МАСТЕР КЛАСС Изготовление дидактического пособия «Умелые ручки»


МАСТЕР КЛАСС
Изготовление дидактического пособия «Умелые ручки»
Составил: Шибанова Ирина Ивановна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № «221», г. Новокузнецка.
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.»В.А. Сухомлинский
Все глубинные осознанные или неосознанные процессы, отражаются на положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Особенно это касается детей с задержкой речевого развития, у которых наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Именно поэтому в своей работе с детьми я широко использую разнообразные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
В настоящее время в магазинах имеется очень большой выбор дидактических игр на развитие мелкой моторики типа «Шнуровок», «Застегни-растегни», «Завяжи-развяжи», которые преследуют определенную и конкретную цель в зависимости от названия. Я решила объединить несколько видов таких игр в дидактическом пособии «Умелые ручки», а так же учесть интересы, как девочек, так и мальчиков.
Цель пособия:
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
способствуют развитию речи ;
развивают творческие способности.
Материалы:
Шнурки, пуговицы, замки-молнии, атласная тесьма разной толщины, элименты фигур из ковралина на липучках, цветы и листья из разных тканей с петлями.

Ход игры:
Задания выполняются ребенком в спокойном темпе двумя руками. Воспитатель следит за правильным положением кисти рук, пальцев и четкостью выполнения движений, за переключением с одного упражнения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
Во время упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, пол, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы такие упражнения приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его интерес к таким рода играм и упражнениям.
Описание изготовления:
Пособие «Умелые ручки», представляет собой напольную деревянную ширму с реечками, на которых крепятся игры-упражнения:
«Молнии»;
«Заплети косичку;
«Панно на липучках»;
«Бантики»;
«Корзинка с цветами»;
«Кораблик».
1.«Молнии» - для упражнения в совершении действий с замком-молнией. Замки-молнии разного цвета пришиваются на ткань, которая перекидывается через рейку и внизу застегивается на пуговицы.

2. «Заплети косичку» - для упражнения в плетении косичек. Шнурки разного цвета, длиной 30 см крепятся на рейке по три вместе, на расстоянии 3-5 см друг от друга.

3.«Панно на липучках» - выполнено из ковралина 30х20 см и подвязано к рейкам на тесьму. На ковралин на липучках крепятся различные детали и фигурки, в зависимости от тематики (в данном случае «Одежда и обувь»).

4. «Бантики» - для упражнения в завязывании и развязывании. Тесьма разного цвета (желтая и зеленая) и размера завязывается на рейках бантиком.

5. «Корзинка с цветами» - панно для упражнения в застегивании и расстегивании пуговиц. На полотно из плотной ткани (замш, велюр, драп) 30х40 см, пришиваются пуговицы. На пуговицы пристегиваются разные детали и элементы узора (цветы, листья, корзинка). Ткань необходимо использовать разной фактуры.

6.«Корабль» - панно для упражнения застегивании пуговиц, шнуровке, завязывании, застегивании молнии. На полотно из плотной ткани (замш, велюр, драп) 30х40 см, пришиваются элементы корабля- трубы (синие со шнуровкой, красная с разъёмной молнией-застежкой). Корпус корабля пристегивается на железные пуговицы, виде звёзд. Композиция дополняется морем из тесьмы белого и голубого цвета.