Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий

I. Вступление

Известно, что здоровье один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права право на здоровый рост и развитие, право на родителей,
их любовь и заботу. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Дети много времени проводят за компьютером, около телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. У обучающихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
В учреждениях дополнительного образования одной из целей работы является создание благоприятных условий для сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. На детей и на педагогов ежедневно действует множество физических и психологических стрессов: духота в кабинете, несоответствующая возрасту мебель, длительное сидение, отсутствие возможности горячего питания и т.д. да еще и плохая экология, врожденные болезни, ослабленный иммунитет, отрицательное влияние СМИ. Как же справиться со всем этим, да еще и сохранить здоровье?
По данным ВОЗ лишь 20% здоровья зависит от уровня медицины. Остальные 80 % - от наследственности, окружающей среды и, в первую очередь, качества жизни, отношения к своему здоровью.



II. Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование мотивационной сферы, обучающихся, т.е. поведенческих реакций, направленных на укрепление собственного здоровья, которая в дальнейшем должна доминировать в поведении, стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровьесберегающий потенциал. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и методика работы педагога на занятии, составляют серцевину здоровьесберегающих технологий. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения занятия в основном и зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности.
Создание условий для здорового развития детей предусматривает:
- следование физиологическим основам учебно - воспитательного процесса (учет времени трудоспособности, утомляемости, учебной нагрузки)
- гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой режим; режим и организация учебно-воспитательного процесса; санитарно – противоэпидемиологический режим;
- привитие здорового образа жизни;
Учреждения дополнительного образования идеальный центр для  воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни детей. Педагог  может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач, если использует здоровьесберегающие образовательные технологии.
Под  здоровьесберегающими образовательными технологиями  в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся: педагогические приемы, методы,  направленные на сохранение физического, психологического  здоровья  детей, профилактику различных заболеваний и формирование  потребности в здоровом образе жизни.
Одной  из важных задач педагога дополнительного  образования является создание условий для включения ребёнка в процесс творчества и поиск  методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления ребёнка и его способности  к «конструированию» собственного здоровья. Применение  на  занятиях различных  видов   деятельности, таких как,  например: самостоятельная работа с различными изобразительными  средствами, беседы, просмотр   видеоматериалов, плетение, конструирование, рассматривание наглядных пособий позволяет детям избежать переутомления, поддержанию интереса к происходящему на протяжении всего времени детям  с разными темпераментами.  Обязательное применение  на занятиях  физкультурных и динамических пауз позволяет снять усталость, напряжение и сохранить физическое здоровье.
Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими методами и приёмами организации занятий укрепляет мотивацию, помогает увидеть индивидуальность детей, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции,  то есть создать  благоприятный эмоциональный настрой занятия. 
Игровые  технологии на занятиях разнообразны: подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание); игры соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры). Значительные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия. Звучание музыки на занятии  дает ребенку возможность успокоиться, снять нервное напряжение и вдохновляет детей на творчество. На занятиях так же применяются здоровьесберегающие приемы: дети  свободно передвигаются  по кабинету в ходе выполнения практической работы (налить воды в баночку для работы сгуашью, вымыть кисточки от клея , руки и т. д.).




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


III. Физкультминутки

Для повышения умственной работоспособности обучающихся, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статистического напряжения нужно проводить физкультминутки через 15 минут от начала занятия. При проведении физкультминутки нужно учитывать специфику занятия и желательно использовать музыкальное сопровождение. При проведении физкультминутки желательно выполнять разнообразные упражнения:
-по формированию осанки;
-для укрепления зрения;
-для укрепления мышц рук;
- на развитие координации;
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя желаемого результата не даст, а скорее наоборот. Во время занятий нужно объяснять учащимся, что здоровье – это самая важная ценность в жизни. Методист высшей категории Боева В.И. из ЦРТДиЮ г. Липецка считает, что дополнительное образование детей – идеальная модель здоровьесберегающего обучения и воспитания при условии валеологизации учебно-воспитательного пространства и интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательные программы и учебные планы педагогов.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




IV. Мероприятия по здоровьесбернегающим технологиям.

Для формирования у обучающихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре целесообразно проводить разнообразные мероприятия по здоровьесбернегающим технологиям.
Перечень мероприятий:
- творческие конкурсы «Здоровье в порядке-спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем»
- праздники здоровья «Друзья Мойдодыра», «Нет вредным привычкам» и др.
- викторины, кроссворды;
- тематические конференции;
-тематические встречи с работниками здравоохранения:
-семейные праздники;
Можно придумать много других мероприятий, их круг зависит от творчества и фантазии педагога.
Нужно уделять больше внимания профилактике табакокурения. Ведь никотин в форме сигарет - наиболее распространенное (наряду с алкоголем) психотропное вещество.
За последние два десятилетия курение среди подростков существенно сократилось в развитых странах, но в нашей стране ситуация остается неблагоприятной. С целью профилактики вредных привычек можно провести воспитательное мероприятие – круглый стол «Береги здоровье смолоду!» Форма проведения - ролевая игра. Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска.
Ребята играют роли специалистов: врача – терапевта, психолога, спортивного тренера, педагога и родителя. Они, отвечая на вопросы ведущего, рассказывают о вреде курения. По ходу рассказа на экран проецируются слайды.
Изменить стиль поведения детей, воспитать положительную установку на здоровый образ жизни возможно, только показав наглядный пример другой группы обучающихся, ведущих здоровый образ жизни. Педагог должен также находиться в тесном взаимодействии с родителями, так как они главный и основной пример для своих детей. Разумеется, и образ жизни самого педагога может лечь в основу будущего поведения обучающихся. Ведь видя негативный пример со стороны родителей и педагогов, они часто пытаются подражать им. Чтобы предотвратить это, на родительском собрании можно провести беседу по теме: «Влияние семьи на формирование здорового образа жизни».








V. Упражнения для физкульминутки


Упражнения для укрепления и сохранения зрения
Зрение – это одно из основных органов чувств, которое часто называют первым и главным. Благодаря зрению дети познают мир в красках, видят и воспринимают окружающую их среду ещё до того, как осваивают речь. Мы часто не бережём его, а потом горько жалеем. А ведь достаточно выполнять несложную зарядку для глаз и надолго сохранить остроту зрения.
Правила выполнения зарядки для глаз
Зарядку для глаз надо выполнять в расслабленном состоянии при максимальном внутреннем спокойствии.
Все упражнения выполняются сидя.
Нет чётких правил последовательности выполнения упражнений. Более того, каждый раз можно выполнять не все, а только некоторые из них.
При выполнении упражнений важно каждый раз фиксировать начальную и конечную точку движения глаз, если движение по непрерывной траектории, например круговые, то только начальную точку, поскольку она же будет и конечной.
В промежутке между каждым последующим упражнением надо на минутку плотно закрыть глаза.
1. Пальминг (расслабление)
Цель пальминга- достичь максимального расслабления глазных мышц. Для начала нужно потереть ладони, чтобы они разогрелись. Наложение ладоней производится таким образом, чтобы к глазам не проникал ни малейший лучик света. Ладони не должны касаться глаз. Шея должна находиться на одной прямой с позвоночником, тело располагаться таким образом. Чтобы оно могло достичь максимального расслабления. Длительность пальминга – 2-5 минут.
Кратковременный пальминг (10-15 сек.) следует выполнять по несколько раз в день, особенно в период, когда читаете или сидите за компьютером. Убрав руки от лица не открывайте глаза сразу, выждите 3-5 секунд.
Закрыть глаза и нарисовать глазами геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, змейку (1-2 мин.)
Крепко зажмурить глаза на 5-10 сек., затем открыть и часто моргать в течение 10-15 сек. Можно повторить несколько раз подряд.

2. Упражнение для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене
На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и.т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете.
Во время физминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) педагогом. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.
13 INCLUDEP
·ICTURE "http://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0491/0002eac0-b69e0344/hello_html_428a15fb.png" \* MERGEFORMATINET 1415

3. Упражнение «знак бесконечности»
Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.
Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности
·.
4. Упражнение «Круг»
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
5.Упражнение «Квадрат»
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
6. Упражнение «Пройди путь»
На доске плакат в клетку. В верхнем углу домик, а в противоположном углу кошка (персонажей можно менять).  Педагог: - Укажем глазками путь кошечке. 3 клетки вниз, 5 клеток влево и т.д. 
7. Упражнение «Построим рожицы»
Педагог предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом
8.Упражнение «Расширение поля зрения».
 Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.
9. Упражнение «Буратино».
 Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Педагог медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением.


Упражнения для формирования и сохранения правильной осанки, укрепления позвоночника.

1. Завести правую руку за спину сверху, а левую снизу и сцепить в замок. Затем сменить руки.
2. Ходьба и приседания с книгой на голове.
3. Медленные наклоны головы: влево-вправо; вперед-назад.
4. Плавными движениями головы рисуем цифры от 1 до 10.


Упражнения для снятия напряжения и усталости

1. Массаж пальцев и кистей рук.
Начать массаж нужно с общего растирания кистей рук (1мин.) затем энергично разомните суставы: резко и быстро сожмите пальцы в кулак и медленно разожмите и наоборот. Помассируйте каждый палец от кончика к основанию со всех сторон. Надавливая пальцем на точку в самом центре ладони. Можно снять онемение в кончиках пальцев, сердцебиение и усталость, вернуть бодрость и веселое расположение духа. Заканчивайте массаж растиранием.
2. Упражнение «Дождик»
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще. Дождь превращается в ливень. Потоки стекают по спине, затем дождь постепенно стихает.
3. Упражнение «Потянулись – сломались»
Исходное положение стоя. Руки вверх. Тянемся вверх, выше, выше Мысленно отрываем пятки от пола. А теперь наши кисти как бы сломались и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах. Затем упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, сели на стул. Прислушайтесь к себе. Если напряжение осталось, повторите упражнение.
4. Игра «Муха»
Цель: снятие напряжения лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно6 руки и свободно положите на колени. плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос. то на лоб, то на губы. Ваша задача, не открывая глаз и не двигая руками согнать муху.
5. Дыхательное упражнение «Пушинка»
Представьте, что перед вашим носом пушинка. Дышите только носом и так плавно. Чтобы пушинка не колыхалась.

Упражнения для снятия стресса и активизации работы мозга

1. «Перекрестный шаг»: шагать, высоко поднимая колени, касаясь локтем противоположного колена. Это упражнение можно выполнять и сидя.
2. «Ленивая восьмерка»: вытяните вперед зажатую в кулак руку с поднятым большим пальцем, медленно описывайте всей рукой в воздухе большой знак бесконечности (лежащая восьмерка). Повторите 4 раза и выполните то же самое другой рукой, затем сцепив замочком обе руки.
3. «Поднятие самооценки». Здоровье включает в себя не только физический, но и психологический аспект. Для поднятия самооценки для развития умения презентовать себя можно предложить детям такое упражнение: в течение 3 минут напишите как можно больше предложений, начинающихся словами «Я самый» или «Я самая».


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




VI .Физкультминутки для детей 6-9 лет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Физкультминутка № 1. «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, Смотрит вправо (поворот головы вправо-влево).
А потом вперед, тут немножко отдохнет (расслабленный наклон головы вперед).
Шея не напряжена, а расслаблена (голову держать прямо).
А Варвара смотрит вверх, выше всех и дальше всех (наклон головы назад).
Возвращается обратно, расслабление приятно (расслабленный наклон головы вперед).
Шея не напряжена, а расслаблена (голову держать прямо).
Физкультминутка №2. «Ветерок»
Сейчас мы превратимся с вами в ветер.  Ветер дует ледяной (Дети машут руками.) И вздымает снега тучу (Приседают, потом встают, разводят руки в стороны) Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.) Зайцы прячутся в кустах. (Имитируют) Даже хитрая лиса притаилась и сидит, (дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.) Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Физкультминутка №3. "Дом"
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

Физкультминутка № 4. "Зайчик"
Я нарисую зайчика для вас - раз. (Делают круговые движения руками над головой.) Это у него, видите, голова - два. (Руки кладут на голову.)
Это у него уши вверх - три. (Поднимают руки вверх к ушам.) Это торчит у него хвостик серый - четыре. (Поворачивают туловище вправо, влево.)
Это глазки весело говорят - пять. (Прикладывают руки к глазам.)
Ротик, зубки - пусть морковь ест-шесть. (Имитирующие жевания моркови зайцем.) Шубка теплая меховая на нем - семь. (Хлопают в ладоши.)
Ножки длинные, чтобы носился он по лесу - восемь. (Подскакивают на месте.) Еще вокруг посажу деревьев я - девять. (Сажают деревья, притаптывают ямки.)И пусть солнце сияет из-за тучек- десять. (Поднимаются на носках, руки вверх.)
Физкультминутка № 5. " Пятачок"
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо) Поросенок Пятачок отлежал себе бочок! (Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся) Встал на ножки, потянулся! (Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой) А потом присел, нагнулся! (Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте) И немножко поскакал, И на месте пошагал. (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево) А потом опять прилёг, - Но уже на левый бок!
Физкультминутка № 6. "Лягушки"
(Дети изображают лягушек с растопыренными лапами в парах). На болоте две подружки, Две зелёные лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.











VII. Заключение


Здоровье – это опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативна организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человеком за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности. технологии позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни. С раннего возраста детям необходимо прививать желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе. Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер его личности, всех его свойств и качеств. Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль не только в сохранении физического здоровья, но и в духовном развитии обучающихся, в формировании их мировоззрения.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]









Содержание



I. Вступление


II. Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе


III. Физкультминутки


IV. Мероприятия по здоровьесбернегающим технологиям.


V. Упражнения для физкультминутки


VI. Физкультминутки для детей 6-9 лет


VII. Заключение


VIII. Список использованной литературы
























Список использованной литературы.

1. Журнал № 3 «Дополнительное образование и воспитание». – «Витязь –М», 2011.

2. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СПб, 1997

3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.

4. Мильман И.И. Охрана здоровья. – М., 1995.

5. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 2001.




















Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»




И.Ю. Карпачева, методист






Методические рекомендации
по применению здоровьесберегающих
технологий в учебном процессе
дополнительного образования.






















Алексин
2016











Данные методические рекомендации разработаны с целью помочь педагогам дополнительного образования более широко и продуктивно использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии и методики, а также
проводить воспитательные и культурно-массовые мероприятия по здоровьесбережению обучающихся. В данных методических рекомендациях рассматривается теоретический аспект организационно-педагогических условий проведения образовательного процесса, и методики работы педагога на занятии, составляющие серцевину здоровьесберегающих технологий. Подобран материал для практического применения на занятиях объединений любой направленности (комплекс упражнений для физкультминуток). Данный материал может быть также полезен для воспитателей детских садов и школьных групп продлённого дня, для учителей младших классов.






Составитель: Карпачева Ирина Юрьевна,
методист МБУ ДО «ДДТ» г. Алексин



Рассмотрено и рекомендовано
к применению в образовательном процессе
методическим советом МБУ ДО «ДДТ»








15