Музыкальная культура эпохи Возрождения (5 класс)

Тема урока «Музыка эпохи Возрождения»
5а класс

Цели урока:
Научить учащихся определять характерные черты стиля в музыке
Формирование познавательной мотивации средствами ИКТ.

Задачи:
Обучающие:
Сформировать у учащихся представление о способах нахождения информации в сети Интернет.
Формирование умения анализировать информацию и находить существенное.
Научить определять проблему урока и способы её решения.
Развивающие:
Развитие критического мышления школьников в процессе анализа музыки различных эпох.
Формирование УУД учащихся в процессе решения задач урока.
Воспитательные:
Формирование навыков оценки музыки различных эпох с духовно-нравственных и эстетических позиций.
Формирование навыков самостоятельной деятельности при решении проблем творческого и поискового характера в ходе урока.
Воспитание любви и интереса к музыке.

Цель для учащихся (самостоятельная постановка цели): научиться отличать музыку Раннего Средневековья от музыки эпохи Возрождения.
Задачи (учащиеся определяют самостоятельно):
Послушать
Сравнить
Проанализировать
Научиться оценивать

Тип урока: Формирование новых знаний
Форма урока: Урок - путешествие

ТСО:
ПК;
Интернет
ЭОР
фильм «Искусство эпохи Возрождения» (ЦОР Чураевой В.И.)
Презентации
Карточки - маршруты
Карточки с алгоритмом анализа произведений


Ход урока:

-Сегодня мы продолжаем наше путешествие вглубь веков. Мы с вами уже побывали в Раннем и Зрелом Средневековье. И теперь мы отправляемся в третий период Средневековья. Как он называется, вы должны определить сами, посмотрев видео эпиграф к нашему путешествию (фильм «Искусство эпохи Возрождения»)
-Назовите эпоху, в которую мы с вами отправляемся
=Эпоха Возрождения
-Это и есть третий период Средневековья
-Как мы назовём наш урок
=
- Назовите его цель
=
-Какие задачи мы будем выполнять, чтобы достигнуть этой цели
=
- Обычно, отправляясь в путешествие, собирают багаж. Предлагаю игру «Угадай – ка» (презентация), которая поможет нам собрать необходимые знания – наш багаж. Условия игры: вместо звёздочек вам необходимо вставить термины и понятия (игра)
- Но мы ещё не всё собрали. Вы должны были подготовить домашнее задание – найти информацию об искусстве Трубадуров. Продолжаем наши сборы.
Вопросы (проверка Д/З):
Кто такие Трубадуры, Труверы, Миннезингеры.
В какой период Средневековья они жили
Чем отличалось их искусство от искусства церковного
Они были первыми в культуре Западной Европы поэтами – музыкантами, рассказавшими о ком, о чём
Перечислите жанры, в которых они сочиняли
Какие инструменты были популярны в это время
- Молодцы! Наш багаж собран и теперь мы можем отправляться исследовать эпоху Возрождения. Только у каждого путешествия должна быть цель. Как вы думаете, какова она у нас?
= (Определить особенности музыки эпохи Возрождения)
- А для чего нам нужно знать особенности? Какую проблему вы видите в том, что, несмотря на то, что эпоха Возрождения относится к периоду Средневековья, тем не менее, мы разделяем понятия «искусство Средневековья» и «искусство Возрождения». На какой вопрос нам нужно ответить? (Чем отличается музыка Средневековья от музыки Возрождения)
=
- Молодцы, теперь можно отправляться в путь (работа в творческих группах). Каждая группа будет следовать своим маршрутом (карточки с заданиями)
·, исследуя одну из граней искусства Возрождения. Старайтесь в пути не задерживаться, иначе навсегда можно остаться в той эпохе. Сигналом к возвращению вам послужит музыка. А Машиной Времени – Интернет. Счастливого пути (поисковая работа 10 минут)
- С возвращением. Получилось у вас собрать необходимую информацию? Замечательно. В таком случае мы составим отчёт о путешествии и назовём его «Записки путешественника».
Что мы называем эпохой Возрождения
Назовите временные рамки эпохи Возрождения
Какими качествами должен был обладать человек эпохи Возрождения
Что такое гуманизм
Каковы идеи и задачи гуманизма
Что такое светская музыка
Приведите примеры светской музыки (композитор, название)
Назовите особенности музыкального языка эпохи Возрождения
Какие темы отражались в музыке той эпохи
Какое место занимала инструментальная музыка в эпоху Возрождения
Какие новые жанры возникли в эпоху Возрождения

- Молодцы, «Записки путешественника» мы составили. Вспомните, какая была цель путешествия
= Определить особенности музыки эпохи Возрождения
- Для чего мы узнавали эти особенности?
- Чтобы ответить на проблемный вопрос - чем отличается музыка Средневековья от музыки Возрождения
- И теперь нам нужно убедиться на практике, достигли мы нашей цели или нет. Послушайте два произведения и проведите сравнительный анализ, заполнив таблицу (Антонио Каприоне. Фроттола « Quella bella» и григорианский хорал «Salutare laudamus»).

(Работа в творческих группах)

-Какой же вывод мы сделаем? Каковы особенности музыки Возрождения?
=
Чем музыка Возрождения отличается от музыки Раннего Средневековья?
=
- Как вы думаете, мы достигли нашей цели?
=
-Молодцы. Теперь предлагаю подвести итоги нашего урока путешествия и ответить на вопросы:
Я узнал
Я научился
Мне понравилось
Я бы хотел
Новые знания мне пригодятся
Оцените свою работу на уроке
Оцените работу своих товарищей

Домашнее задание:
Найти информацию о композиторах эпохи Возрождения
Послушайте музыку эпохи Возрождения на музыкальных сайтах сети Интернет
Составьте список этих сайтов











Приложение №1
Сравнительный анализ


Мелодия
Характер
Содержание
Инструмент
(исполнитель)
Где может звучать
Какой период?
(Раннее Средневековье?
Возрождение?)

№1








№2










Приложение №2
Задания группам (маршрутный лист)

ГРУППА. ЧТО ТАКОЕ ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

План ответа
Возрождение это –
Временные рамки (т.е когда) –
Общая характеристика
Периоды эпохи Возрождения
Человек эпохи Возрождения

2 ГРУППА. ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИЗМ

План ответа
Гуманизм (от латинского ... ) – система воззрений.
Идеи Гуманизма
Задачи Гуманизма

3 ГРУППА. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА

План ответа
Светская музыка, т.е. не связанная с религией и не предназначенная для исполнения в храме
Найти примеры светской музыки.
Найти определения музыкальных жанров эпохи Возрождения: МАДРИГАЛ (Италия), БАЛЛАДА (Англия), ШАНСОН (Франция)

ГРУППА. МУЗЫКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

План ответа
Музыкальные направления
Музыкальльное сопровождение
Язык музыки

5 ГРУППА. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

План ответа
Популярные инструменты
Инструментальная музыка эпохи Возрождения
Инструментальные жанры









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115