Открытый урок по русскому языку на тему Обособленные уточняющие члены предложения


Кызылординская область Шиелийский район
КГУ «казахская средняя школа №152»
Краткосрочный план урока
Тема урока: Обособленные уточняющие члены предложения
Предмет: русская речь
Класс: 8 «Б»
Учитель: Алихан Гульмира Абдиганиевна
2015 год

Предмет
Русская речь Четверть
четвёртая Класс 8 «Б» Дата 15.04.2015 г.
Тема урока Обособление уточняющих членов предложения. Урок-закрепление
Ссылки Г.Бадамбаева, М.Тюлебаева, Б.Исмагулова. Русская речь. Алматы «Мектеп» 2008. Интернет ресурсы
Цели урока Знать теоретический материал по теме;
Отработать постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами;
Уметь правильно использовать в речи и на письме указанные конструкции; обосновать свои ответы, оценивать друг друга.
Результаты обучения для учащихся Будут знать теоретический материал по теме; научатся грамотно обособлять уточняющие члены предложения; смогут использовать их в речи и на письме, обосновать свои ответы, оценивать друг друга.
Основные идеи, отработанные по теме урока Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения. В устной речи обособленные члены предложения произносятся с особой интонацией, а в письменной – выделяются запятыми.
Задания
Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Психологический настрой «Улыбка»
Мотивационный этап
2 мин
2 мин Учитель приветствует учащихся, предлагает улыбнуться друг другу, приглашает делиться на группы, выбирая слова.
Знакомство с эпиграфом урока:
Знаки препинания служат нотами при чтении. 
Чехов
Учитель раздаёт лист оценивания, предлагает выбрать капитана команды. Учащиеся приветствуют учителя, делятся на 3 группы, выбирая слова «Умники», «Всезнайки», «Знатоки».
Знакомятся с эпиграфом, выражают своё мнение, мысленно готовятся к уроку.
Капитан контролирует работу группы и заполняет по ходу урока лист оценивания.
1.Вызов (знание и понимание)
6 мин
Приём «Незаконченные предложения». Вставьте вместо пропусков нужные слова.
1. Обособленными называются второстепенные члены предложения, ____________________.
2.На письме они чаще всего выделяются ___________________.
3.Уточняющие члены предложения могут присоединиться к главному, уточняемому, слову при помощи союзов _______________________ , а также словами: _________________________.
Взаимопроверка по ключу (ключ проецируется на экране) Вставляют нужные слова.
Ключ: выделяемые по смыслу и интонацией;
запятыми или тире;
то есть, или, иначе, именно, особенно, даже, в частности, в том числе, например1 ответ правильный – 1 балл,
2 ответа правильны – 2 балла,
3 ответа правильны – 3 балла.
2. Осмысление
(применение и анализ) 10 мин
12 мин
2 мин
6 мин
Актуализация изученного материала.
Групповая работа.
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите обособленные уточняющие члены препинания. Выразительно прочитайте.
1 группа.
1.Здесь в городе цивилизация спорит с экологией.
2.Взрослые сели пить чай вечером после шести часов.
2 группа.
1. Разные города даже самые небольшие окружены теперь дачами.
2. Это был Гаврила Степанов или попросту Гаврюша.
3 группа.
1. Никто даже волк не мог поймать колобка.
2. Им спортсменам не привыкать к физическим нагрузкам.
Парная работа
Из предложенных пар выберите только предложения с уточняющими  членами. Объясните постановку знаков препинания.
№1
1. Здесь, среди болот, проб…рается тоненький ручеек.2. Вчера на хуторе произошло нечто странное.
№2
1. Войдя в дом, Макар подош…л к камину.2. Сегодня, в восемь часов вечера, мы поед…м в гости.
№3
1. Нутрия, или водяная крыса, цени(т,ть)ся своим мехом.2. Письмо доставит мой брат или его товарищ…
№4
1. Все поднялись рано, с зарей.2. На севере, слабо мерцая, подымались какие(то) белесоватые  облака.
№5
1. C экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов.
2. Я ничего не слышал, кроме шума листьев.
№ 6
1. Горы, покрытые снегом, белели среди ночи.  2. Над водой летали и кричали альбатросы, то есть морские чайки.
Игра «Поймай мяч».
Индивидуальное задание.  
Придумайте предложения по данному началу.
1) Утром, часов в семь, ...
2) Зимой, в конце декабря, ...
3) Недалеко, напротив парка, ...
4) Главный член предложения, а именно подлежащее, ...
5) Все присутствующие, в том числе и приезжие, … По ходу урока используются сигнальные карточки
Взаимопроверка
Взаимооценивание
Критерии:
1. Расстановка знаков препинания
2. Анализ предложения
3. Чтение
ПРКритерии:
1. Безошибочное письмо
2. Правильный анализ
3. Выразительное чтение
Называют ключевые слова урока
ИР
Критерии Баллы
1. Составлено 1 предложение 1 балл
2. Составлено 2 предложения 2 балла
3. Составлено 3 и более предложения 3 балла
3.Рефлексия
Оценивание
Домашнее задание 5 мин Написать рефлексию SMS-сообщением:
Что я знаю?
Что я понял(а)?
Написать эссе на тему «Наше будущее», используя обособленные члены предложения. Пишут рефлексию по «сотовым телефонам»
Суммативное оценивание на основе листа оценки
Записывают в дневники
Источники, оснащение и оборудование: Учебник, мультимедийное оборудование, ноутбук, раздаточные материалы.
Последующие задания и чтение Анализ и оценивание урока Изменения к уроку Лист оценивания
Члены группы Задание 1
«Незаконченные предложения» Групповая работа Парная работа Индивидуальная работа Итого
1 2 3 4 5 6 ГР
Критерии 1 балл 2 балла 3 балла
1. Расстановка знаков препинания 2 ошибки 1 ошибка Нет ошибки
2. Анализ предложения Нет анализа частичный полный
3. Чтение есть ошибки хорошее Очень хорошее
ПРКритерии 1 балл 2 балла 3 балла
1. Безошибочное письмо 2 ошибки 1 ошибка Нет ошибки
2. Анализ предложения Нет анализа частичный полный
3. Чтение с ошибками хорошее выразительное
ИР
Критерии Баллы
1. Составлено 1 предложение 1 балл
2. Составлено 2 предложения 2 балла
3. Составлено 3 и более предложения 3 балла
21-24 баллов - «5»
12-18 баллов – «4»
3-11 баллов – «3»