Цель: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт Задачи: Образовательные: закрепить умение детей передавать заданное эмоциональн


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
«Наши эмоции»
(коррекционно-развивающее занятие)
Воспитатель: Бородкина Т.В.
г. Нижний Ломов
2016г.
Конспект занятия
Тема занятия: «Наши эмоции»
Тип занятия: коррекционно-развивающее
Форма занятия: час общения с элементами дидактических игр
Воспитатель: Бородкина Татьяна Владимировна
Возраст учеников: 15-18 лет (в группе 7 человек)
Диагноз: сенсоневральня тугоухость III-IV ст.; ЗПР
Время занятия: 40 минут
Цель: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт
Задачи:
Образовательные: закрепить умение детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, выразительные движения); активизировать словарный запас детей
Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы
Коррекционно – развивающие: развивать умение владеть своими эмоциями, анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются
Оборудование и дидактический материал: плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, словесный, метод игры; индивидуальная и групповая форма работы
Словарная работа: эмоциональное состояние, мимика, эмоции радости, удивления, страха, гнева, грусти, любви, сострадания.

Ход занятия

п/п Этапы работы Содержание деятельности
Педагога Воспитанников
I
5 мин Организационный этап
Ритуал приветствия: игра «Комплименты»
Цель: создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе - Добрый день! Давайте начнём путешествие по миру эмоций и комплиментов. Дотроньтесь друг до друга и скажите соседу по парте что-нибудь приятное. Это может быть связано с внешностью, характером, настроением вашего соседа
- Что чувствуют люди, когда им говорят комплименты? Дети говорят друг другу комплименты
- Когда тебе говорят хорошие слова очень приятно, поднимается настроение
II
5 мин Актуализация темы
Игра «Лото настроений»
Цель: заинтересовать детей, заставить их включиться в деятельность, сообщить тему занятия Перед детьми на столе лежит набор карточек с изображением эмоциональных состояний. Воспитатель называет какое-либо эмоциональное состояние (радость, грусть, удивление, страх, стыд, злость)
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем занятии?
-Тема нашего занятия «Наши эмоции» Дети находят его в своих наборах
- Об эмоциях
Дети читают тему занятия
III
25 мин
IV
5 мин Основной этап
Цель:совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимика, пантомимика).
Работа с иллюстрациями
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения
Пантомимика
Цель:совершенствовать умение выражать эмоции с помощью движений, мимики, жестов, интонации
Физкультминутка
Упражнение «Шалтай-Болтай»
Цель: снять напряжение, вырабатывать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью
Игра «Собери и угадай».
Цель:совершенствовать умения распознавать эмоциональные состояния по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей.
Работа с положительными и отрицательными эмоциями
Цель: обучить детей способам регуляции своих эмоций (снятие психоэмоционального напряжения, умение изменить свое настроение)
Рефлексивно-оценочный этап.
Словесная рефлексия.
Цель: вспомнить и осознать основные компоненты деятельности, закрепить умение описывать своё настроение.
- А теперь попробуйте изобразить своё эмоциональное состояние с помощью мимики. (Поочерёдный показ карточек)
- Скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние вам приятно изображать, а какое не очень?
- Я с вами согласна.
- Но ведь в жизни мы испытываем и те, и другие чувства.
1.Работа с иллюстрациями.
Посмотрите на эту иллюстрацию. (Показ)
- Кто на ней изображён?
- Обратите внимание на их настроение.
- Почему вы так решили?
-Кто хотел бы попробовать изобразить двух поссорившихся мальчиков?
- Молодцы, у вас получилось почти как на иллюстрации.
2. Беседа по вопросам.
С кем из вас происходили подобные ситуации? Как вы из них выходили?
3. Решение жизненных ситуаций
- Давайте подумаем, как примириться со своим товарищем после ссоры?
- Правильно, можно предложить вместе поиграть в интересную игру, использовать ритуал примирения: «Мирись, мирись…», улыбнуться, похлопать друг друга по плечу и предложить забыть о ссоре.
- Попробуем изобразить помирившихся детей. Сначала покажем ссору: мальчики стоят спиной друг к другу, руки на поясе или за спиной, на лице обида или злость. А теперь – примирение. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, обнимаются, жмут друг другу руки.
- Ребята, а сейчас мы отдохнём. Встаньте рядом с партами.
Шалтай-Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
- Ребята, сейчас я раздам каждому из вас разрезанную рожицу, а вы должны её собрать и назвать какая это эмоция
- Ребята, зачитайте подписанные на схемах эмоции.
- Выберете названия, которые обозначают отрицательные эмоции.
– Могут ли эти эмоции нанести нам вред, то есть стать нашими врагами?
– Приятно ли общаться с людьми злыми, жадными, вредными, агрессивными? Вывод. Значит, отрицательные эмоции становятся внутренними врагами человека, они мешают ему жить и общаться с другими людьми.
– Из общего числа эмоций у нас остались две: радость и удивление. Какие они? Вывод. Да, это положительные эмоции, их можно назвать нашими друзьями.
- Можете вы назвать ещё несколько положительных эмоций?
- Ребята, а сейчас подумайте и скажите, как можно успокоиться и побороть свои отрицательные эмоции?
-Правильно, ещё можно побыть одному, улыбнуться, подумать о чём – то хорошем, написать на бумаге и разорвать, погладить себя по груди со словами: «Мне хорошо, я спокоен и всем доволен!»
- Наше занятие подходит к концу. Какие чувства мы сегодня обыграли?
– Какое самое приятное в жизни чувство? Может ли жизнь состоять из одних только радостей?
– Я желаю всем вам поменьше темных полос в вашей жизни.
– Ответьте на вопрос: Что из этого занятия вам пригодится в жизни, начав со слов: «Мне пригодится…»
Дети изображают
- Радость изображать приятно, а злость, страх – нет.
- Два мальчика
- Они поссорились
- Брови у них сдвинуты, лица сердитые, они размахивают руками
Двое детей мимикой и жестами изображают ссору
-Дети делятся своим опытом, рассказывают о пережитых эмоциях и о том, как они справлялись с конфликтной ситуацией.
- Улыбнуться, вместе заняться интересным делом
Дети изображают
Дети поворачивают туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.
Дети складывают и угадывают эмоции
Зачитывают
Выбирают названия, которые обозначают отрицательные эмоции
- Могут
- Не приятно
- Положительные
-Гордость
- Любовь
- Подумать о чём-то хорошем
- Досчитать до 10, а потом говорить
- Положительные
- Отрицательные
- Нет, не может
Читают фразу и добавляют свой ответ