Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования Костычевой М,М,


Игровые технологии при изучении английского языка в учреждении дополнительного образования.
 АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Включение иностранного языка в программу воспитания и обучения детей в учреждениях дополнительного образования позволяет полнее реализовать его воспитательный и развивающий потенциал, способствует формированию его общих и языковых способностей, более прочному усвоению иностранного языка при его дальнейшем изучении. Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр. Игровые технологии - это действенный инструмент преподавания, который заставляет мыслить учащихся, делает процесс обучения ярким и интересным. Игры это активный способ достичь многих образовательных целей. Используя игры, мы более успешно овладеваем устной речью, развиваем разные лингвистические навыки: Listening, Speaking, Reading, Writing.
Актуальность опыта состоит в его направленности на практическое овладение английским языком в процессе игровой коммуникации.
2. КОЦЕПТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.
Новизна данного опыта состоит в том, что она даёт возможность ребёнку взглянуть на занятие английского языка другими глазами: это игра, праздник, общение. Игра в обучении английского языка не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней. Вводя ту или иную игру, педагог должен учитывать, что радует, волнует ребёнка в данный момент, а также помнить о целевой направленности собственной игры. Игра помогает создать атмосферу живого общения на занятиях. В игре все равны: результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, выдержки, умений, характера. При организации учебного процесса применяются различные формы занятий, однако предпочтение отдаётся игровым формам. Благодаря нетрадиционной игровой форме обучения у обучающихся развиваются память, воображение, формируется умение сотрудничать, творчески выразить себя. Игра раскрепощает, повышает настроение, помогает повысить самооценку. Следовательно, игра выполняет коммуникативную, эмоциональную функцию и функцию самореализации.
3. НАЛИЧИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Она выполняет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая средством их психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Об игре в качестве средства воспитания писали многие педагоги (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский). Н.К.Крупская определяла игру как потребность растущего организма. В ней ребёнок совершенствуется и развивается, приобретая такие морально-волевые качества, как инициатива, находчивость, ответственность. А.С.Макаренко считал, что игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Играя, ребёнок приближается к ступеньке воображения, фантазии, он что-то из себя немного изображает, он чем-то более высоким себя чувствует. Т.В.Крижановская в своём пособии строит задания по введению и закреплению лексики и простых грамматических структур на основе игровых ситуаций. Играя, ребёнок выучит новые слова и конструкции, научится составлять рассказы и задавать вопросы по-английски. Большое количество подвижных игр и рифмовок способствует поддержанию интереса детей к занятиям и снятию напряжения.
4. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ: создание на занятиях английского языка условий, способствующих повышению мотивации обучения, формирование готовности к общению на английском языке.
5.ОПТИМАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ. Важную роль в овладении английского языка играет использование средств наглядности, раздаточный иллюстративный материал, видео-обучающие программы, мультимедийный проектор и т.д. Зачастую для детей компьютер выполняет различные функции: педагога, рабочего инструмента, наглядности, игровой среды. Использование на занятиях компьютерных презентаций помогает обучающимся увидеть ситуацию, о которой они будут говорить или писать, расширяет и углубляет их представления об окружающем мире, об изучаемом объекте. С целью активизации познавательной деятельности на занятиях мной используются следующие средства:
Атмосфера заинтересованности работой на занятиях.
2. Постоянный диалог с обучающимися, создание таких условий, при которых ребята должны:
аргументировано защищать свое мнение, используя приобретенные знания;
задавать вопросы педагогу, товарищам, выяснять трудности, углубляться с их помощью в процесс познания; 
оценивать ответы товарищей,  вносить коррективы, давать советы;
делиться своими знаниями с другими;
помогать при затруднениях, объяснять непонятное;
Побуждение учащихся к поиску альтернативных решений поставленных учебно-познавательных задач.
Смена форм деятельности в ходе занятия (устная работа, работа группой, самостоятельная работа, индивидуальные задания, игровые элементы).
Подбор инновационных форм проведения занятий (урок-исследование, урок-лекция, урок-диспут, урок-конференция, урок-соревнование, урок-путешествие, урок интегрированного обучения, видеоурок, устный журнал, телемост, выпуск газеты, подготовка коллажа, постера, переводческая деятельность, экскурсии в музеи, по родному городу и краю, проектная работа, инсценировка, составление кроссвордов, мультимедийных презентаций).РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Результативность проявляется в овладении учащимися всеми видами речевой деятельности, в повышении интереса к изучению английского языка, повышении толерантности, умению высказать свою точку зрения. Развивающие формы обучения обеспечивают разнообразие языковых тем, качество языковой практики повышается, так как обучающиеся используют языковую форму не механически, а осмысленно. Обучающиеся принимают участие в языковых Олимпиадах, дистанционных международных проектах и конкурсах.
7. ВОЗМОЖНОСТЬ ТИРАЖИРОВАНИЯ
Созданный методический, дидактический материал, наглядные материалы, свидетельствующие об опыте организации и проведении занятий, нашли свое отражение в многочисленных публикациях и были тиражированы на профильных интернет-сайтах:
Школьный портал Республики Мордовия http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/uniterruz/
Дистанционный образовательный портал «Продленка»: http:www.prodlenka.org  
8. НАЛИЧИЕ ОБОСНОВАННОГО ЧИСЛА ПРИЛОЖЕНИЙ, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с детьми (конспекты занятий и мероприятий, грамоты, дипломы и свидетельства прилагаются).
Имеющиеся системные разработки представлены в приложениях, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися.
Приложения
Приложение 1.
Перечень открытых занятий, выступлений и участие на семинарах, конференциях.
1. Открытое занятие с детьми 7 лет по теме «Путешествие по странам изучаемого языка».
2. Открытое занятие с детьми 6 лет по теме «Добро пожаловать в Великобританию».
3. Выступление на семинаре-практикуме «Детский проект как приоритетная форма работы» с сообщением «Использование метода проектов на занятиях творческого объединения «Счастливый английский»».
4. Участие в Международном конкурсе-игре по английскому языку «Лев».
5. Сертификат  участника в рамках Всероссийского вебинара О.Н. Суханова, учитель английского языка ГБОУ Гимназия №1599 г. Москвы, методист по английскому языку по теме:  «Советы по организации занятий с дошкольниками»  9 сентября 2014 года.
Приложение 2.
Перечень публикаций, наглядно иллюстрирующих основные формы и средства работы с обучающимисяИнтернет – публикации:
«Открытое занятие по английскому языку для дошкольников 5-6 лет «Магазин игрушек», 10 января 2013г. (http:www.prodlenka.org  )