Статья Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики



Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики

С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению физики. Школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить.
Поэтому основными задачами своей работы считаю:
развитие познавательной активности и интеллектуальных способностей учащихся,
возрождение естественного желания ребенка учиться,
формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету.
Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих взаимосвязанных компонентов:
повышение мотивации обучения,
выполнение практических и творческих заданий,
проведение нестандартных уроков, дидактических игр,
осуществление межпредметных связей,
практическая направленность обучения,
создание ситуации успеха,
учет индивидуальных особенностей учащихся.

Мотивация учения.
«Без мотива любая деятельность, в том числе
и учебная, никогда не будет эффективной.»
Э.М. Браверман.
Построение всего процесса обучения должно быть основано на личной познавательной деятельности обучающихся, активности их в течение всего урока. Вот какие приемы создания мотивации учения я использую в своей работе.
Познавательный мотив
Приём « Лови ошибку».
Ученики получают тексты (или разбор решения задачи ) со специально допущенными ошибками.
7 класс «Сила Архимеда» На ночлег расположились на берегу реки. На дне реки лежал большой камень. Трое ребят с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег. Ребята хорошо усвоили, что по закону Архимеда вес тела в воде всегда больше веса тела в воздухе.
Прием «Удивляй!» Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
При изучении в 7 классе основ МКТ, рассказываю учащимся, что изучив эту главу, они научатся объяснять такие известные им факты:
- почему трудно разломить кусок мела?
- почему 2 куска мела нельзя вновь соединить, а 2 куска пластилина можно?
Прием «Занимательность». 7класс, тема «Инерция».
Едет поезд по уклону,
Пассажиры спят в вагонах.
Вдруг они, как сговорились,
Все направо отклонились.
Вопрос: Объясните, что случилось?


Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.
Осуществление проблемного обучения требует не только особой организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности учащихся.
Возможно несколько способов выдвижения проблем:
1. Выдвижение проблемы в связи с изучением новых явлений, установлением новых экспериментальных фактов, не укладывающихся в рамки прежних представлений и теорий.
Например, в 7 классе при изучении темы «Плавание тел» перед школьниками ставлю вопросы:
а) В какой воде легче плавать: морской или речной?
б). Почему железный гвоздь в воде тонет, а в ртути плавает?
в). Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
Такое задание можно использовать для актуализации мыслительной деятельности учащихся, чтобы подготовить их к восприятию.
2. Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления, которое может быть объяснено учащимися на основе ранее полученных знаний.
Например, при изучении той же темы ставлю опыт, объяснение которого включает в себя проблему: беру три сосуда, в которые налиты разные жидкости: пресная вода, солёная и насыщенный раствор соли в воде. В каждый из сосудов опускаю яйцо. В первом сосуде яйцо тонет, во втором – плавает внутри жидкости, в третьем – плавает на поверхности раствора. Ставлю вопрос: почему?
3. Выдвижение проблемы в связи с поисками нового метода измерения физической величины.
Например, в 7 классе при изучении темы «Масса тела» учащимся предлагается такое задание: определить массу стального цилиндра, имея в распоряжении только измерительный цилиндр с водой.
Учащиеся на данный момент умеют определять массу тела с помощью рычажных весов, а теперь я им предлагаю решить эту задачу с помощью мензурки, которую они использовали только для измерения объёма тела.


Мотив «саморазвитие».


Прием «Практичность теории». Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
В 7 классе на первом уроке физики задаю вопросы: почему вода доходит до верхнего этажа, горит свет, фундамент выдерживает тяжесть здания? И делаем вывод о значимости физических знаний и применении их на практике.

Приём «Ролевая игра». Необходимо распределить роли в группе: директор научной лаборатории, учёный-теоретик, исследователь и в соответствии с должностью выполнить положенные обязанности.
План подготовки к пресс-конференции «Энергетика настоящего и будущего »
Рассматриваемые вопросы:  1.теоретические –генератор переменного тока, трансформатор, виды ЛЭП и потери электроэнергии
2. практические
План ГОЭЛРО Производство электроэнергии  Способы передачи электроэнергии на расстояние  Использование электроэнергии в различных сферах производства, в быту, в науке и т. д. 
Экологические проблемы гидро -, тепло- и атомной энергетики 
Некоторые пути решения проблем современной электроэнергетики  Альтернативные источники электроэнергии 
Участники:
Ведущие -2
специалисты, работающие на различных электростанциях: историк, главный инженер ТЭС, главный инженер ГЭС, главный инженер АЭС, специалисты из ЕЭС(единой энергосистемы), представители « Гринписа», работники экологических службы ТЭС , ГЭС, АЭС, эксперты по перспективам использования электроэнергии.
Журналисты

Мотив «достижение» Ориентирует на получение хороших результатов.
Нужно каждый раз называть высоту, которую следует штурмовать: провести исследование, создать мини-проект, победить в викторине. Например, конкурс на самый оригинальный прибор, самая интересная книжка-малышка, самый большой кристалл.
Коммуникативный мотив.
Связан с необходимостью общения, сотрудничества. Поручаю провести групповое исследование с обсуждением полученных результатов и подготовить отчёт.
Эмоциональный мотив
Необходимо создать на уроке обстановку увлечённости, доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
Внешний мотив
Мотив связан с получением поощрения в любой форме и от любых людей.

Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.















13PAGE 15


13PAGE 14415




15