народному творчеству? ( Сказки, былины, песни, докучные сказки, пословицы, поговорки, загадки, частушки, легенды.)
4.Физкультминутка.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Раз – читаем летопись,
Два – идем в музей,
Три – ведём раскопки,
Узнаем о прошлом времени
И станем мы мудрей!
5. Применение полученных знаний.
1)Работа с учебником (стр.31 «Обсудим!»)
2) Работа в парах. Игра «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.
6.Подведение итогов урока.
-Что такое история?
-Что называют историческим источником?
-Какие виды исторических источников вы запомнили?
-Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?
7.Рефлексия.
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
-Оцените свою работу на уроке. Внимание на доску.
Если кто-то сделал для себя много новых открытий, обведите !Если у вас остались вопросы , обведите ?
Если на уроке вы ничего нового не узнали, обведите .
8.Домашнее задание: стр.18 задание 5 (в тетради)