Возможности фольклора в формировании личностных УУД у младших школьников


Возможности фольклора в формировании
личностных УУД у младших школьников
М.Ю.Боголепова, В.А.Барабашова, МБОУ СОШ №28
городского округа город Воронеж
(сборник научно-методических статей, выпуск 10, - ВГПУ, Воронежский институт инновационных систем, 2013)
Стать искусным собеседником очень важно, но ещё важнее научиться понимать окружающих людей. Жизнь, фольклор и художественная литература дают нам замечательные образцы общения. Знакомя с этими образцами учащихся, мы поможем им овладеть этим искусством.
Ещё в древности люди задумывались над тем, как строить речь, какое содержание следует включать в неё в той или иной ситуации. Постепенно накапливался опыт вежливого, нормированного общения. Можно предположить, что первые правила речевого этикета были сформированы в фольклоре. Особенно богатый материал в этом вопросе нам дают пословицы, которые диктуют ряд правил для говорящего и слушающего. К примеру, «Невысказанное высказать можно, высказанного не вернуть», «Сердце глупца – в его языке, язык умного – в его сердце», «не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь», «Речь хороша, когда коротка» и другие.Заметим, что у разных народов мира пословицы нередко близки по смыслу и отражают лучшие человеческие качества, способствуют пониманию отношений между людьми, расширяют кругозор и познание об окружающем мире. Сопоставление фольклорных представлений с современными убеждает нас в том, что мы и сегодня стараемся придерживаться тех правил общения, которыми люди руководствовались в древновти.
В.И.Даль назвал пословицу коротенькой притчей – малым поучительным художественным произведением. Известно, что в некоторых странах Западной Европы пословицы входили в названия художественных произведений, из них составляли тексты баллад (например, «Баллада пословице» французского писателя Вийона), ими писались любовные письма. Только из пословиц состояли некоторые драматические произведения («Комедия пословиц» французского автора Крамеля). Пословицы и поговорки широко входят в язык художественных произведений русской литературы.
Правила народной мудрости реализуется нами в повседневном общении, этих правил придерживаются и писатели, создавая художественные произведения.
Богатство фольклорного материала позволяет обращаться к нему на разных ступенях обучения с обязательным выходом в каждом классе на новый, более совершенный уровень осмысления. Как нам кажется, вводить этот материал необходимо уже в начальной школе. Учащимся 1-3 классов можно предложить составление устных, а потом и письменных сочинений-рассуждений и рассказов по пословицам, отражающим правила речевого этикета. Например, «Языком не торопись, а телом не ленись», «доброе слово лучше мягкого пирога». В работу могут постепенно включаться и диалоги из изучаемых на уроках литературного чтения художественных произведений.
Систематическое введение фольклорных правил речевого этикета с использованием пословиц можно начинать с четвёртого класса. Здесь учащимся необходимо напомнить о том, что в результате общения должно рождаться взаимопонимание, и если его нет, то говорящим и слушающим допущены определённые ошибки в общении. Учащиеся должны убедиться, что неумелое пользование словом, нарушение речевой этики приводит к непониманию и ссоре. Подкрепим вывод пословицами: «Будешь следить за языком, он сохранит тебя, распустишь – он тебя предаст», «Языком убивают как кинжалом, только кровь не льётся». Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано.
После введения и осмысления фольклорных правил речевого этикета, учащимся можно предложить самостоятельно составить словарь пословиц о речи с толкованием смысла каждой приведённой пословицы. Когда правила усвоены, можно побеседовать с учащимися о том, какой должна быть речь человека.
Следующая ступень в работе – применение правил при разборе монологов и диалогов произведений, изучаемых в 4-х и старших классах. В 4-5 классах это могут быть сказки, басни Крылова, произведения Пушкина и другие; в пятых и последующих классах – произведения А.С.Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка», Гоголя «Ревизор», рассказы А.П.Чехова, пьесы «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Гроза» Островского, «На дне» Горького, романы «Отцы и дети» Тургенева, «Преступление и наказание» Достоевского и другие. Особенно живо анализируются монологи и диалоги чеховских рассказов. Могут использовать разные формы работы: чтение по ролям (говорящий и слушающий), подбор пословиц о речи к рассказу и другие.
Систематическое и целенаправленное изучение фольклорного материала на уроках литературного чтения и литературы воспитывает не только более серьёзное отношение учащихся к своей и чужой речи, требовательное отношение к себе и другим, но и способствует более глубокому и тонкому пониманию художественного произведения. Учащиеся обращают внимание на то, как автор строит речь своих героев, к чему приводит в их взаимоотношениях то или иное нарушение норм речевого этикета. Работа с устным народным творчеством позволяет сформировать у обучающихся на ступени начального общего образование следующие личностные УУД:
-использование собственного спонтанного (жизненного) опыта;
-сформированность эстетических чувств и чувства прекрасного через ознакомление с родным языком, художественной культурой;
-самоопределение, самореализация;
Готовность открыто выражать и отстаивать собственную позиция;
-готовность к самосовершенствованию;
-стремление к саморазвитию;
-внутренняя позиция обучающегося по отношению к учебной деятельности;
-знание духовно-нравственной основы жизни человека и общечеловеческой культуры;
-творческое, исследовательское самообучение;
-положительная мотивация к изучению нового учебного материала;
-адекватная мотивация учебной деятельности;
-критичность к своим поступкам и собственной учебной деятельности, умение их адекватно оценивать;
-ориентация на моральные нормы и их выполнение;
--устойчивая положительная мотивация к коллективной деятельности;
-умение жить и действовать по установленным правилам;
-готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты;
-способность к моральной децентрации;
-устойчивая продолжительная мотивация к самостоятельной учебной деятельности;
-творческая самореализация на основе организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;
-сформированность целеустремлённости и настойчивости в достижении поставленных учебных или деятельностных целей;
-избирательность в потреблении информации;
-уважение к личной информации другого человека;
-освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
-овладение системой личностных учебных действий;
-готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм;
-умение включить в учебный процесс врождённые и приобретённые способности;
-осознание собственной значимости для личного познания;
-умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности;
-активность и организаторский опыт в процессе учебной групповой деятельности;
-сформированность познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Литература
Обучаем по системе Л.В.Занкова – М.Просвещение, 1991.
Обухова Л.А., Жиренко О.Е., Полещук В.Ф. Тренажёр по русскому языку для начальной школы: пословицы и поговорки – М. Издательство «Ювента», 2007