Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация и планирование деятельности структурного подразделения (углубленный уровень) для СПО, специальность 15.02.08 Технология машиностроения


Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области 
«Пензенский колледж информационных и промышленных технологий
(ИТ-колледж)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
(углубленная подготовка)

Составила преподаватель И. Д. БолденковаРабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.02.08 «Технология машиностроения»
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий»
Разработчики:
Болденкова Ирина Дмитриевна - преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рекомендована
Заключение № от «»20 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
стр.
5
7
8
19
23
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация производственной деятельности структурногоподразделения
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» углубленной в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): участие в организации производственной деятельности структурного подразделения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.ПК 2.1 Планировать и организовывать работу структурного подразделения.
2.ПК 2.2. Руководить работой структурного подразделения.Примерная программа профессионального модуля может быть использована вдополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработки при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
планирования и организации производства в рамках структурногоподразделения;
руководства производственной деятельностью в рамках структурногоподразделения;
анализа процесса и результатов деятельности подразделения;
уметь:
рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановкекадров, обеспечивать их предметами и средствами труда;
рассчитывать показатели, характеризующие эффективностьорганизации основного и вспомогательного оборудования;
принимать и реализовывать управленческие решения;
мотивировать работников на решение производственных задач;
управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками;
составлять документацию по управлению качеством продукции;
рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб окружающейсреде;
заполнять типовую документацию по оценке персонала;
анализировать и оценивать качество персонала;
проводить диагностику трудовой мотивации и формулировать набор методов стимулирования персонала;
знать:
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
принципы, формы и методы организации производственного итехнологического процессов;
принципы делового общения в коллективе;
методы и нормативную документацию по управлению качествомпродукции;
понятия, цели, задачи, методы и приемы организации и порядкапроведения экоаудита;
общие принципы управления персоналом;
•цели и принципы политики в области стимулирования труда персонала.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 594 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 450 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 300 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 150 часов; учебной и производственной практики - 144 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организацияпроизводственной деятельности структурного подразделения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.
ПК 2.2. Руководить работой структурного подразделения.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 02. Организация производственной деятельности структурного подразделения
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел ПМ 1 Планирование и организация работы структурного подразделения. 140
МДК.02.01. Организация и планирование деятельности структурного подразделения. Тема 1.1. Понятие, принципы и методы планирования
Содержание учебного материала. 4 1. Планирование как основа экономики предприятий машиностроения.
Сущность и необходимость планирования на уровне машиностроительных предприятий. Задачи, цели и функции планирования. 4 1
2. Особенности, правила и принципы планирования машиностроительных предприятий. 2
Тема ].2. Система планов организации
Содержание учебного материала 88 1. Система планирования в машиностроительных предприятиях
Классификация планов машиностроительных предприятия. Стратегическое планирование работы машиностроительного предприятия: цели, задачи, направления. 2 1
2. Текущее (годовое) планирование: сущность, роль и содержание планов. 10 2
3. Контроль выполнения планов и его типы. 2
4. Методологические основы планирования
1
5. Бизнес-план машиностроительного предприятия: содержание и особенности разработки плана. 2
6. Система экономических показателей плана работы машиностроительного предприятия: натуральные, стоимостные, количественные, качественные. 7. Основные фонды предприятия.
Сущность, значение и виды основных фондов машиностроительного предприятия. Виды оценки основных фондов. Цены и амортизация основных фондов. Методика начисления амортизации. Воспроизводство основных фондов. 4 1
8. Система показателей обеспеченности и эффективности использования основных фондов и методика их расчета. Пути эффективности использования основных фондов в машиностроительных предприятиях. 2
9. Оборотные средства предприятия.
Экономическая сущность и состав оборотных средств торгового предприятия. Показатели эффективности использования оборотных средств машиностроительного предприятия. 4 1
10. Оборотные средства машиностроительного предприятия и методика их расчета. Планирование потребности машиностроительного предприятия в оборотных средствах. 2
11. Трудовые ресурсы машиностроительного предприятия.
Сущность трудовых ресурсов машиностроительного предприятия, их состав. Состав персонала предприятия. 4 1
12. Производительность и эффективность труда машиностроительного предприятия. Система показателей по труду и методика их определения. Пути эффективного использования трудовых ресурсов машиностроительного предприятия. 2
13. Оплата трудя в машиностроительном предприятии. Сущность и функции оплаты труда. 8 1
14. Организация оплаты труда в машиностроительном предприятии. 2
15. Формы оплаты труда и система материального стимулирования в машиностроительных предприятиях. 2
16. Планирование фонда оплаты труда. 2
17. Общие положения по учету труда. 4 2
18. Виды заработной платы. 2
19. Основные принципы начисления заработной платы за отработанное время. 6 1
20. Основные принципы начисления заработной платы за выполненный объем работ. 2
21. Основные принципы начисления заработной платы за полученную продукцию. 2
22. Товарооборот - основной показатель работы машиностроительного предприятия. 8 1
23. Экономическая сущность и состав товарооборота, его назначение. 2
24. Структура товарооборота. 2
25. Показатели товарооборота. 2
26. Издержки обращения машиностроительного предприятия.
Сущность и классификация издержек обращения. 4 1
27. Система показателей для анализа издержек обращения и методика их расчета. Пути сокращения издержек обращения. 2
28. Ценообразование в машиностроительном предприятии. 8 1
29. Экономическая сущность цен. 2
30. Функции цен и принципы ценообразования. 2
31. Система цен. 2
32. Основы налогообложения. Понятие налога. 6 1
33. Виды налогов. 2
34. Сроки уплаты налогов. 2
Практические занятия 20 1. Расчет показателей использования основных фондов. 2 3
2. Планирование потребность в оборотных средствах и определение эффективности их использования. 2 3
3. Расчет показателей по труду и эффективность использования трудовых ресурсов. 4 3
4. Расчет расценок для оплаты труда и планирование фонда заработной платы. 6 3
5. Расчета заработной платы за отработанное время, выполненный объем работ, полученную продукцию. 6 3
Тема 1.3 Оценка экономической эффективности работы предприятия
экономической эффективности работы предприятия
Содержание учебного материала 24 1. Экономическая эффективность работы машиностроительного предприятия, её сущность. 8 1
2. Виды экономической эффективности. 2
3. Система показателей экономической эффективности. 2
4. Пути повышения экономической эффективности. 2
5. Доходы и прибыль машиностроительного предприятия.
Экономическая сущность валового дохода и источники его получения. 8 3
6. Факторы, влияющие на размер валового дохода. 7. Прибыль, её сущность и функции. Виды прибыли и методика их расчета. 8. Рентабельность и система показателей для определения рентабельности, методика их расчета. Пути повышения рентабельности. Практические занятия 8 1. Расчет показателей эффективности товарооборота. 2 2. Расчет показателей для анализа издержек обращения и цен. 2 3. Расчет показателей экономических эффективности работы машиностроительного предприятия. 4 Самостоятельная работа при изучении Раздела ИМ 1.
Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной и экономической литературой, средствами массовой информации.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. 70 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Изучение сущности и различии понятий «инвестиции» и «капитальные вложения». 1 2. Изучение системы показателей для оценки эффективности капитальных вложений. 2 3. Произведение расчетов показателей обеспеченности, состояния и движения, экономической эффективности использования основных средств (по заданию преподавателя). 5 4. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств (по заданию преподавателя). 5 5. Изучение сущности понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность» (с использованием экономических словарей). 1 6. Определение уровня производительности труда в машиностроительном предприятии (по заданию преподавателя). 5 7. Изучение порядка оплаты труда (основной и стимулирующей) по конкретному машиностроительному предприятию (по заданию преподавателя). 5 8. Изучение уровня цен на основные изделия машиностроительного производства (по заданию преподавателя). 5 9. Определение показателей экономической эффективности по машиностроительному предприятию (по заданию преподавателя). 5 10. Расчет показателей обеспеченности состояния, движения и экономической эффективности использования основных фондов машиностроительного предприятия. 5 11. Расчет обеспеченности, потребности и экономической эффективности использования оборотных средств 5 12. Расчет показателей по труду, эффективность его использования на машиностроительных предприятиях. 5 13. Расчет расценок и стимулирующих надбавок для оплаты труда работников машиностроительных предприятий. 5 14. Расчет структуры плана предприятия, плана выполнения и экономических показателей. 5 15. Расчет и анализ издержек обращения в машиностроительном предприятии 6 16. Расчет показателей экономической эффективности работы машиностроительных предприятий. 5 Раздел ИМ 2. Организация
деятельности подразделения 160 МДК 02.01. Управление структурным подразделением организации Тема 2.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента Содержание учебного материала 18 1. Цели, задачи и сущность управленческой деятельности. Основные категории менеджмента: субъекты и объекты управления, система управления. Основные формы и специфические особенности управленческого труда (эвристический, административный, операторный). Менеджмент, как составная часть управления. Особенности менеджмента машиностроительного предприятия. 2 1
2. Роль менеджера в управлении организацией. Менеджер: понятие, его место в организации, роли и сущность деятельности. 8 2
3. Требования, предъявляемые к личностно - деловым качествам менеджера (профессиональная компетентность, организаторские способности, морально - этическая зрелость) Типы менеджеров и уровни управления. 2
4. Современные подходы в менеджменте
Количественный, процессный, системный, ситуационный, их характеристика, особенности. Характерные черты современного менеджмента, его сущность. 2
5. Национальные особенности менеджмента (японский, американский и др.). Использование мирового опыта менеджмента в условиях России. 2
Практические занятия. 8 1. Основные формы и особенности управленческого труда. 2 3
2. Личностно- деловые качества менеджера. 2 3
3. Характерные черты современного менеджмента, его сущность. 2 3
4. Анализ национальных особенностей менеджмента. 2 3
Тема 2.2 Внешняя и внутренняя среда организации Содержание учебного материала 6
1. Организации и их основные характеристики
Организация: понятие, признаки. Роль организаций в жизни человека Виды организаций. Общие характерные черты всех организаций. Специфика торговых организаций. 1
2. Внешняя среда организации и ее элементы Понятие среды организации. Взаимо связанность, подвижность, сложность и неопределенность внешней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия, их характеристика и взаимосвязь. 2
3. Внутренняя среда организации
Основные внутренние переменные: цели, задачи, структура, технология и персонал, их характеристика. Взаимосвязь факторов внутренней среды 2
Тема 2.3 Функции менеджмента. Управленческий цикл

Содержание учебного материала 38 1. Функции управления. Понятие и классификация функций управления. Общие функции: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. 24 1
2. Цикл менеджмента: понятие, содержание. Характеристика общих функций цикла. Специальные функции: производственные, заготовительные, торговые (сбытовые), маркетинга, инноваций и др. 2
3. Функция планирования. Роль планирования в управлении организацией. Виды планов: долгосрочные, стратегические, среднесрочные, краткосрочные, тактические, оперативные. 2
4. Основные стадии планирования. Характеристика целей организации. Планирование работы подразделения. 2
5. Функция организация. Организация (организовывание) - как функция менеджера. Понятия «делегирование», «полномочия», «ответственность». Сущность и значение делегирования. Содержание и виды организационных полномочий (линейные и аппаратные) и ответственности (исполнительская и управленческая). Пределы полномочий. 2
6. Организационные структуры управления. Понятие и принципы построения организационных структур управления. Требования, предъявляемые к организационным структурам управления. 2
7. Структурные подразделения, звенья и ступени управления. Типы структур управления: линейная, функциональная, комбинированная, управление по проекту, матричная, их преимущества и недостатки. 2
8. Функция мотивации. Сущность понятий: мотивация, потребности, вознаграждения. 2
9. Критерии мотивации: потребности (первичные и вторичные), стимулы (принуждение, материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение), вознаграждение (внутреннее и внешнее).2
10. Теории мотивации. Сущность содержательных теорий мотивации (А. Маслоу, К. Альдерфера Д. Мак Клелланда, Ф. Герцберга). 2
11. Сущность процессуальных теорий мотивации (теория ожидания В. Врума, теория справедливости Адамса, теория постановки целей, концепция партисипативного управления). Использование содержательных и процессуальных теорий в менеджменте. 2
12. Контроль деятельности экономического субъекта
Сущность и назначение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Внутренний и внешний контроль. Этапы контроля. Организация и проведение контроля. Психологические аспекты проведения контроля. 2
Практические занятия 14 1. Функции и роли менеджера машиностроительного предприятия. Анализ конкретной ситуации 2 3
2 Определение мотивации деятельности. Тестирование 2 3
3. Делегирование полномочий в подразделении организации. 2 3
4. Решение ситуационных задач 4 3
5. Контроль и оценка результатов работы исполнителей. Решение проблемно-ситуационных задач. 4 3
Тема 2.4 Система методов управления
Содержание учебного материала
ржание 20 1. Методы управления. Понятие, классификация, взаимосвязь и взаимозависимость методов управления. 1
2. Экономические методы управления: планирование, государственное регулирование, материальное стимулирование, их сущность, назначение, область применения. Особенности использования экономических методов управления на микро- и макроуровне. 2
3. Административные и социально-психологические методы управления.
Организационно-распорядительные методы управления: организационное нормирование, регламентирование, организационно-методическое инструктирование, распорядительное воздействие; их сущность и назначение. Социально-психологические методы управления (методы социального воздействия, психологические): понятие, назначение, особенности их применения. 2
4. Основные методы социальной психологии, используемые в управлении (опрос, интервью, беседа, анкетирование, тестирование). Принципы управления: общие и частные, понятие и характеристика. 2
Практические занятия 12 1. Оценка социально-психологических показателей коллектива. Построение матриц и социограммы. 2 3
2. Социально-психологические методы управления (методы социального воздействия, психологические). 4 3
3. Основные методы социальной психологии, используемые в управлении (опрос, интервью, беседа, анкетирование, тестирование). 6 3
Тема 2.5 Коммуникации в управлении Содержание учебного материала
22 1. Коммуникация в организации
Коммуникации: понятие, виды (вербальные и невербальные, внутренние и внешние, горизонтальные и вертикальные), роль в организации. Коммуникационный процесс: понятие, его элементы и этапы. 1
2. Построение эффективных коммуникаций в организации. Помехи в развитии коммуникаций (искажение сообщений, информационные перегрузки, неудовлетворительная структура организации). 2
3. Пути улучшения системы коммуникаций в организации (управленческое регулирование, система обратной связи, система сбора предложений, информационные сообщения, современные информаиионные технологии). 2
4. Принципы делового общения в коллективе. Деловое и управленческое общение: понятия, назначение. 1
5. Психология и этика делового общения. Роль общения для современного менеджера. Формы общения: опосредованное, непосредственное. 2
6. Деловое и управленческое общение. Искусство строить отношения с партнерами. Организация общения. 2
7. Особенности и правила ведения деловых бесед, совещаний и переговоров: планирование, факторы повышения эффективности, фазы, Техника телефонных переговоров. Поза, мимика, жесты в процессе делового общения, их значение. 2
Практические занятия
8 1. Коммуникации в управлении. Ролевые игры и тренинги. 4 3
2. Деловая игра «Переговоры». 4 Тема 2.6 Управленческое решение
Содержание учебного материала 12 1. Управленческое решение. Управленческие решения: понятие, сущность, классификация. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Условия и процесс принятия управленческих решений. Организация и контроль исполнения (реализации) управленческих решений. 1
2. Методы принятия управленческих решений. Методы принятия эффективных управленческих решений: математическое моделирование, методы экспертных оценок, «мозговой штурм», теория игр и др., их характеристика, особенности применения. Опенка их эффективности. 2
Практические занятия 8 1. Принятие управленческого решения с использованием метода «мозговой штурм». 4 3
2. Анализ и оценка эффективности различных методов принятия управленческих решений. 4 3
Тема 2.7 Руководство: власть и партнерство Содержание учебного материала 24 1. Руководство и власть. Руководство и власть: понятия. Виды власти: основанная на принуждении, вознаграждении, эталонная, экспертная, законная, харизма. Источники власти. Неформальные группы, их значение и управление ими. 1
2. Лидерство и личное влияние. Лидерство: понятие, подходы к нему. Модели лидеров («один из нас», «лучший из нас», «воплощение добродетели», «оправдывающий ожидания»). 2
3. Влияние лидера и лидерские качества. Способы влияния как приемы организации работы исполнителей: их виды и оценка эффективности. 2
4. Стили управления и типы руководителей. Понятие стиля и типа руководителя. Характеристика стилей управления: авторитарный, либеральный, демократический. 2
5. Теория «X» и «У». Решетка Блейка и Моутона: понятие, содержание, использование, построение. Теория Фреда Фидлера. Оценка эффективности применения стиля управления. 2
6. Управление конфликтами в организациях. Конфликты в организации: понятие, природа, последствия. Функции конфликтов. 1
7. Виды и причины возникновения конфликтов. Правила поведения в конфликте. Способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе. 2
Практические занятия 10 1. Стадии развития конфликта. Методы управления конфликтами. 2 3
2. Искусство строить отношения с сотрудниками. 2 3
3. Имидж (образ) менеджера. 2 3
4. Выявление лидерских качеств. Тестирование 2 3
5. Решение ситуационных задач на определение стиля управления 2 3
Самостоятельная работа при изучении Раздела ТТМ 2:
-написание сообщений по заданным темам:
Закономерности и принципы управления.
Планирование работы руководителем.
Способы вознаграждения персонала.
Исследование факторов мотивации в учебной деятельности.
Система контроля в организациях.
Методы принятия управленческих решений.
Пути улучшения системы коммуникаций в организации.
Переговоры: искусство достигать цели.
Хорошее выступление: как это делается.
Искусство общения: подготовка и проведение деловых бесед.
Практические приемы убеждения.
Неформальные группы и управление ими.
Технологии разрешения конфликтов.
Природа и причины возникновения стрессов в работе руководителя.
Имидж делового человека.
Культура управленческого труда.
Новичок в кресле шефа. Вхождение в должность руководителя.
Техника личной работы: где взять недостающее время.
-работа с источниками информации (конспектом занятий, учебным пособием, составленным преподавателем, учебной и специальной литературой, материалами на электронных носителях, периодическими изданиями по профилю подготовки, ресурсами Интернет);
- участие в учебно-исследовательских работах/проектах;
создание презентаций по заданным темам;
- подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Написание эссе, отражающее сущность и характерные черты современного менеджмента.
Анализ факторов внешней среды, оказывающих влияние на организацию (по материалам СМИ).
Анализ эффективности использования различных методов управления.
Определение значения комплексного применения методов управления.
Определение способов достижения баланса власти в организации.
Определение этапов формирования коллективов.
Разработка плана текущей деятельности на определенный период.
Разработка плана-проекта проведения мероприятия в подразделении (по заданию преподавателя).
Решение ситуационных задач, связанных с принятием управленческих решений.
Построение и описание схемы структуры организации.
Анализ достоинств и недостатков централизованных и децентрализованных организаций.
Выбор управленческого воздействия при решении проблемно-ситуационной задачи.
Составление вопросов для проведения собеседования при приеме на работу нового сотрудника в подразделение.
Проведение социометрии в параллельной студенческой группе.
15. Анализ достоинств и недостатков, а также эффективности применения различных стилей управления. 80 Виды работ:
1. Применение приемов делового и управленческого общения в профессиональной деятельности. Ролевые игры
2. Использование различных приемов, направленных на организацию работы коллектива исполнителей.
3. Выбор метода управленческого воздействия. Решение проблемно-ситуационных задач. 15 Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) итоговая по модулю
50 Примерная тематика курсовых работ (проектов)
1 . Основной капитал машиностроительного предприятия и эффективность его использования.
2. Оборотные средства и экономическая эффективность их использования.
3. Труд и оплата труда в машиностроительном предприятии.
4. Прибыль и рентабельность работы машиностроительного предприятия и пути их повышения.
5. Организация ценообразования на машиностроительном предприятии.
6. Организация оплаты труда и материального стимулирования на машиностроительном предприятии.
7. Бизнес-план - основная форма внутрифирменного планирования.
8. Экономическая эффективность работы машиностроительного предприятия и пути ее повышения.
9. Расчет основных производственно-экономических показателей деятельности машиностроительного предприятия, характеризующих эффективность выполняемых работ. Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю
Виды работ:
Познакомиться с Уставом предприятия, определить цели, задачи и функции предприятия.
Разработать схему организационной структуры предприятия и сделать её описание.
Изучить должностные инструкции работников предприятии и определить роль и функции каждого работника в достижении уставных целей.
Познакомиться с содержанием резюме бизнес-плана машиностроительного предприятия.
Изучить Положение по оплате труда.
Изучить систему иен и методы стимулирования сбыта.
Принять участие в расчете основных экономических показателей работы машиностроительного предприятия. Принять участие в планировании и оценке экономических показателей структурного подразделения машиностроительного предприятия.
Принять участие в составлении плана текущей работы подразделения. Изучить порядок осуществления перспективного планирования напредприятии. Составить самостоятельно план текущей работы исполнителей на определенный период и конкретное мероприятие.
Изучить порядок определения потребности исполнителей в ресурсах для выполнения установленного вида и объема работы.
Принять участие в проведении руководителем инструктажа по порядку выполнения работы исполнителями (персоналом предприятия).
Изучить систему контроля на предприятии. Выявить внешних и внутренних субъектов контроля, определить методы и способы проведенияконтрольных процедур и опенки их результативности и последующих действия руководства предприятия.
Разработать варианты оценки работы персонала предприятия за отчетный период.
Принять участие в проведении руководителем дисциплинарной беседы с сотрудником организации, совершившим дисциплинарныйпроступок.
Принять участие в оформлении табеля учета рабочего времени и начислении заработной платы сотруднику подразделениямашиностроительного предприятия. Описать алгоритм и порядок расчета.
Изучить алгоритмы принятия управленческих решений на предприятии по различным стандартным и нестандартным ситуациям.
Принять участие в подготовке и проведении собрания с коллективом предприятия и подразделения.
Описать проблемные ситуации в профессиональной деятельности и разработать варианты управленческих решений по разрешению этихпроблем.
Составить отчет о выполненной работе на практике по профилю специальности.
144 Всего 594 Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятии (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета экономики и менеджмента ;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочие столы и стулья для обучающихся;
рабочий стол и стул для преподавателя;
доска классная;
наглядные пособия;
комплект учебно-методической документации
Технические средства обучения:
компьютеры,
мультимедиа-система для показа презентаций.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику по профилю специальности в действующих предприятиях машиностроения. Оборудование и технологическое оснащениерабочих мест при прохождении практики по профилю специальности должноотвечатьтребованиям, установленным для машиностроительных
предприятий в Российской Федерации. С предприятиями-базами практики заключаются договоры на проведение практики студентов.
4.2. Информационное обеспечение обучения. Учебно-методическая документация:
Учебно-методические комплексы по разделам и темам профессиональногомодуля.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов попрофессиональному модулю.
Сборник тестовых заданий по разделам модуля.
Сборник ситуационных задач по разделам модуля.
Материалы для промежуточной аттестации студентов и государственной(итоговой) аттестации выпускников по специальности 151901 Технологиямашиностроения по профессиональному модулю.
Учебно-методические пособия управляющего типа (рабочие тетради дляпрактических заданий, инструкционные карты, методические рекомендациидля выполнения практических работ, рефератов, курсовых работ и др.).
Дневник-отчет по практике по профилю специальности 151901Технология машиностроения по профессиональному модулю.
Информационно-методический уголок:
график проведения промежуточного и контрольного тестирования;
график отработок пропущенных занятий;
виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
перечень тем для самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
перечень тем курсовых работ;
график консультаций;
инструкция по технике безопасности;
инструкция по пожарной безопасности;
вопросы к семинарам;
список обязательной и дополнительной литературы и др.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Программа профессионального модуля «Организация производственной деятельности структурного подразделения» реализуется в течение 4-х семестров IV и V курсов.
Организация учебного процесса и преподавание профессионального модуля в современных условиях должны основываться на инновационных психолого-педагогических подходах и технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки обучающихся.
Освоению данного модуля должны предшествовать дисциплины из общего гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов, таких как: «Русский язык и культура речи», «Математика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Психология общения», «Основы экономики организации и управления качеством» и профессионального модуля ПМ 01. «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин». Для систематизации знаний по междисциплинарному комплексу МДК.02.01. «Организация и планирование деятельности структурного подразделения» преподавание дисциплин профессионального цикла «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Основы экономики организации и управления качеством» и профессиональных модулей ПМ 01. «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин».
В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, а так же самостоятельная работа обучающегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы профессионального модуля.
Для успешного освоения профессионального модуля «Организация производственной деятельности структурного подразделения» каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами (тематическими планами семинаров и практических занятий, учебно-методической литературой, типовыми тестовыми заданиями, ситуационными задачами, заданиями и рекомендациями по самостоятельной работе и курсовой работе).
Лекции формируют у студентов системное представление об изучаемых разделах профессионального модуля, обеспечивают усвоение ими основных дидактических единиц, готовность к восприятию профессиональных технологий и инноваций, а также способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.
Самостоятельная работа студентов проводится внеаудиторных часов, составляет 1/2 от общей трудоемкости междисциплинарного комплекса. Самостоятельная работа включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов по выбранной теме, проведение исследований по курсовой работе, отработку практических умений, и способствует развитию познавательной активности, творческого мышления обучающихся, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации, формированию общих компетенций.
Оценка теоретических и практических знаний студентов осуществляется с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач, оценки практических умений. В конце изучения профессионального модуля проводится экзамен, кроме того, материалы профессионального модуля «Организация производственной деятельности структурного подразделения», включаются в государственную (итоговую) аттестацию по специальности 151901 «Технология машиностроения».
Производственную практику (по профилю специальности) необходимо проводить как итоговую (концентрированную) практику по завершению основных разделов модуля. Базами производственной практики являются машиностроительные предприятия и организации, с которыми колледж заключает договор о взаимном сотрудничестве. Основными условиями прохождения производственной практики в данных предприятиях и организациях являются наличие квалифицированного персонала, оснащенность современным технологическим оборудованием.
Практика по профилю специальности проводится под руководством преподавателей и специалистов предприятия-базы практики. Руководитель от колледжа назначается приказом директора из числа преподавателей специальных дисциплин. В обязанности преподавателя-руководителя практики входит: контроль выполнения программы практики, оказание методической и практической помощи студентам при отработке практических профессиональных умений и приобретения практического опыта, проверка заполнения дневника по производственной практике.
Руководители практики студентов от предприятия-базы практик назначаются приказом руководителя предприятия до начала практики, из числа специалистов имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемого профессионального модуля.
При освоении тем МДК, работе над курсовой работой (проектом) и в процессе прохождения практики по профилю специальности студентам оказываются консультации в объеме 50 часов.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
наличие высшего технического образования машиностроительного профиля;
опыт работы на машиностроительных предприятиях или производственно-коммерческих организациях не менее 3 лет;
прохождение стажировки на машиностроительных предприятиях или производственно-коммерческих организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
наличие высшего технического образования машиностроительного профиля;
опыт работы на машиностроительных предприятиях или производственно-коммерческих организациях не менее 5 лет;
прохождение стажировки на машиностроительных предприятиях или производственно-коммерческих организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ)5.1 Контроль и оценка результатов освоения профессиональных
компетенций
Результаты
(освоенныепрофессиональные компетенции) Основные показатели
оценки результата
Формы и
методы контроля и оценки
ПК 2.1
Планировать и организовывать работу структурного подразделения.
-планирование работы исполнителям в
соответствии с установленными целями, задачами и функциями организации
(подразделения) и должностными
инструкциями
работников;
оформление планов
работы по установленной форме;
соответствие планов требованиям
конкретности,
достижимости,
проверяемости;
-организация работы
трудового коллектива в соответствии с планами
работы, должностными инструкциями;
- определение состава и количества необходимых ресурсов для выполнения работы и плановых
заданий исполнителями.
Интерпретация результатов
наблюдений задеятельностьюобучающегося в
процессе учебной и производственной практики.
Входной контроль:
- тестирование.
Текущий контроль:
- устный и письменныйопрос;
решениеситуационных задач;
оценка участия вролевых (деловых)играх и тренингах;
тестирование потемам МДК;
контрольные работыпо темам МДК;
выполнениерефератов, докладов;
участие висследовательской,творческой работе;
оценка выполнениязаданий длясамостоятельнойработы;
отчеты попрактическим работам.
Рубежный контроль:
-контрольные работыпо темам МДК.
Итоговый контроль по разделу:
зачет по учебнойпрактике;
контрольная работа
по разделу модуля.
ПК2.2. Руководить
работой
структурного
подразделения
-использование различных методов контроля работы исполнителей (проверкаи анализ документов, текущее наблюдение за работой, измерения и др.);
сопоставления
результатов работы исполнителей с установленными
стандартами деятельности и осуществление анализа и оценки работы
исполнителей по
результатам
сопоставления, выявление отклонений и причин, их вызвавших;
-принятие
управленческого
решения по повышению результативности
работыпредприятия и
подразделения.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
5.2 Контроль и оценка результатов освоения общих компетенций
Результаты
(освоенные общиекомпетенции) Основные показатели
оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК1. Понимать
сущностьи социальную
значимостьсвоей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый
интерес
- объяснение социальной значимости профессии;- стремление к освоению профессиональных компетенций,знаний и умений
(участие в предметных конкурсах, олимпиадах и др.); Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью студента
в процессе освоения программы профессионального
модуля;
активное участие вучебных,
образовательных,
воспитательных
мероприятиях в рамках
профессии, достижение
высоких результатов,
стабильность
результатов,
портфолиодостижений.
ОК2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
- организация собственной деятельности в соответствии
с поставленной целью;
- определение и выбор способов (технологии)
решения задачи в соответствии с заданными условиями
и имеющимися
ресурсами Интерпретация
результатов
наблюдений за деятельностью
студента в процессе
освоения
программы профессионального
модуля;
-оценка за
решениепроблемно-
ситуационных задач
на практических
занятиях;
-устный и
письменныйэкзамен;
-положительные
отзывы
руководителейпроизводственнойпрактики от
предприятий-баз
практики.
ОКЗ. Принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
-определение и выбор
способа разрешения
проблемы в соответствии с заданными критериями;
-проведение анализа
ситуации по заданным
критериям и определение
рисков;
- оценивание последствий принятых решений. ОК4. Осуществлять поиск и использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- поиски
использование
информации для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития;
ОК6. Работать в
коллективе и
команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
потребителями. -эффективное взаимодействие иобщение с коллегами ируководством;
-положительные отзывы спроизводственной практики.
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью студента
в процессе освоения программы профессионального
модуля;
участие в ролевых(деловых) играх итренингах;
выполнение заданийучебной и
производственной
практики.
ОК7. Брать на себя
ответственность за
работу членов команды
(подчиненных), за
результат выполнения
заданий.
- ответственное отношение к результатам выполнения профессиональных
обязанностей членами
команды;
-проведение самоанализа, и коррекции результатов собственной работы;
- результативность работы членов команды
(подчиненных).