Активные методы обучения как средство формирования познавательного интереса.

Активные методы обучения
как средство формирования познавательного интереса
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качеств. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Для того чтобы сформировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и продуктивные методы, дедуктивные и индуктивные методы. Таким образом, каждый из методов каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информационно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее – мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующие познавательную активность и интерес, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией. К этим методам и относятся активные методы обучения, которые рассматривались ранее.
Формирование познавательного интереса.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам. С одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики, например, испытывают удивление, когда составляют задачу и узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивлению и поражающему воображению. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того, чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно использовать в работе педагога методы активного обучения. Все значительные явления жизни, ставшие обыденными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении новое, полное смысла, совсем иное звучание через использование методов активного обучения. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Интересу к познанию содействуют также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширить рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересным. И тогда выступает еще один, на менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через использование разнообразных методов активного обучения.
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысления в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого боле эффективными в смысле достигаемых целей.
Рассмотрим на примерах, как можно организовать работу учащихся на уроках математики в соответствии с особенностями их интересов и через использование активных методов обучения.
Занимательность. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках постоянно использую такие игры: «Лесенка», «Поезд», «Заселяем домики» и т.д.
Познавательные игры. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавательской деятельности используются настольные игры, с помощью которых изучается нумерация чисел, состав числа, названия и отличительные признаки геометрических фигур и т.д. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.
Учебные дискуссии. К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые преподаватели умело используют этот метод активного обучения. Здесь используются исторические факты борьбы научных точек зрения по той или иной проблеме. Однако ситуацию спора преподаватель может создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос «А кто думает по-другому?» И если такой пример вызывает спор, то обучаемые сами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так учебный спор выступает в роли стимулирования интереса к учению.
Геометрический материал. Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала.
Например, дан плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур. Задания: 1)из каких фигур состоит рисунок; 2) измерить и найти площадь какой-либо фигуры; 3) составить из данных фигур домик, кораблик и т.д.
Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций. В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний.
Создание ситуации успеха. Одним из действенных приемов стимулирования познавательного интереса является создание ситуации успеха у учащихся, которые испытывают определенные трудности в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных трудностей. Поэтому преподавателям следует так подбирать некоторым обучаемым, которые нуждаются в стимулировании, учебный материал, чтобы, получив на соответствующем этапе доступное для них задание, это придало бы им уверенности в себе, и они могли продолжить свою учебную деятельность в более благоприятном темпе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия.
Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение осознания собственного роста.



























Список литературы

1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. Занимательные материалы. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
2. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985.
3. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. - М.:«Народное образование», 2000.
4.Белинский В.Г. Избранные педагогические произведения. - М.: Педагогика, 1982.
5.Белова Т. М. Работаем по системе развивающего обучения // Начальная
школа. - 1996. - № 12.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1985.
7.Василькова Т.В. На сколько больше (меньше). // Начальная школа. -1994.- №9.
7. Вычужанина О.В. Решать задачи стало интересно. //Начальная школа. -1999. - №3.
8. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М.: Издательство «Знание», 1993.
8.Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Издательство «Знание», 1988.
10.Гурова Н.И. Работаем по новому учебнику «Математика-1». Число и цифра нуль //Начальная школа. - №1994. - №9.
11. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – Томск, Пеленг, 1985.
12.Евдокимова Л.А., Смирнова Г.Г. Работаем по системе Н.Б.Истоминой //Начальная школа. - 1996. - №2.
13. Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике. - М.: «Просвещение», 1989.
14.Истомина Н.Б. Курс математики в начальных классах
//Начальная школа. - 1995. - №8,9.
15.Истомина Н.Б., Дукарт М.К. К вопросу о развивающем учебнике математики для начальных классов //Начальная школа. -2000. - №2.
16.Костенко И.П. Теоретико-множественный подход к первокласснику //Начальная школа. -1994. - №4.
17.Кочеткова Г.Г. Развитие пространственного мышления младших школьников //Начальная школа. - 1996. - №12.
18.Крапивина Е.А. Развитие пространственных воображений у первоклассников-шестилеток //Начальная школа. - 1996. - №12.
19. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: «Просвещение», 1988.
20. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2005.
21. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. - Санкт-Петербург, 1996.
22. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: «Просвещение», 1988.
23.Леонтьева А.А. Педагогика здравого смысла.
24. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1979.
25. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. - Советская пед., 1965.
26. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977.
27. Минаева Н.И. Я выбрала этот учебник //Начальная школа. - 1995. - №6.
28. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. –Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2002.
29.Немов Р.С. Психология. - М., 1998.
30. Овсянникова Т.И. За такими программами будущее //Начальная школа. -1995. - №6.
31. Педагогика /Под ред. Ю.К.Кабанского. - М.,1983.
32.Петерсон Л.Г. Математика «Программа для начальной школы 1-4 классов».
33. Петерсон Л.Г. Математика для каждого: концепция и программа гуманитарного непрерывного курса математики в основной школе.
34. Петерсон Л.Г. Активизация деятельности детей при изучении вычитания двузначных чисел с переходом через разряд //Начальная школа. - 1997. - №6.
35.Реутская Е.А. Учебник помогает мыслить ученику и учителю //Начальная школа. - 1999. - №3.
36. Рудницкая В.Н. Математика. Устные вычисления. Методическое пособие. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2009.
37. Руднянская Е.И. Начальная школа. Интегрированные уроки. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2002.
38. Под ред. Дубровиной И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. 2-е издание / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1995.
39.Свищ М.А. Развитие школьников в процессе обучения решению задач по альтернативным учебникам //Начальная школа. - 2000. - №4.
40.Семенкова И.В. Первый урок по теме «Числовой луч» //Начальная школа. -1999. - №11.
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
42.Солнышко С.В. Использование комбинаторных задач при обучении первоклассников математике //Начальная школа. - 1996. - №2.
43. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. 6-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
44. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. - М.: «Просвещение», 1967.
45. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М., 1969.
46. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: «Просвещение», 1988.
47. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: «просвещение», 1980.
48. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.: «Просвещение», 1993.
49.Шарапова М.Ю., Гурова Н.И. Работаем по-новому //Начальная школа.-1995. - №7.
50. Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2 классах. - М.: «Просвещение», 1992.