Использование энергизаторов и психологических приемов эмоциональных разрядок на компетентностных уроках


Выступление на педсовет
«Использование энергизаторов и психологических приемов эмоциональных разрядок на компетентностных уроках»
Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках вызвана спецификой предметов: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы  усталость. Первые признаки утомления могут  проявляться в двигательном беспокойстве детей на 12 -14  мин. урока. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и  эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды  деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Одним из показателей успешности урока является использование элементов здоровьесберегающих технологий: интерактивные методы обучения, физкультминутки, смена видов деятельности, динамические паузы, минутки релаксации, упражнения-энергизаторы.
В начальной школе, и даже в 5, 6 классах учителя проводят физминутки, динамические паузы. В 9 - 11 классах это уже практически невозможно, дети не воспринимают их всерьёз, иногда стесняются. К энергизаторам обучающиеся относятся более заинтересованно. В данной статье приводятся примеры энергизаторов, используемых на различных этапах урока.Энергизаторы - это особые упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание, закрепляют в игровой форме знания и навыки детей. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование энергизатора восстанавливается энергия группы, внимание снова привлекается к педагогу, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включенными в работу.Энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия, а также в ходе любых режимных моментов.
«РАДИО» (для всех возрастных групп)
Все участники – это хор, выступающий на радио, ведущий – регулятор громкости. Участники выбирают песню для исполнения. Ведущий жестом «включает радио» и поднятием-опусканием ладони показывает уровень громкости. Участники следят за рукой ведущего, повышая до самого громкого или понижая до шепота голос. Ведущий может хлопком выключить радио: участники в это время, замолкают, но продолжают петь в уме эту песню, и по хлопку ведущего снова продолжают ее петь вслух.
«АССОЦИАЦИИ – 1» (13-16 лет)
Этот тренинг рекомендуется проводить перед серьезной интеллектуальной деятельностью. Из участников образуется цепочка. Ведущий объясняет правила: он называет любое слово, первый участник очень быстро, не думая, должен назвать ассоциацию с этим словом, второй за ним игрок должен назвать ассоциацию со словом первого игрока, третий – со словом второго и так до конца цепочки. Главное, выдавать ассоциацию мгновенно, но при этом нельзя повторяться, перебивать, подсказывать. Если кто-то затормозил процесс, то ведущий предлагает сосредоточиться, настроиться и начинает сначала (пока безошибочно ассоциации не дойдут до последнего участника). Такой энергизатор позволяет за короткое время мобилизовать весь класс для любой мозговой деятельности.
Эмоциональные разрядки на уроках
 Что такое эмоциональная разрядка или  релаксация? Релаксация –  это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
 Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить учебный материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.
Очень полезно для снятия эмоционального напряжения использование музыки. Музыка позволяет без волевых усилий активизировать работу на уровне непроизвольной регуляции выполняемых движений, облегчает выполнение работы, избавляет от опасных психофизических перенапряжений. Музыка формирует положительные эмоции, воспитывает чувство ритма, музыкальность, оказывает  терапевтический эффект.
Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые можно применить на уроках.
 Разрядка с использованием различного вида движения
 Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием. 
Истории со звуковыми эффектами.
Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых»  эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2 -3 человека), которые будут изображать какие - то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно
(можно под тихую музыку). После тренировки темп постепенно убыстряется.
Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости и напряжения, является смех.  
Ожидание  необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. 
Человек – существо разумное, но ленивое (возможны исключения). Как уменьшить гнусное влияние лени и ускорить процесс усвоения новых знаний? Один из способов –  мотиваторы. Мотиваторы - внешние по отношению к человеку раздражители, которые (если они соответствуют его потребностям и мотивам) побуждают человека к определенному поведению. 
Основная функция мотиваторов: ускорить достижение цели.
Мотиваторы выполняют следующие задачи:
- уменьшают чувство лени
- повышают умственную и физическую активность
- повышают/понижают настроение
- уменьшают дискомфорт от того или иного вида деятельности.
На уроках можно использовать позитивные мотиваторы.
Визуальные образы: различные изображения, связанные с поставленной целью.
Мотиваторы -   простые и доступные способы поднять  мотивацию учеников  и стимулировать их для достижения учебных целей. 
Можно так же использовать игры - разминки или энерджайзеры, направленные на повышение тонуса, групповой активности и энергии учеников. Ниже приводятся примеры игр, направленных на снятие  эмоционального напряжения.
Таким образом, мы видим, что использование разнообразных приемов эмоциональной регуляции в режиме учебного дня позволяет снять психическое и физическое напряжение у школьников, что дает возможность повысить их умственную и физическую работоспособность, изменить отношение ребенка к учебной деятельности,  установить доброжелательные взаимоотношения между учителем – учеником, учеником – учеником, снять стрессовые состояния перед различными видами контроля, повысить значимость собственного Я, что вселяет уверенность в реальные возможности решения конкретных задач обучения и воспитания.