Методические рекомендации педагогам ДОУ, а так же родителям детей младшего дошкольного возраста по включению фольклорных произведений в педагогическую и воспитательнуюсистему


Методические рекомендации педагогам ДОУ, а так же родителям детей младшего дошкольного возраста по включению фольклорных произведений в педагогическую систему
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка. Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности. Однако, как показали результаты анкетирования, не существует единой системы указаний по включению фольклорных произведений в педагогический процесс обучения, воспитания и развития младших дошкольников. Поэтому в своей курсовой работе мы попытались разработать подобные методические указания на основе анализа педагогических ситуаций с использованием малых фольклорных жанров.
Воспитателями детского сада № 144 было отмечено, что чем раньше начинается использование фольклора в играх с детьми или на занятиях, тем более ощутимы результаты его использования. Эта особенность связано с возрастными и психологическими особенностями детей младшего дошкольного возраста. Дети этого периода с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью. Поэтому образный и живой мир потешек и поговорок привлекает ребенка. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек.
Вот что говорит о приемах включения потешек в жизнь ребенка одна из воспитательниц: «Известно, что словарный запас детей этого возраста ещё невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты я заучиваю наизусть и, конечно, ищу соответствующие интонации: колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, весёлую потешку - задорно, с юмором, с улыбкой».Так же многие отмечают, что ребята реагируют на потешки неодинаково. Так, если одних успокаивают потешки с перебиранием пальчиков или другими подобными действиями, то на других детей такие потешки почти не действуют. Это говорит о необходимости учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда её приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки!
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Включать песенки и потешки необходимо систематически на различных этапах деятельности ребенка. Такую потешку как «Вода-водичка» целесообразно включать по утрам или после сон часа, когда малышам необходимо умыться:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Произносить слова потешки надо ритмично, ласковым голосом с доброжелательными интонациями. На каждой строчке умываем ребенка, если он сам этого не делает. Движения должны быть плавными, нежными, чтобы у ребенка не вызвать негативного отношения. Со временем ребята запомнят слова потешки и сами будут их повторять. Такой прием по включению потешек в ежедневные жизненные ритуалы позволяют разнообразить необходимые рутинные занятия, сформировать к ним позитивное отношение. Так же потешки вызывают положительные эмоции и снимают психологическое напряжение. Теперь умывание – это увлекательная игра. Кроме того во время заучивания потешек расширяется активный словарный запас ребенка, его речь насыщается средствами образной выразительности, становится ярче. Подражая интонациям воспитателя, малыш обогащает интонационную палитру своей речи.
Еще одна потешка, которая поможет теперь накормить ребенка:
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки - за капусту,
Мышки - за корку,
Детки - за молоко
Рекомендации по прочтению потешки остаются теми же: доброжелательность, ласковость, искренность интонаций. Ритм произнесения в данном случае должен быть медленнее, чтобы ребенок не подавился и не торопился во время еды. Можно даже разыграть ситуации из потешки – изобразить зайку, мышку, или показать игрушки. Включение всех каналов восприятия при включении фольклора является одним из важных условий. Фольклорная система образов всегда конкретна – это мир хорошо знакомый ребенку. Поэтому инсценировка потешек или сопровождение их жестами и картинками даст более высокие результаты.
Еще одним видом фольклорных произведений, которые увлекают малышей и могут включаться с самых первых дней ребенка в садике – игровые и колыбельные песенки. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: "Ай, качи-качи-качи! Глянь -- баранки, калачи!.."; "Чики, чики, чикалочки..."; "Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу".
Кроме развития речевых способностей младших дошкольников песенки такого характера способствую формированию коллектива детей. Во время общих действий под музыку, во время пропевания слов ребята чувствуют себя частью единого целого. Многие песни по своей сути диалогичны и это позволяет включать в активную работу всех детей группы. Примером такой игровой песенки может стать песня «У Еремушки»:
У ЕрёмушкиДве коровушки,
Две коровки с молоком,
Табакерка с табаком.
Спрашивают: — Ерёма, ты дома?
Ерёма: — По дрова ушёл.
У ЕрёмушкиДве коровушки,
Две коровки с молоком,
Табакерка с табаком.
Спрашивают: — Ерёма, ты дома?
Ерёма: — Нет Ерёмы.
Из круга: — А где он?
Ерёма: — Сено косит. (По воду пошёл, и т.д.)
У ЕрёмушкиДве коровушки,
Две коровки с молоком,
Табакерка с табаком.
Спрашивают: — Ерёма, ты дома?
Ерёма: — Заболел.
У ЕрёмушкиДве коровушки,
Две коровки с молоком,
Табакерка с табаком.
Спрашивают: — Ерёма, ты дома?
Ерёма: — Выздоровел.
Ерема встает в хоровод со всеми.
Во время исполнения песенки дети встают в хоровод, выбирают Ерему. Для выбора можно использовать другой элемент фольклора – считалку. Приведем пример такой считалочки:
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.
После того как «Ерем» выбран он становится в центр хоровода. Ребята поют слова песни и ходят по кругу, после каждого куплета меняется направление движения, а Ерема им отвечает. В конце Ерема становится в хоровод со всеми ребятами. При проведении такой игры необходимо помнить, что надо включать всех детей группы в такую работу. Слова песни знакомят малышей с основными этапами жизни Еремы, которые соответствуют жизни русского крестьянина. Поэтому можно провести с детьми беседу по таким вопросам: «Где живет Ерема? Какие занятия есть у Еремы? Кем может быть Ерема по профессии?». Целесообразным будет сделать пояснения, про то кто такой крестьянин, где он живет и чем занят. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Вместе с тем формируется уважительное отношение к труду.
Подобная работа позволит не только создать дружественную теплую атмосферу в коллективе детей, но и задействовать познавательную сферу малышей. Диалог, который разыгрывают малыши во время пения учит их верно интонировать вопросы, ответы, слова куплетов. Развиваются творческие и актерские способности младших дошкольников. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что включение игровых песенок представляет собой перспективную форму работы по формированию речевых, познавательных, эмоциональных и творческих способностей детей. Помогает воспитателю сплотить коллектив малышей, сделать педагогический процесс увлекательным.
При включении игровых песенок необходимо соблюдать учитывать такие условия:
Песенка должна быть небольшой, достаточно простой для запоминания и понятной детям;
Песенный текст должен исключать какие-либо события или формы, связанные с негативными эмоциями, агрессией и т.д.;
Все слова песенки сопровождаются коллективными действиями детей;
Отличным будет инсценированные песенки или использования элементов костюма – платки в народном стиле для девочек или пояски.
Кроме игровых песенок в работе с малышами хорошо использовать песни колыбельные. Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Приведем пример колыбельной песенки для девочки и мальчика:
О бай-бай-бай!
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!
Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Мого Ваню не пугай.
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куда хошь,
Мого Ваню не тревожь.
При использовании в работе с младшими дошкольниками колыбельных надо помнить об интимно-доверительном характере этого жанра. Иными словами колыбельная не может исполняться всей группе на сон часе. Такой прием эффективно будет использовать с детьми, которые не могут заснуть по каким-либо причинам. Текст песенки напевается тихим спокойным голосом с напевными протяжными интонациями. Во время исполнения можно в ритм словами поглаживать ребенка, это будет способствовать снятию стресса и засыпанию. В песенку необходимо вставить имя ребенка, это выделит его из всей группы, позволит почувствовать себя лучше. Адресность подобных текстов является основой для личностной ориентации.
Продуктивным приемом работы по развитию образной речи, понимания иносказательности и непрямого значения слов будет включение поговорок и пословиц в работу с малышами. Так же пословицы и поговорки помогают эстетическому, трудовому воспитанию ребенка «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Терпение и труд – все перетрут», «Сделал дело – гуляй смело», формированию у него норм поведения «Семеро одного не ждут», «В тесноте, да не в обиде» и нравственно-моральных качеств «От человека утаишь, а от совести не утаишь», «Добро творить – себя веселить». Пословицы могут сопровождать совершенно различные этапы жизни ребенка в группе: «Поспешишь – людей насмешишь» - эту пословицу можно использовать при трудовой деятельности ребенка, подчеркивая, что необходимо сделать хорошо работу, а не быстро. Или если ребенок торопиться при одевании и одевается неряшливо. Важным является не просто употреблять поговорки и пословицы и вводить их в речь ребенка, но и проводить работу над пониманием смысла поговорок. Если ребята поссорились, можно сказать: «Старый друг лучше новых двух» и провести беседу: «Как вы понимаете эту пословицу? Чему она нас учит? Что надо сделать, если ты поссорился со своим другом?». Подобный вариант использования народной мудрости позволяет сформировать бережное отношение к дружбе и помирить детей, при чем импульс к примирению, таким образом, становится осознанным самими детьми, а не внешним воздействием со стороны взрослого.
Пословицы и поговорки должны включаться систематически в речь воспитателя, тогда скоро и дети переймут меткие и образные выражения русского народа. При отборе пословиц и поговорок необходимо помнить о том, что они должны соответствовать лексическому уровню малышей, быть им доступны для понимания. Интересной формой использования пословиц и поговорок является игра. Можно предложить детям сыграть в игру «Эрудит». Ребятам будет необходимо по очереди называть поговорки и пословицы, побеждает тот, кто больше их знает. При этом важно работать и над смыслом, просить детей объяснить значение образных выражений. Еще одной формой работы может стать игра «Закончи выражение…». По ее условиям воспитатель начинает поговорку, а ребята ее заканчивают. Интересным может быть создание мотивации через желание помочь какому-нибудь герою сказки или мультика: «Ребята, сегодня к нами в гости пришел Кот-баюн из сказки. Он не просто так пришел, а принес нам гостинцы, чтобы их получить, надо выполнить его задание…» или «Ребята, вы знаете Незнайку? Он сегодня у нас в гостях! Ему очень-очень нужна наша помощь. Поможем Незнайке? Ему задали задание, а он не может с ним справиться…». При этом такие игры можно проводить и с потешками, и с загадками, и играть в «Угадай мелодию» с песенками.
Еще одним любимым жанров фольклорного творчества является загадка. Работа с загадками дает прекрасную основу для формирования элементов логического мышления, умения обобщать, делать выводы, выделять главное и второстепенное. В загадках отражаются ключевые признаки предметов и явлений, ребенок ухватив эту суть должен не просто запомнить отгадку, а понять каким образом предмет или явление было «зашифровано» в загадке. Недостаточным является просто отгадать загадку, после верного или неверного ответа всегда должен следовать вопрос «Как ты догадался?». Как отмечают воспитатели многие дети, когда начинают обосновывать свой ответ, сами видят ошибочность предположения. Поэтому данная форма работы ведет и к формированию аналитических способностей у малышей.
Загадки можно использовать абсолютно на любых этапах педагогического процесса: «Ребята, сегодня на занятия к нам с вами пришел гость, чтобы узнать, кто это – отгадаем загадку…», «Поиграем в игру «Кто больше загадок знает…», «Выполним задание, чтобы получить сладкий приз – придумаем сами загадку…». Придумывание загадок отличный прием для того, чтобы дети научились выделять существенный черты предметов и явлений и отличать их от второстепенных признаков.
Таким образом, использование малых фольклорных форм в развитии и воспитании дошкольников приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Фольклорные произведения сознательно и целеустремлённо направляют ход его мыслей, побуждают к подражанию, совершенствуют и облагораживают ум и сердце ребёнка, развивают речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми необходимо наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с малышами. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями переключается внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки.
Обобщая предложенные формы и условия работы с малыми фольклорными жанрами при воспитании, обучении и развитии дошкольников можно сформулировать ряд методических указаний общего характера по включению малых фольклорных жанров в педагогический процесс:
Систематически развивать и воспитывать детей посредством использования различных произведений малых фольклорных жанров: загадок, потешек, колыбельных и игровых песенок и др.
При отборе текстов для использования в работе с младшими дошкольниками опираться на возрастные особенности детей, их лексический запас. Поговорки, пословица, потешки должны быть понятны детям, новые слова могут включаться в тексты, но таким образом, чтобы общий смысл не ускользал от малыша.
Новые слова следует так же соотносить с картинками, иллюстрирование потешек, сказок является важным условием развития речи. Рисунок выступает тут как ориентир для дальнейшего определения объектов и предметов окружающей действительности.
При исполнении текстов необходимо опираться на ситуативную уместность т.е. учитывать внешние факторы: обстановку, настроение ребенка, тот процесс, в который включается произведение фольклора. Колыбельные исполняются на сон часе, потешки сопровождают кормление, умывание, одевание ребенка, поговорки органичны при подчеркивании определенных действий.
Исполнение текстов детьми или воспитателем должно по интонационно-эмоциональной окрашенности соответствовать содержанию и жанровым характеристикам фольклорного произведения. Колыбельные песенки исполняются напевно, мелодично, интимно. Игровые же наоборот задорно, громко, ритмично.
Включение жанров устного народного творчества должно отвечать целям и задачам педагогического процесса. Включая пословицы и поговорки, воспитатель должен проводить работу по разъяснению их образного строя, тем самым развивая речь ребенка, его нравственные, моральные, этические стороны.
Включение жанров устного народного творчества должно стать органичным и уместным. Другими словами малые фольклорные формы целесообразно вводить в педагогический процесс через форму игры.
Малые жанры фольклора заключают в себе богатый материал для инсценировки. Поэтому необходимо сопровождать их действиями, манипуляциями с предметами и игрушками, или разыгрывать ситуации песенок, потешек.
Необходимо обеспечить консолидированность по включению фольклорных форм в воспитательный процесс в детском саду и семье.
Необходимо иметь разнообразный репертуар различных жанров фольклора, чтобы малыши слышали разнообразные загадки или поговорки, это позволит с одной стороны сделать каждый раз интересной работу с фольклором, а с другой стороны позволит более полно учитывать весь спектр задач педагогического процесса.
Все исполняемые фольклорные произведения должны воспроизводиться наизусть, иначе не будет возникать эмоционального контакта с детьми.